Понятие оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется во всех Органах мира и является служебной необходимостью для раскры­тия преступлений, когда оказывается недостаточным традицион­ный набор следственных действий. Оперативно-розыскная деятельность долгие годы в стране осуществлялась при отсутствии какого бы то ни было законодательного регулирования, на осно­вании одних лишь сугубо секретных ведомственных циркуляров. Не было также никаких официальных правил использования ее результатов в доказывании.

За всю историю нашего государства оперативно-розыскная дея­тельность впервые получила законодательную регламентацию с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года.

Оперативно-розыскная деятельность — научно обоснован­ная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых специ­ально уполномоченными государственными органами в пределах своей компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безо­пасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций. Основной задачей оперативно-розыскной деятельности остает­ся своевременное обнаружение и обеспечение полного и быстрого раскрытия преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного нака­зания, без вести пропавших граждан. Также актуальной задачей является пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств, обеспечение охраны государственной границы, обеспечение сохранности сведений, со­ставляющих государственную и иную охраняемую законом тайну и поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответ­ствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод, ува­жения достоинства личности, равенства граждан перед законом, на основе конспирации, сочетания гласных и негласных методов, профессиональной этики.

Не допускается осуществление оперативно-розыскных меро­приятий, а также использование полученной информации для до­стижения целей и задач, не предусмотренных законом. Получен­ные в результате оперативно-розыскной деятельности сведения, касающиеся личной жизни, чести и достоинства личности, если в них не содержится информация о совершении запрещенных за­коном действий, хранению не подлежат и уничтожаются.

Лицо, виновность которого в подготовке или совершении пре­ступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения, послужившие основанием для его про­верки и о характере имеющейся в отношении него информации в пределах, исключающих разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны.

На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют: 1) органы внутренних дел; 2) органы национальной безопасности; 3) уполномоченный орган в сфере внешней разведки; 4) органы военной разведки Министерства обороны; 5) антикоррупционная служба; 6) Служба государственной охраны Республики Казахстан; 7) служба экономических расследований. При выполнении определенных Законом задач оперативно-розыскной деятельности органыуполномоченные ее осуществлять, обязаны: - принимать в соответствии с компетенцией необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, собственности, безопасности общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала; - обеспечивать выявление, предупреждение и пресечение преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе, исполнять письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным делам; - исполнять письменные указания прокурора, данные в ходе осуществления надзора за - исполнять судебные акты о розыске скрывающегося подсудимого по уголовному и ответчика по гражданскому делам, должника по исполнительному производству; - своевременно информировать органы государственной власти и управления Республики Казахстан об известных им фактах и данных, свидетельствующих об угрозе безопасности общества и государства; - выполнять на основе договоров (соглашений) о правовой помощи запросы соответствующих международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств; - принимать необходимые меры по обеспечению конспирации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, а также при передаче материалов, отражающих результаты проведенных оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий, для использования в уголовном процессе и недопущению рассекречивания источников информации. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, имеют право: - проводить в пределах своей компетенции гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 11 Закона, а также по поручению следователя, дознавателя негласные следственные действия, определенные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; - создавать и использовать оперативные учеты и информационные системы, обеспечивающие решение задач оперативно-розыскной деятельности; - использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий по письменному или устному договору жилые и нежилые помещения, транспортные средства, а также иное имущество физических и юридических лиц, воинских частей с возмещением ущерба владельцам в случае его нанесения, а также расходов за счет органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и негласные следственные действия; - в целях создания конспиративных организаций использовать документы, зашифровывающие работников, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и негласные следственные действия, а также личность конфиденциальных помощников; - использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих необходимыми научно-техническими или иными специальными познаниями; - получать безвозмездно и использовать имеющую значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности информацию от других организаций с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну; - привлекать по согласованию с другими органами, имеющими право осуществления оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий на территории Республики Казахстан, силы и средства этих органов для проведения отдельных мероприятий; - беспрепятственно входить в любое время суток на территорию и в помещения организаций, а на территорию воинских частей и других режимных объектов, охрана которых осуществляется в соответствии с воинскими уставами военнослужащими, а также сотрудниками правоохранительных и специальных государственных органов, - по согласованию с их руководителями либо руководителями центральных государственных органов, в составе которых имеются режимные объекты или воинские части, только в целях проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных статье 11 Закона, и негласных следственных действий; - регистрировать и (или) передавать по подследственности в порядке и сроки, установленные уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, сведения о выявленных в ходе оперативно-розыскных мероприятий уголовных правонарушениях с приложением подтверждающих материалов. Сотрудники, допустившие противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Ущерб, причиненный действиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возмещается ими в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: - наличие материалов досудебного расследования; - поступившая в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, информация о: - подготавливаемом, совершаемом или совершенном правонарушении; - лицах, скрывающих от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; - безвестном отсутствии граждан и обнаружении неопознанных трупов; - разведывательно-подрывных акциях специальных служб иностранных государств и международных организаций; - письменные поручения следователя по расследуемым им уголовным делам; - постановления Генерального Прокурора Республики Казахстан, его первого заместителя либо заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, а также письменные указания прокурора, данные в ходе осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности; - судебные акты о розыске подсудимого по уголовному и ответчика по гражданскому делам, должника по исполнительному производству; - запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи; - необходимость получения разведывательной и контрразведывательной информации в интересах общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо инициативе иных государственных органов вправе собирать данные, характеризующие личность, необходимые для принятия решений: - о приеме на работу или службу в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; - о допуске физических и юридических лиц к работам по охране и обслуживанию стратегических и охраняемых объектов, а также в окружении охраняемых лиц. Перечень стратегических и охраняемых объектов, а также охраняемых лиц определяется законодательством Республики Казахстан; - по вопросам обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; - о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов и сооружений, представляющих повышенную аварийную или экологическую опасность, перечень которых определяется Правительством Республики Казахстан; - о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; - о выдаче лицензий на занятие охранной деятельностью. Указанные основания являются исчерпывающими и могут быть дополнены или изменены только законом.

Материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, до облечения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Порядок собирания, закрепления, исследования и оценка доказательств регламентированы статьями 122—126 УПК РК.

Собира­ние доказательств производится в процессе досудебного производства на и судебного разбирательства путем производства следствен­ных и судебных действий, предусмотренных УПК РК.

Надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры.

Вопросы для самоконтроля:

1. Субъекты, осуществляющие дознание в РК

2. Субъекты, осуществляющие предварительное следствие в РК

3. Понятие оперативно-розыскной деятельности

4. Виды оперативно-розыскных мероприятий

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: