3.1 Этика отношений руководителя и подчиненных.
Этика делового общения проявляется в различных сферах между сторонами общения, где существует своя специфика.
Задача – сформировать такие принципы, что бы они соответствовали каждому виду делового общения, и одновременно не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.
В основе этики деловых отношений должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов.
1. В морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди людей.
2. Когда речь идет о промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов», когда о промахах своих, следует поступать наоборот.
3. В морали следует хвалить другого, а претензии предъявлять себе.
4. Нравственное отношение окружающих к нам, в конечном счете, зависит от нас самих.
5. Когда речь идет о практическом утверждении норм морали - начни с себя.
В деловом общении "сверху — вниз", т. е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: "Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель".
|
|
Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормативами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным.
Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе этически приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение.
Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенно.
Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.
Руководитель должен:
1. Стремиться превратить организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения.
§ Поощрять свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом за счет руководителя.
§ Приобщать сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом.
§ Помочь подчиненным остаться индивидуальностью.
§ Укреплять у подчиненного чувство собственного достоинства.
|
|
§ Не лениться лишний раз похвалить сотрудника. Хорошо выполненная работа заслуживает не только "материального, но и морального поощрения.
§ Защищать своих подчиненных и быть им преданным. Доверять сотрудникам. Они ответят вам тем же.
§ Быть терпимым к недостаткам людей, если они непосредственно не мешают делу
§ Избегать заносчивого, самонадеянного, категорического тона в разговоре, выступлении – в этом многие заметят переоценку собственной персоны и пренебрежение к окружающим.
§ Руководители отвечают за создание обстановки, поощряющей развитие личности и творчество.
§ Соблюдать принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение
§ Лидеры должны постоянно информировать подчиненных о своих намерениях. Работники ожидают от руководства, что оно будет предоставлять им всю информацию, необходимую для эффективной работы.
§ Выбирать правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора:
1) ситуацию, наличие времени для нюансов;
2) личность подчиненного: кто перед вами — добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.
В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.
Формами распоряжения могут быть:
Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.
Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношения основаны на доверии и доброжелательности.
Такая форма позволяет сотрудникам высказать свое нение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не ожет быть решена.
А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникает никакого сомнения, что это приказ.
Форму обращения вопроса ("Есть ли смысл заняться этим?") лучше рименять в том случае, когда руководитель хочет вызвать обсуждение, как лучше выполнить работу или подтолкнуть сотрудника к тому, что-ы он взял инициативу на себя.
Форма "добровольца " ("Кто хочет это сделать?") подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае "доброволец" надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.