Борьба магнатских группировок

Урок 16

Цели урока

♦ обучающая: организовать учебно-познавательную деятельность учащихся по изучению причин политического кризиса Речи Посполи- той и расширения шляхетской анархии, конфликтов между магнатски­ми родами и их последствий;

♦ развивающая: содействовать развитию умений раскрывать при­чинно-следственные связи между историческими событиями, харак­теризовать исторические события, обобщать исторические факты и формулировать на их основе выводы;

♦ воспитательная: создать условия для воспитания уважения к закону и правовой культуры учащихся.

Тип урока - комбинированный.

Примерный ход урока

На этапе проверки домашнего задания учащимся можно предло­жить следующие вопросы и задания:

♦ определите причины Северной войны и цели ее участников;

♦ как боевые действия на территории Речи Посполитой

способ­ствовали расколу шляхты?

Название конфедерации Основные участники Кого поддерживали
Варшавская    
Сандомирская    

• заполните конкретизирующую таблицу:

   

 

 

• заполните хронологическую таблицу и покажите на карте места боевых

действий:

   

Год Событие
   
   
   
   
   
   

 

 

• объясните, почему жители белорусских земель остались безза­щитными во время Северной войны;

• докажите, что суверенитет Речи Посполитой был существенно подорван после Северной войны;

• проверка ответа на вопрос 8 на с. 86;

• как вы думаете, к чему в дальнейшем для Речи Посполитой мог привести раскол магнатов и шляхты на враждебные и противо­положные по политическим интересам лагеря? (с помощью данного вопроса учитель может создать учебную ситуацию, не­обходимую для перехода к этапу изучения нового материала).

В качестве эпиграфа к его изучению и варианта ответа на постав­ленный вопрос учитель может использовать характеристику, данную В. М. Игнатовским в своем «Кароткім нарысе гісторыіБеларусі» (1919 г.):

«На Беларусь прыйшларэспубліка паноу, якіх ніхто не мог устрымаць. Усяуладабыла у іх руках. Яны мелі у сваіх руках сойм, соймікі, караля, цэнтральнуюiмясцовуюадміністрацыюiузброеную сілу».

При изучении политического кризиса Речи Посполитойучитель предлагает учащимся вспомнить особенности политического строя Речи Посполитой (этот материал был задан для повторения).

Для выяснения общих причин кризиса можно предложить объяс­нить причинно-следственную связь в следующей логической цепочке:

Войны середины XVII - начала XVIII в.

 

 


Политический кризис Речи Посполитой

 

В ходе беседы учащиеся вспоминают, что глубокому кризису в го­сударстве «способствовали»многочисленные войны второй полови­ны XVII - начала XVIII в. (казацко-крестьянская1648-1651 гг., Рос­сии с Речью Посполитой1654-1667 гг. и Северная 1700-1721 гг.), ко­торые привели к хозяйственной разрухе и резкому сокращению численности населения.

Причины политического кризиса Речи Посполитой выясняются в ходе эвристической беседы с учащимися при опоре на изученный ранее материал. В их качестве можно назвать:

1. Широкие права шляхетского сословия, что привело к отстаива­нию старины, держанию за «шляхетские вольности», отказу от ка­ких-либо преобразований, параличу деятельности сейма.

2. Слабую по причине выборности короля центральную власть, усиление зависимости королей от магнатов в результате войн с внеш­ними противниками.

3. Ослабление военного могущества Речи Посполитой, ее зависи­мость от внешних сил.

В случае затруднения учащихся, учитель может кратко напом­нить им ранее изученный материал. Предпосылки для политического кризиса начали складываться еще в XVII в. Основной причиной ста­ла слабость центральной власти. Поскольку существовала выбор­ность короля, каждый магнат мог претендовать на эту должность. Это вело к ссорам и стычкам между магнатами. Чтобы привлечь к себе знатьпри вступлении на престол, короли подписывали обязательства по сохранению и расширению прав шляхты (так называемых «золо­тых шляхетских вольностей»). К ним, в частности, относились права на участие в выборах короля, избрания на общегосударственный сейм, на владение землей и крестьянами, владение крепостями и соб­ственным войском, выполнение в своих имениях судебной, админи­стративной и финансовой власти, освобождение от налогов, право ро- каша и создания конфедераций.

В 1669 г. сейм Речи Посполитой принял постановление о запрете всяческих нововведений в стране. Работа сейма была парализована правом «либерум вето», по которому любой депутат мог сорвать ра­боту сейма, так как все законы на нем должны были приниматься еди­ногласно. Применяя это право, все принятые данным сеймом законы отклонялись, и сейм распускался. Впервые оно было применено в 1652 г., а с середины XVII в. по середину XVIII в. из 55 сеймов было сорвано 48.

Происходила постоянная борьба магнатов за первенство. Учеб­ный материал (последний абзац п.1ип. 2 § 15, с. 88-89) позволяет по­строить в ходе объяснения учителя или самостоятельной работы уча­щихся таблицу «Борьба магнатских группировок в середине XVII - начале XVIII в.»:

Период борьбы Доминирующая группировка Оппозиционные группировки
     
 

 

В ходе заполнения таблицы дается характеристика короля Речи Посполитой Яна Собесского, демонстрируется его портрет, а также изучаются события «домашней» феодальной войны 1697-1702 гг.

Содержание п. 3 «Нарастание российского влияния в Речи По-сполитой» ип. 4 «Война за «польское наследство» (1733-1739 гг.)»

является взаимосвязанным и потому может изучаться одним блоком. При этом для характеристики королей Августа II и Августа III уча­щиеся могут использовать данные таблицы «Внутренняя и внешняя политика великих князей литовских и королей польских во второй половине XVI — конце XVIII в.» нас. 179 и портреты этих политиче­ских деятелей. При этом можно продолжать заполнять таблицу «Борьба магнатских группировок» и раскрыть понятия «Виленская конфедерация», первый «немой сейм», война за «польское наследст­во», «Венский мир». В заключение учащиеся под руководством учи­теля приходят к выводу о том, что несмотря на то что к середине XVIII в. Речь Посполитая сохраняла территориальную целостность, ее реальный суверенитет был значительно ослаблен, а внутри госу­дарства углублялся политический кризис.

На этапе закрепления изученного материала можно предложить следующие вопросы и задания:

• В чем состояли причины борьбы магнатских группировок?

• Почему ни одна из них не могла добиться окончательной побе­ды над противниками?

• Почему война 1733-1739 гг. получила название войны за «польское наследство»?

• Перечислите причины политического кризиса Речи Посполитой.

При подведении итогов урока для осмысления учащимися собст­венной деятельности на этапе рефлексии учитель может предложить им заполнить таблицу, которая позволит раскрыть им степень успеш­ности своего учения:

Этот материал я знал(а) раньше Об этом я узнал(а) впервые Об этом я хочу узнать больше
     

 

 

Домашнее задание: § 15, повторить § 6.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: