В процессе эволюции компаний от организаций, опирающихся на логистические операции в рамках национальной экономики до компаний мирового уровня принято выделять пять уровней глобализации в международной логистике (рисунок 1).
Рисунок 1 – Уровни глобализации в международной логистике
Сохранение дистанции. Компания не имеющая большого опыта в международных сделках, продает товары(или передает их для доставки потребителям) специалисту по международным операциям, который принимает на себя ответственность за сбор и исполнение заказов, организацию международной транспортировки, ведение документации, координацию маркетинга. Управления запасами, выставление счетов, послепродажное обслуживание.
Самостоятельный экспорт.
Компания накапливает опыт в транспортировке и ведении документации. Однако она продолжает пользоваться услугами местного дистрибьютора, который обеспечивает маркетинговые мероприятия, управление запасами, расчеты, послепродажное обслуживание.
Самостоятельные зарубежные операции. Характеризуется развитием зарубежных операций компании – маркетинг, продажи. производство и распределение. Местные предприятия используют методы работы, представителей руководящего персонала и оперативных работников материнской компании, поэтому первые шаги ее предприятий на этих рынках отражают образ действий, принятый в стране происхождения.
Укоренение бизнеса. Использование местных менеджеров, маркетинговых и торговых организаций, местных бизнес-систем. По мере укоренения бизнеса на том или ином рынке в управление им проникает хозяйственная философия страны пребывания, но все же ведущую роль продолжает играть исходная философия страны происхождения.
Денационализация бизнеса. Компания охраняет зарубежные предприятия в отдельных странах и при этом создает региональные штаб-квартиры для координации всех операций в ой или иной географической зоне. Компания превращается в «предприятие без гражданства»., в том смысле, что отказывается от диктата единой хозяйственной политики, принятой в стране происхождения или в материнском головном офисе для всех остальных подразделений. Высшее руководство чаще всего имеет смешанный национальный состав., и, как правило, они опираются на производственные и логистические операции мирового класса. В денационализированных операциях используются местные маркетинговые и торговые организации, и, как правило опираются на производственные и логистические операции мирового уровня.