Проанализировав произведения В.А.Жуковского можно сделать вывод: отношение поэта к личности Наполеона неоднозначно

Художественное осмысление образа Наполеона в поэзии В.А.Жуковского

. После того как он исчез с мировой арены, ему стали посвящать книги, знаменитые писатели делали Наполеона героем своих произведений, поэты восхваляли или низвергали его в своих стихотворениях. Наполеон становится одиозной фигурой в мировой литературе.

Образ Наполеона в русской поэзии первой трети XIX века возникает, прежде всего, с темой Отечественной войны 1812 года. Именно поэтому в произведениях поэтов французский полководец воспринимается как тиран, завоеватель.

В творчестве В.А.Жуковского прослеживается тема Отечественной войны 1812 года.

Произведение "Бородинская годовщина" (1831) было написано в честь открытия памятника на Бородинском поле. Стоит отметить высокий стиль повествования, эмоционально – экспрессивную лексику, благодаря этому чётко прослеживается авторская оценка Бородинской битвы.

Как ярилась, как кипела,

Как пылала, как гремела

Здесь народная война

В страшный день Бородина.

(I, стр. 103)

По жанру произведение ближе всего к героико-исторической песне.

В произведении наблюдается элегический мотив утраты при описании погибших героев.

В лирическом произведении трактовка образа Наполеона несколько смягчена.

И его как не бывало,

Перед кем всё трепетало!

Есть далёкая скала;

Вкруг скалы морская мгла;

С морем степь слилась другая,

Бездна неба голубая

К той скале путь заграждён

Там зарыт Наполеон.

(I, стр. 103)

В "Бородинской годовщине" Наполеон изображён не как тиран, а как обычный человек. Стоит отметить, что В.А.Жуковский выбирает общепринятую лексику. Наполеон Бонапарт – простой человек, но даже после смерти он изолирован от общества.

Произведение "Певец во стане русских воинов" (1812) написано в духе романтизма. По своему жанровому своеобразию это лирическая песнь.

В данном отрывке наблюдается классицистическая традиция в изображения Наполеона с помощью приёма инвективы. Влияние классицизма отмечается в наличии архаического стиля (наши грады, сокрой). Поэт использует следующие художественные средства: гипербола – "костей громады", метафора – "пожирал взором наши грады". В данном произведении авторское изображение Наполеона резко отрицательное.

Проанализировав произведения В.А.Жуковского можно сделать вывод: отношение поэта к личности Наполеона неоднозначно.

В произведениях более раннего периода Наполеон представлен как "надменный хищник", а в произведениях более позднего периода изображение образа несколько смягчается. Наполеон – человек, который отдалён от общества.

Таким образом можно сделать вывод, что в балладе В.А.Жуковский убрал "эффекты ужаса", оставив лишь общую тональность. Трактовка образа Наполеона уже иная, он представлен не как тиран, властитель, а как легендарный полководец.

Поэт использует следующие художественные средства: гипербола – (и с севера, с юга летят, с востока и с запада мчатся), фантастика – (из гроба встаёт барабанщик, и ходит и взад и вперёд), рефрен – (в двенадцать часов по ночам).

Таким образом, проанализировав произведения В.А.Жуковского можно сделать вывод, что отношение автора к образу Наполеона неоднозначно.

Поэт использует различные жанры от лирической песни до баллады.

Интерпретация образа французского полководца в лирике А.С.Пушкина

Известный историк войны 1812года А.И. Михайловский – Данилевский отмечал, что имя Бонапарта "было известно каждому и заключало в себе какое – то безотчётное понятие о силе без всяких границ". А.С.Пушкин не мог в своём творчестве обойти вниманием его яркую личность и великие свершения. Вопрос о том, как воспринимал А.С.Пушкин Наполеона Бонапарта представляет интерес в двух аспектах:

Во-первых, это позволяет охарактеризовать эволюцию политических взлядов поэта, во – вторых, необходимо обратиться к вопросу, как образ Наполеона влиял на развитие литературных предпочтений поэта.

Е.А. Маймин отмечает, что реальные источники романтического искусства в России следует искать в Отечественной войне 1812 года. Именно этим было вызвано то, что большую роль в развитии такого художественного метода как романтизм, сыграла личность Наполеона.

Главной проблемой романтизма является человеческая индивидуальность. Культ индивидуальности максимально выражен в творчестве Дж. Г.Байрона.

Именно поэтому личности Байрона и Наполеона оказали влияние на развитие романтизма в России.

А.С.Пушкин посвятил Наполеону большое количество произведений в разные периоды своего творчества, в данном параграфе будут рассмотрены только те произведения, в которых ярче всего отражено отношение А.С.Пушкина к Наполеону Бонапарту.

Первое упоминание о Наполеоне в творчестве А.С.Пушкина мы находим в стихотворении 1814 года – "Воспоминания в Царском Селе". В произведении есть не только описание всех красот Царского Села, но и размышление об Отечественной войне 1812 года:

Таким образом, в лицейский период А.С.Пушкин следовал распространённой классицистической традиции в восприятии Наполеона. В произведениях можно видеть следование А.С.Пушкина традициям классицизма (произведения написаны в жанре оды).

В мае 1821 года Наполеон Бонапарт умер. В связи с этим А.С. Пушкин пишет оду "Наполеон" (1821).

В произведении поэт осуждает захватнические походы Наполеона. Но уже появляется чувство сострадания к изгнаннику. А.С.Пушкин описывает место заточенья Наполеона – остров Св. Елены.

В данном произведении, по мнению Н.И.Якушина, образ Наполеона окружён романтическим ореолом. Во - первых, стоит отметить наличие художественного приёма, допускающий взаимоисключающие понятия (оксюморон): чудесный человек и тиран. Наличие высокой лексики, помогает определить авторскую позицию (угас великий человек).

Поэт использует старославянизмы и мифические образы (и длань народной Немезиды), эпитеты (сон могильный), метафоры (помчал к боям их ополченья, их цепи лаврами обвил).

Таким образом, можно сделать вывод, что трактовка образа Наполеона несколько меняется. Появляется сочувствие как к изгнаннику, хотя поэт продолжает осуждать французского полководца.

Борьба мнений, развернувшаяся в Европе по поводу политического и военного наследия Наполеона, не могла не отразиться в литературе первой половины XIX века. В основном, образ Наполеона в то время появлялся как герой романтических произведений. Романтизм пытается решить философскую проблему исторической ответственности великих людей, проблему влияния личных свойств и качеств правителей на судьбы народов, проблему взаимоотношений героя и толпы. В это время имя Наполеона всё реже произносится с ненавистью, его жизнь становится объектом изучения современниками.

Одним из центральных вопросов в искусстве романтизма является противостояние личности и общества. Особенно ярко это выражено в творчестве Дж.Г.Байрона. Именно эти два героя – Байрон и Наполеон являются у Пушкина образами, воплощающими в себе романтический дух бунтарства.

А.С.Пушкин в своём творчестве сближает этих "властителей дум" эпохи.

Элегия " К морю" (1824).

В основе элегии лежит романтический конфликт личности и общества, свободы и угнетения человека. Образ моря – это символ абсолютной свободы. Наблюдая за морем, лирический герой представляет в своём сознании две великие личности: Байрона и Наполеона. Однако не следует рассматривать эти образы как тождественные. В понимании А.С.Пушкина они противоположны. Наполеон – тиран, который при всей своей значимости является деспотом. Тогда как Байрон воплощает героические черты борца за свободу.

В элегии трактовка образа французского полководца иная. Поэт в лирическом произведении говорит о нём, как об историческом деятеле, сыгравшем важную роль в судьбах человечества. Судьба Наполеона свидетельствует о бессилии человека перед стихией, о невозможности изменить ход истории. И далее идут слова, которые поясняют близость Наполеона и Байрона в глазах А.С.Пушкина:

В элегии используются оценочные эпитеты (ропот заунывный), метафоры (угасал Наполеон). Элегия написана в возвышенном стиле. В данном произведении три темы: личная судьба поэта, свобода морской стихии, исторические перемены, которые произошли под влиянием личностей.

Следует отметить, что в произведении присутствует мотив утраты, а так же романтическая трактовка образов, которая создаётся на основе контраста образов Наполеона и Бонапарта. В элегии смешивается два стилевых плана: высокий героический – лирический.

Отказывается от романтического изображения А.С.Пушкин в произведении "Герой" (1830). Само произведение является насмешкой гения-реалиста над всякого рода идеалами романтиков. Произведение построено в виде диалога поэта и его друга.

Можно сделать вывод, что трактовка образа меняется: поэт восхищается не ратными подвигами Наполеона, а его мужеством и великодушием, когда он посещает умирающих от чумы. Поэт не верит мемуарам генерала Бурьена.

Да будет проклят правды свет,

Когда посредственности хладной,

Завистливой, к соблазну жадной,

Он угождает праздно! – Нет!

Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман…

Оставь герою сердце… что же

Он будет без него? Тиран…

(I, стр.214)

Проанализировав обзорно творчество А.С.Пушкина, можно сделать вывод, что образ Наполеона в лирических произведениях динамичен. В ранних элегиях образ французского полководца представлен в традиционной классицистической трактовке. Наполеон –тиран, жестокий завоеватель, губитель Европы. А.С.Пушкин использует классицистическую типизацию, приём контраста, инвективу, эпитеты, оксюморон, гиперболу. В романтической оде "Наполеон" (1821) имя Бонапарта вызывает сочувствие поэта. В элегии "К морю" (1824) утверждается, что Наполеон обладает мятежным духом моря, поэт приобщает его к романтическому герою.

Образ Наполеона остаётся предметом творчества А.С.Пушкина на протяжении всего его литературной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: