Грамматические ошибки. Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения

 

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

 

 

Вид ошибки Примеры
  Ошибочное словообразование Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
  Ошибочное образование формы существительного Земные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры.
  Ошибочное образование формы прилагательного Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный.
  Ошибочное образование формы числительного Более пятиста вместо пятисот.
  Ошибочное образование формы местоимения Ихней помощи вместо их помощи.
  Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший.
  Нарушение согласования Я благодарен людям, воспитавшихв себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшимв себе...).
  Нарушение управления Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Все, кто совершаютподвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).
  Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).
  Ошибки в построении предложения с однородными членами Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).
  Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
  Ошибки в построении сложного предложения Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема... (Правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...)
  Смешение прямой и косвенной речи Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)

 

Лексические ошибки

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

2. Смешение паронимов.

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении).

4. Многословие. 4.1. Плеоназм 4.2. Тавтология 4.3. Расщепление сказуемого 4.4. Слова-паразиты

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания)

Вид ошибки Примеры
  Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.  
  Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Были приняты эффектные меры.  
  Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
  Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  Неуместное употребление эмоционально - окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
  Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление.  
  Употребление лишних слов, в том числе плеоназм (многословие) Молодой юноша, очень прекрасный  
  Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях
  Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

 

 

Часть сочинения Клише
Вступление С давних времён люди задумывались над вопросом … Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …? Для чего нужно…? (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль). Я считаю, что… На мой взгляд, ….
Переход от вступления к основной части Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы. В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
Основная часть  
Тезис Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, … Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы. Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …
Аргумент Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) … Вспомним произведение (название и ФИО автора)... Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) … Автор повествует о … Писатель описывает… Писатель рассказывает о … В этом произведении в центре стоит… Главный герой (героиня) …
Мини-вывод Автор считает, что… Поэт думает, что… Писатель обращает внимание читателя (на что?) … Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) …
Переход ко второму литературному примеру Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора) Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Заключение Таким образом, можно сделать вывод: … Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать… Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что… В заключение хочется отметить… В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно … Мне бы хотелось верить, что… Хотелось бы, чтобы люди задумались… Давайте будем

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: