Все философские школы и направления на рубеже тысячелетий задумываются над будущим человечества, над проблемами, встающими перед ним на рубеже тысячелетий. Современное человечество существует реально и объективно. Люди Земли едины, и такое единство имеет объективные (хозяйственные, политические, социальные, культурные) и субъективные (интеллектуальность, планетарное осознание общих интересов) основы.
Однако единое человечество состоит из множества отдельных социальных организмов, обществ, государств, цивилизаций. Английский историк А.Тойнби выделяет, например, 21 цивилизацию, а американский политолог С. Хантингтон в статье «Столкновение цивилизаций» утверждает, что 21 век будет веком столкновения 8 цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской, африканской.
Понятие «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный) употребляется: 1) как синоним культуры; 2) как ступень развития общества, материальной и духовной культуры (например античная цивилизация) 3) ступень развития общества, следующая за варварством (дикость -варварство - цивилизация).
|
|
Цивилизация включает в себя преобразованную, окультуренную человеком природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. В цивилизацию сегодня вносится также техногенный компонент, учитывающий влияние техники и технологии на развитие современного общества.
Таким образом, цивилизация - это философско-социологическая категория для Обозначения исторически определенного качества общества, выражающегося в специфической общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуре.
То, что современное человечество включает разные цивилизации, сомнений не вызывает. И сейчас и, наверное, в 21 веке в глобальной динамике социально-политического развития на первый план выдвигаются не просто межклассовые, а межцивилизационные отношения. Происходит и будет происходить не только сотрудничество, связь цивилизаций, но и их соперничество по различным направлениям:
· геополитическим (Атлантизм - Азия);
· социально-экономическим (богатый Север - бедный Юг);
· расовым, этническим (межнациональным); конфессиональным (межрелигиозным).
Таким образом, образование «однополюсного» мира после распада СССР не означает, что исчезли все противоречия, все острые вопросы.
|
|
Наоборот, возникли такие проблемы, которые носят всеобщий, «глобальный» характер. Особенности этих проблем в том, что, во-первых, они неразрывно связаны между собой так, что решение одной невозможно без решения других; во-вторых, их решение требует объединения усилий всего мирового сообщества; в-третьих, глобальные проблемы являются комплексными, и в силу этого - очень подвижны, динамичны.
Выделяется три группы таких проблем: 1) определяемые политическими реалиями: проблемы войны и мира, ликвидация экономической и научно-технической отсталости; 2) формирующиеся в сфере взаимодействия общества и природы экологические проблемы: минерально-сырьевая, энергетическая, загрязнения окружающей среды; 3) складывающиеся в духовном мире личности и ее связи с обществом: демографические проблемы, охраны здоровья, нравственности.
Надо отметить, что эти проблемы, если их не решать, ведут к кризисным ситуациям. Возможно ли разрешение кризисов, есть ли для этого объективные и субъективные предпосылки?
Такими объективными условиями являются: расширяющиеся межгосударственные связи; стремление людей совместными усилиями предотвратить мировую войну; объединение усилий стран в борьбе с международным терроризмом и др. К субъективным условиям можно отнести: общечеловеческие интересы и цели; приоритет общечеловеческих ценностей.
Таким образом, в философии, в культуре идет поиск ответа на сложные вопросы, выдвинутые современной цивилизацией, складывается новая цельная картина миропонимания.