Роман «Воскресение» Л. Н. Толстого

Среди последних произведений Л. Н. Толстого центральное место занимает роман «Воскресение» (1889 – 1899). В сравнении с «Войной и миром» и «Анной Карениной» это был новый, открыто социальный, «общественный» роман.

Роман «Воскресение» Л.Н.Толстого вырос из реальных фактов как и все, в сущности, художественные творенья Л.Н.Толстого. В середине 1880-х кодов в одном из отделений петербургского суда слушалось, с участием присяжных заседателей, дело по обвинению проститутки Розалии Они в краже ста рублей у одного из «гостей» притона, где она жила. Ее приговорили к 4-м месяцам тюрьмы. В числе присяжных оказался и тот молодой человек, который в свое время стал виновником падения Розалии. Когда эта девушка-сирота жила в семье одной богатой петербургской дамы, его родственницы, и соблазнил ее шестнадцатилетнюю воспитанницу. Под впечатлением суда и приговора и узнав в обвиненной арестантке ту самую девушку, которую он довел до проституции, молодой человек почувствовал угрызения совести, стал добиваться встречи с арестанткой, хотел передать ей письмо и в связи со своими хлопотами о ней побывал у прокурора петербургского окружного суда А. Ф. Кони. Последний расположил к себе молодого человека, и тот рассказал ему всю историю Розалии, прибавив, что единственным его стремлением сейчас является женитьба на соблазненной им девушке.

Эту историю и услышал Толстой из уст А.Ф.Кони, гостившего в Ясной Поляне в июне 1887 г. Прокурор сообщил также Толстому и о печальном конце Розалии: она умерла в тюрьме от сыпного тифа, а ее любовник куда-то исчез.

Толстой внес в ситуацию, сообщенную Кони, существенную коррективу: в его замысле герой не чиновник, а — аристократ, представитель знати; героиня же не воспитанница богатой дамы, а простая девушка из деревни. Такое классовое противопоставление неизмеримо повышало напряженность всей романтической коллизии. Оно давало возможность автору, непрерывно думавшему над преступностью жизни «высших», властвующих классов, снова и снова обличить эту преступность. Принадлежность героя к помещичьему сословию помогла Толстому вскрыть и преступность «владения землей», а это была больная тема во всех его раздумьях. Крепкий фабульный узел — связь героя-аристократа с крестьянской девушкой — побуждал Толстого и к обоснованию самокритического взгляда на некоторые осуждаемые им факты из своего прошлого. А сцена судебного разбирательства преступления героини позволяла Толстому обнажить все казенное лицемерие и тупоумие, всю гниль презираемого им бюрократического аппарата российского самодержавия.

Передавая душевные движения и образ мыслей своих героев, Толстой приобретает возможность судить о людях и событиях всей эпохи. Создается характеристика всего строя жизни самодержавной России. По поступкам Нехлюдова, служащего в гвардии, Толстой судит о паразитарной жизни офицерства и вскрывает несостоятельность военно-бюрократического режима. Рядом с милитаристским строем и весь бюрократический аппарат царской России получает в «Воскресении» уничтожающую характеристику.[1]

В структуре «Воскресения важны три момента.

1. Главная задача романа – художественно исследовать весь существующий строй жизни, снизу доверху и по всем направлениям вширь. В произведении показаны различные социальные слои: аристократия, духовенство, купечество, крестьянство, военная среда, английские миссионеры, рабочие, тюремщики.

Место действия по своей географии и социальной принадлежности разнообразно: Москва и Петербург, нищая деревня, помещичья усадьба, тюрьма, пересыльные этапы, судебные учреждения, церковь, трактир и т.д.

Завязкой романа является преступление Нехлюдова против Катюши Масловой (соблазнение девушки). На этот сюжетный стержень нанизывается остальной материал, отсюда органичное единство линий, связанных с Катюшей, и большая фабульность. Исходная событийная точка становится второстепенной, а на первый план выдвигается широкая социальная панорама – «разные тетушки, смотрители, генералы и т. п.»

2. Роман задумывался о грехе, раскаянии и возрождении дворянина Нехлюдова. Однако в окончательном варианте на первый план как предмет выдвинулось другое – жизнь обиженного народа, в частности невинно осужденной Масловой. Показательно, что почти все основные эпизоды в жизни главных героев романа не обходятся без участия и оценки «посторонних» лиц – из народа. Суд над Масловой подробно обсуждается в тюремной камере, как и все ее свидания с Нехлюдовым.

3. Роман остро публицистичен. Это и роман-обозрение, и роман-проповедь.

Композиция однолинейна и строится в соответствии с основным социальным конфликтом. Мир разделен на два неравных враждебных друг другу лагеря: господствующие классы и все, кто охраняет их привилегии, крестьяне, городская беднота, арестанты, политические ссыльные. Непонимание, ненависть и презрение разделяют эти два лагеря.

В центре повествования романа находится ситуация падения и возрождения героев Л.Н.Толстого. Этап падения и постепенного внутреннего омертвления в романе занимает немного место. Весь роман, за исключением первых глав, – это история постепенного внутреннего возрождения человека.

Духовное воскрешение переживает Катюша Маслова. В ее жизни можно выделить два ключевых этапа: 1) подлость Нехлюдова и 2) встреча с политзаключенными, которые ей поверили.

Из предыстории главной героини, Катюши Масловой, мы узнаем, что у ее матери умерло пятеро детей (она заморила их голодом, как обузу, мешающую в работе). И только Катюша оказалась «спасенной» от смерти: «Незамужняя женщина эта рожала каждый год, и, как это обыкновенно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося ненужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода». Так умерло пять детей. Всех их крестили, потом не кормили, и они умирали. Шестым ребенком, прижитым от проезжего цыгана, была девочка, и участь ее была бы та же. Но случилось так, что одна из двух старых барышень зашла в скотную, чтобы сделать выговор скотницам за сливки, пахнувшие коровой. В скотной лежала родильница с прекрасным здоровым младенцем. Старая барышня сделала выговор и за сливки и за то, что пустили родившую женщину в скотную, и хотела уже уходить, как, увидав ребеночка, умилилась над ним и вызвалась быть его крестной матерью. <…> Старые барышни так и называли ее “спасенной”». Так в связи с образом Масловой намечается мотив смерти и параллельно мотив её преодоления, то есть опосредовано возникает мотивы спасения и воскресения. Из повествования романа становится известно, что сестры, барышни-помещицы, взявшие ее на воспитание, держали ее на положении полугорничной; «не звали ее Катькой и не величали Екатериной, а чем-то средним – Катюшей». Автор показывает, что его героиня сложно и тонко организованное существо: она много читает, книги Достоевского, Тургенева, которые посылает ей Нехлюдов, образовывают ее ум и сердце, обогащают ее духовный мир. Первое чувство ее к Нехлюдову, первый поцелуй за кустом сирени она помнит всю жизнь.

Возрождение героини необычайно трудное. Она убеждена в силе зла и потому воспринимает первое появление Нехлюдова в тюрьме равнодушно. Затем наступает прорыв горечи и зла. Только потом появляется возможность перемены не через победу зла, а через осознание добра. Катя все еще любит Нехлюдова, но не хочет связывать свою жизнь с ним, чтобы не принести ему беды. Любовь перерастает в самоотречение. Совершенно по-новому в этом романе Толстой изображает душевную жизнь героини. История ее нравственных падений и «воскресения» рассказывается просто и строго. Душевная жизнь раскрывается не столько во внутреннем переживании, сколько во внешнем проявлении – жесте, поступке, «сцене».

Главный герой переживает духовную эволюцию. После встречи с Катюшей в суде у Нехлюдова раскрываются глаза на всеобщее зло, и вдруг он начинает понимать, что его преступление – звено в общественном зле. Автор подробно рассказывает о молодости Нехлюдова. Толстой акцентирует внимание на двух приездах его к тетушкам. Сначала это благородный молодой человек, готовый следовать взглядам Спенсера. Ко времени второго приезда он стал утонченным, развращенным эгоистом. В нем борются два начала. Эта борьба прослеживается, прежде всего, в отношении к Кате. Сначала его чувство необычайно поэтично, а затем оно перерастает в плотское желание. Торжествует последнее. Воскресение героя возможно через отход от всеобщих норм. В первый момент у него страх, что Катя его узнает. Лишь потом он по-новому начинает воспринимать людей своего круга, ему становится «гадко и стыдно» и герой отказывается от всего. Герою нужно преодолеть инерцию привычной жизни. Он пытается оправдать себя тем, что все вокруг него живут так. Автор приводит к мысли, что жизнь имущих классов преступна. Дмитрий уходит из своего круга и хочет женится на Кате Масловой. Сдвиг в мировоззрении Нехлюдова происходит после посещения деревни. Человеческое горе в деревне противопоставляется царству корысти в кругах имущих. Порвав со своей средой герой Толстого становится защитником народа и с пристальным вниманием начинает относиться к «политическим». Путешествие по Сибири открывает глаза на бедствия народа, он видит унижения его. Процесс воскресения героя происходит не гладко. Нехлюдов периодически испытывает искушение отказаться от идеи спасения Масловой. Это с ним происходит уже при свиданиях с Катюшей: «Опять тот искуситель, который говорил вчера ночью, заговорил в душе Нехлюдова, как всегда, стараясь вывести его из вопросов о том, что должно сделать, к вопросу о том, что выйдет из его поступков и что полезно.

«“Ничего ты не сделаешь с этой женщиной, – говорил этот голос, – только себе на шею повесишь камень, который утопит тебя и помешает тебе быть полезным другим. Дать ей денег, всё, что есть, проститься с ней и кончить все навсегда?” – подумалось ему» (Т.32,С.148). Даже уже находясь в Сибири, когда дело по помилованию Масловой почти решено и Нехлюдов окончательно решил изменить свою жизнь, герой Толстого в доме у генерала «отдается удовольствию красивой обстановки, вкусной пищи и легкости и приятности отношений с благовоспитанными людьми своего круга, как будто все то, среди чего он жил в последнее время, был сон, от которого он проснулся к настоящей действительности» (Т.33,С.98). Все это говорит о том, что молодой князь стоит на пути воскресения, и путь этот для него не прост.

Воскресение героя парадоксальным образом сопровождается утратой жизненности – в последней главе перед нами не столько полнокровный человек Нехлюдов, сколько его разумение, поиски подлинного дома приводят его к абсолютной бездомности, которая компенсируется только теоретически.

В связи с этим «положительный пункт» пути героя трудно считать полностью достигнутым: хотя Толстой утверждает, что Нехлюдов обрел, наконец, тот идеал, который преобразит его жизнь, ни внешние формы этой жизни, ни внутреннее состояние «воскресшего» героя не находят в романе конкретно-образного воплощения. Герой романа останавливается на пороге, на первых подступах к идеалу.

В романе ставится вопрос: если все в мире зло, то, как победить его? Писатель ценит нравственные качества «политических», но не приемлет их способы борьбы за справедливую жизнь. И потому возможность преодоления всеобщего зла, по Толстому, только одна – это евангельское учение. Неслучайно роман заканчивается цитатами из Евангелия, которое читает Дмитрий Нехлюдов, надеясь найти в нем спасительный путь.

«Воскресение» подвело итог всему творчеству Толстого 80–90-х годов. В художественном плане задачи универсального обличения и моральной проповеди были осуществлены этим романом. За это произведение писатель был отлучен от церкви.


[1] Арденс Н. Н. «Творческий путь Л. Н. Толстого» Часть III. «На вершинах мирового признания». «Воскресение». М., изд-во Академии наук СССР, 1962. с. 476-527


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: