Цели и содержание образования

1. понятие цели обучения. Таксономия целей обучения.

2. сущность содержания образования.

3. источники и факторы отбора содержания образования.

4. документы, регламентирующие содержание образования.

Вопрос29)

Цель образования является определяющим компонентом дидактической системы и зависит от соц. заказа, особенностей образовательного учреждения, конкретных задач. В истории педагогики выделяются два противоположных подхода к целям образования. Представители первого утверждают, что целью обучения является развитие памяти человека, в первую очередь – ее объема. Основной механизм – запоминание. Данный подход называют формальным. Согласно второму, целью обучения является усвоение курса наук, формирование конкретных необходимых в жизни знаний. Этот подход называется материальным. Общепринятой является попытка рассмотрения целей образования через результат учебных действий. Построение системы целей, внутри которой выделяются уровни и виды целей, называется таксономией. Наиболее разработанной таксономией целей обучения является таксономия американского ученого Биума. В основу данной таксономии положено разделение сфер деят-ти человека на когнитивную (умственную), аффективную (чувственную) и психомоторную деят-ть. В дидактике наиболее часто используемой на практике является таксономия целей в когнитивной сфере личности. Перечень целей обучения в когнитивной сфере личности выглядит так:

N Категория целей Содержание категорий
  Знания Запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостных теорий и полной картины мира.
  Понимание Преобразование материала из одной формы в другую (из словесной в схематическую), а также интерпретация материала, выдвижение предположений, сравнение различных точек зрения.
  Применение Использование изученного материала как в конкретных традиционных, так и в новых ситуациях.
  Анализ Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.
  Синтез Комбинирование элементов с целью получения нового целого (сообщение, построение плана действий, игровое действие с установлением связей).
  Оценка Наличие всех выше перечисленных позиций + оценочное суждение, основанное на четких внешних и внутренних критериях.

 

С методической точки зрения цели полагания осуществляются следующими способами:

1) через изучаемое содержание материала

2) через деят-ть учителя

3) через внутренние процессы обучаемого (формируются воспитательные умения ученика)

4) через учебную деят-ть ученика

5) через результаты обучения, выраженные через конкретные действия обучаемого.

2.

Рассмотрение вопроса о сущности содержания образования определяется наличием 2-х подходов: 1) знание-ориентированного, 2) личностно-ориентированного. При первом подходе знание является высшей ценностью и заслоняет собой личность. В последние годы в связи с гуманизацией образования утверждается личностно-ориентационный подход содержания (Лернер, Скаткин, Бим-Бад, Краевский). В рамках данного подхода социальная функция образования является определяющей его содержание. Культура человеческого общества при анализе распадается на определенные элементы, и для воспроизведения этих элементов в содержании образования они должны отражаться. Исходя из этого, содержание образования включает в себя:

1) систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способов деят-ти, усвоение которых обеспечивает формирование научного мировоззрения, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деят-ти.

2) систему общих интеллектуальных и практических навыков и умений, являющихся основой множества конкретных действий и обеспечивающих способность молодого поколения к сохранению культуры.

3) опыт творческой деят-ти, ее основные черты, которые постепенно были накоплены человечеством в процессе развития общества и обеспечивающий развитие культуры.

4) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и к друг другу.

Знания являются основным элементом и источником формирования содержания образования. Без знаний невозможна целенаправленная деят-ть. Выделяются основные виды знаний:

§ понятия и термины

§ факты повседневной действительности и науки

§ законы науки и действительности

§ концепции и теории

§ знания о способах деят-ти

§ оценочные знания.

Умения и навыки следующих видов:

Ø интеллектуальные (дедуктивные, обобщающие)

Ø практические (конструктивные, трудовые)

Ø предметные (работа с картой по географии)

Ø обще учебные (работа с книгой, умение конспектировать)

Опыт творческой деят-ти направлен на формирование творческой личности. Процедуры творческой деят-ти сложно разделить на этапы, однако выделяют признаки и черты творческой деят-ти, овладение которыми характеризует личность как творческую. Такие черты:

ü самостоятельный перенос информации в новую незнакомую ситуацию

ü видение новой проблемы в знакомой ситуации

ü видение новой функции объекта

ü видение структуры объекта

ü самостоятельное комбинирование известных способов деят-ти в новые

ü видение возможных решений данной проблемы

ü построение новых способов решения данной проблемы отличных от известных

Что касается четвертого компонента содержания образования – данный компонент характеризует чувственную сферу личности и рационально не может быть охарактеризован. Содержание образования реализуется на различных уровнях:

1) осознанное восприятие и запоминание, когда информация в чистом виде используется как образец

2) перенос информации в различные ситуации (поиск применения)

3) творческое использование знаний и способов деят-ти.

3.

В дидактике выделяют понятие – источник содержания образования и фактор его отбора. Наиболее общий источник содержания образования – культура, а также виды деят-ти: трудовой, учебной, логика развертывания материала.

Факторами отбора являются:

а) потребности общества, а также социальные, культурные, профессиональные требования к выпускнику

б) закономерности и принципы процесса обучения

в) психические особенности и возможности обучаемых

4.

К документам, регламентирующим содержание образование, относятся:

1) государственный образовательный стандарт

2) учебный план (основной документ)

3) учебные программы, учебники и учебные пособия

1) образовательный стандарт (от слова мерило, норма) – обязательный уровень требований подготовки выпускников и соответствие этим требованиям содержания методов, средств, форм обучения и контроля. В содержательном аспекте гос. образовательный стандарт предусматривает:

a) владение базовыми понятиями – умение:

ü узнавать и воспроизводить основные понятия и теории науки

ü давать им определения

ü раскрывать содержание понятия, его объем

ü устанавливать межпредметные связи на основании этого понятия

ü давать практическую интерпретацию понятиям

b) знание теорий, концепций, закономерностей науки, ее истории, проблем и прогнозов

c) умение применять научные знания на практике

d) наличие собственных суждений в данной области науки

e) знание проблем науки и своей роли в их решении

f) владение технологией непрерывного самообразования в данной науке

Гос. образовательный стандарт минимум включает в себя:

v описание содержания образования на каждой ступени образования

v требования к минимальной подготовке обучаемых

v максимально допустимый объем нагрузки обучаемых

 

2) на основе образовательного стандарта – основной учебный план, который является основой учебного плана конкретного образовательного учреждения. Включает в себя инвариантную (федеральную) часть и вариативную часть (региональный и школьный компоненты), призванные обеспечить индивидуализацию обучения и учесть особенности учебного заведения и региона. На основании учебного плана составляют учебные программы, отражающие конкретное содержание материала, объем, логику изучения и количество часов по темам и разделам по конкретной дисциплине.

В структуре учебной программы выделяют следующие компоненты:

a) пояснительная записка, в которой цели и задачи курса, объем и формы контроля

b) содержание курса (тематический план, тематика лекций, занятий)

c) литература для изучения материала

d) методические рекомендации по организации изучения материала

3) конкретизация учебных программ находится в учебниках и пособиях. Учебник – основной источник знаний и организации смысловой работы. Структура его включает в себя учебный текст, как основной элемент, и вне текстовые материалы. К ним относятся:

Ø аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям)

Ø собственный иллюстративный пример

Ø аппарат ориентировки, включающий предисловия, примечания, приложения, оглавления, указатели)

Учебное пособие в отличие от учебника отражает некоторые темы наиболее широко и углубленно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: