Уровни и показатели развития инновационной

Системы школы

 

В зависимости от своего строения и характеристик своих компонентов инновационные системы школ могут находиться на разных уровнях развития. Более развитые инновационные системы обладают такими свойствами, которые позволяют им решать задачи, недоступные менее развитым. Различия в способности школ к развитию находят свое выражение в качестве инновационной деятельности.

Когда говорят о качестве какой-то деятельности, то имеют в виду то, как выполняется ее назначение, насколько результаты деятельности соответствуют предъявляемым к ним объективным требованиям. В общем смысле качество деятельности можно определить как отношение фактически достигнутых результатов к объективно необходимым и возможным в существующих условиях. Уровень этого отношения в инновационной деятельности зависит от того, как выявляются проблемы, ищутся и используются возможности для их решения.

Если в педагогической системе школы объективно существует некоторое множество проблем, а выявляется только их небольшая часть, то чувствительность инновационной системы к проблемам должна быть признана низкой. Она тем больше, чем больше число выявленных проблем приближается к числу реально существующих.

Как бы хорошо не выполнялась диагностическая функция (функция выявления проблем), но если школа плохо ориентируется в пространстве существующих возможностей для своего развития, то она не может обеспечить эффективное развитие.

Знание своих проблем и возможностей для их решения – условия необходимые, но недостаточные для высокого качества инновационной деятельности. Возможности нужно еще эффективно использовать.

Исходя из этого уровень развития инновационной системы школы или иначе, уровень способности школы к развитию, можно определить как функцию трех переменных (характеристик): чувствительность к проблемам (потребностям в изменениях), чувствительность к возможностям их решения, внедренческий потенциал.

Чувствительность к проблемам – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих потребностей изменения педагогической системы и адекватность оценки их значимости.

Степень чувствительности школы к проблемам проявляется в следующем:

· анализируются ли результаты образования на каждой его ступени?

· по отношению к каким целям оцениваются результаты образования (целям передачи знаний, передачи знаний и развития каких-то частных способностей, целостного личностного развития учащихся)?

· операционально ли определяются недостатки в результатах образования?

· анализируется ли состояние компонентов педагогической системы школы (учебные планы, программы, образовательные технологии, педагогические кадры, материально-техническая база)?

· операционально ли определяются недостатки компонентов педагогической системы школы?

· устанавливаются ли причинно-следственные связи между недостатками компонентов педагогической системы и недостатками результатов образования?

· какое участие принимают учителя в анализе результатов образования и состояния педагогической системы школы?

Чувствительность к возможностям развития – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих возможностей для повышения эффективности педагогической системы школы и адекватность оценки их потенциала.

Показателями чувствительности школы к возможностям своего развития служат:

· активность учителей в поиске способов улучшения результатов своей работы и разработке предложений по улучшению работы школы;

· интенсивность участия учителей в организованных формах обмена информацией о новых разработках;

· интенсивность обсуждения в школе разработанных наукой педагогических новшеств, передового опыта;

· полезность проводящихся обсуждений новых научных разработок, опыта других школ;

· степень участия учителей в поиске решений проблем школы;

· наличие отлаженного механизма рассмотрения предложений о нововведениях;

· методическая оснащенность оценок предложений о внедрении новшеств.

Внедренческий потенциал – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность осуществляя нововведения, достигать максимально возможных полезных результатов с минимально возможными затратами ресурсов.

Показателями уровня внедренческого потенциала школы служат:

· конкретность определения общей цели развития школы и целей развития ее основных ступеней;

· конкретность и детальность планов внедрения новшеств и планов экспериментальной работы;

· методическая оснащенность оценок инновационных проектов, программ экспериментов;

· мотивированность учителей на участие в инновационной деятельности;

· степень участия учителей в планировании изменений и организации их исполнения;

· наличие отлаженных механизмов координации действий исполнителей при внедрении новшеств;

· дисциплина исполнения;

· наличие эффективных механизмов разрешения разногласий между исполнителями;

· рациональность объема и эффективность контроля процесса внедрения новшеств;

· своевременность реагирования руководства в ситуациях затруднений у исполнителей;

· действенность регулирующих воздействий руководителей.

Инновационные системы с высоким уровнем развития лучше выполняют свое назначение благодаря тому, что они: способны выявлять проблемы, которые не "чувствуют" в школах с менее развитыми инновационными системами; выявлять объективно существующие возможностей для развития педагогической системы школы, которые не "видят" другие школы; создавать целостные и конкретные проекты своего желаемого будущего, соответствующие объективным потребностям и возможностям; создавать и эффективно реализовать планы проведения изменений.

Пример. Школа с высоким уровнем развития инновационной системы.

Школа Z является многопрофильным образовательным учреждением, в структуру которого входят прогимназия (1- 4 классы), гимназия (5 – 9 классы), основная школа (5 - 9 классы) и полная школа. В основной школе функционируют предпрофильные гуманитарные и естественно-научные классы. На старшей ступени работает "предуниверсарий" (естественно-научные классы), обеспечивающий непрерывное развивающее образование одаренных детей в системе "школа – вуз – аспирантура".

Инновационная деятельность школы строится в соответствии с разработками и рекомендациями научного Центра, с которым она сотрудничает. Под научным руководством специалистов Центра в школе были разработаны: "Перспективная развивающая образовательная программа", "Программа опытно-эксперимен-тальной деятельности". Эти документы являются основополагающими для проводящейся в школе экспериментальной работы.

На всех ступенях школы Z учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на ценностную, познавательную, творческую, коммуникативную и художественную сферы личности учащихся, способствуя развитию определенных психических качеств. Педагоги и учащиеся активно осваивают основы проектной деятельности в процессе обучения. Инновационная деятельность школы направлена, прежде всего, на обновление содержания образования, устранение перегрузки учащихся, разработку инновационных средств обучения, апробацию новых педагогических технологий, отработку системы научно-методического проектирования учебно-материальной среды общеобразовательной школы.

Функция анализа педагогической системы реализуется в школе Z на высоком уровне.

Результаты на выходе всех ступеней школы оцениваются по отношению к целям образования развивающего типа. Основное значение при этом имеют уровень сформированности определенных психических качеств и показатели состояния здоровья учащихся, перечень которых задается в модели выпускника каждой ступени.

Анализ состояния педагогической системы школы осуществляется по специальной методике, детально определяющей последовательность и способы выполнения его процедур. В школе Z постоянно анализируются причины выявленных недостатков в результатах образования. При этом недостатки педагогической системы школы чаще всего определяются достаточно конкретно, что позволяет впоследствии контролировать процесс их устранения. Полнота перечня причин недостатков в результатах образования обосновывается с использованием теоретических моделей.

Для выполнения анализа создаются специальные рабочие группы по направлениям с широким участием учителей.

Благодаря всему этому школа Z обладает высокой чувствительностью к потребностям изменений (проблемам).

Так же на высоком уровне в школе Z реализуется функция поиска возможностей развития.

Учителя проявляют высокую активность в разработке предложений по улучшению ее работы. Подавляющее большинство из них за последние несколько лет подавали руководству школы предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Поскольку школа расположена в крупном городе и помимо бюджетного финансирования располагает спонсорскими средствами, а также и привлеченными средствами родителей, учителя имеют хорошие возможности для получения информации о новинках педагогической науки, передовом опыте, участвуя в работе конференций, семинаров, во встречах с учеными. У учителей есть широкий выбор доступной им профессиональной литературы и большинство из них пользуются этим. Более половины педагогов школы затрачивают на самообразование более одного часа в день. Остальные читают профессиональную литературу более трех часов в неделю.

Обсуждение новых педагогических идей, передового опыта работы других школ, новых технологий обучения и воспитания на педагогических советах школы, заседаниях методических объединений проводятся регулярно, и по оценкам учителей, в большинстве случаев, они бывают полезными.

Анализ выполнения в школе Z функции поиска возможностей развития позволяет оценивать ее чувствительность к возможностям развития как высокую.

Несколько хуже в школе отлажен механизм внедрения новшеств.

В школе имеется описанное в программе развития четкое представление о том, какой она должна стать через пять лет. Программа развития школы и планы внедрения конкретных новшеств перед утверждением проходят экспертизу, которая осуществляется силами научных сотрудников и высоко квалифицированных педагогов школы с использованием методики экспертных оценок.

В планах внедрения новшеств сроки начала и окончания мероприятий определяются с точностью до месяца, но не всегда выделяются этапы их выполнения и соответствующие им промежуточные результаты. Иноформированность учителей школы о перспективах ее развития достаточно высокая. Более 60% учителей считают себя информированными в общем и в деталях о том, какие изменения планируется осуществить в школе в ближайшие 3-5 лет. 26% учителей считают себя частично информированными об этом. Остальные не имеют четкого представления о перспективах развития школы. Это в значительной степени является следствием того, что в планировании развития школы принимает участие лишь часть учителей.

Механизм мотивации инновационной активности учителей в школе Z достаточно отлажен и эффективен, хотя и здесь есть недостатки. В школе определены формы материального и морального поощрения инновационной деятельности учителей, но более трети учителей они известны недостаточно хорошо. Только 70% учителей находят среди применяемых руководством школы форм поощрения участия учителей в инновационной деятельности ценные для себя. Для остальных эти поощрения не обладают ценностью. В справедливости распределения поощрений за достижения в инновационной деятельности уверены почти все учителя.

Механизм реализации планов инновационной деятельности в школе Z также хорошо отлажен, но и здесь есть недостатки. Работа по внедрению новшеств, по оценкам педагогов, строится на демократических началах. В рабочих группах, создаваемых для внедрения какого-либо новшества, обязанности в большинстве случаев распределяются самими участниками групп. Однако координация действий учителей, участвующих в экспериментальной работе, нередко требует участия руководителя школы. Разногласия, возникающие между учителями в процессе инновационной деятельности, также нередко разрешаются только после вмешательства руководителей.

При возникновении затруднений у учителей в ходе подготовки какого-то мероприятия или внедрения новшества, требующих вмешательства руководства, администрация в большинстве случаев реагирует своевременно и эффективно.

Таким образом, внедренческий потенциал школы нельзя оценить как высокий, но он выше среднего уровня.

Поскольку две характеристики инновационной системы школы (чувствительность к проблемам и чувствительность к возможностям) находятся на высоком уровне, а одна характеристика (внедренческий потенциал) – на уровне выше среднего, общий уровень ее развития оценивается как высокий.

 
 


Пример. Школа с низким уровнем развития инновационной системы.

Школа Х – школа полного дня, где учащиеся могут оставаться и на ночь. Основной программный блок преподается в форме классического сорокаминутного урока и выносится в первую половину дня.

За последние пять лет в школе были осуществлены следующие нововведения: внедрены программы углубленного изучения английского языка на всех ступенях школы; программа расширенного курса информатики; расширены программы спортивных занятий (теннис, плавание).

Изучение инновационной деятельности школы показало следующее.

В школе слабо поставлена аналитическая работа. Анализ ее образовательной деятельности проводится директором и его заместителями. Учителя практически исключены из анализа учебно-воспитательного процесса. Хотя в своих программных документах школа и провозглашает, что ее целью является развитие личности учащихся, но при анализе оцениваются лишь результаты освоения учащимися учебных программ. По оценкам учащихся выделяются недостатки в результатах, но при этом констатируется, что результаты освоения основных учебных программ выше средних по школам города.

Причины недостатков в результатах фактически не анализируются. Как следствие, не выделяются недостатки педагогической системы, не выявляются наиболее значимые проблемы.

Таким образом, чувствительность к проблемам у школы оценивается как низкая.

Функция поиска возможностей развития в школе реализуется тоже слабо. Активность учителей школы, в основном, направлена на совершенствование собственной работы, в то время как решение общих проблем школы большинство из них считает выходящим за рамки их обязанностей. Большинство педагогов (85%) в последние несколько лет не подавали руководству никаких предложений по улучшению работы школы, и менее 40% учителей вносили новшества в свою работу. В школе не существует установленного порядка рассмотрения предложений о нововведениях. На педагогических советах школы довольно редко (один два раза в полугодие) проводятся обсуждения новых педагогических идей, передового опыта работы в других школах, новых технологий обучения и воспитания, разработанных наукой. Чаще они обсуждаются на заседаниях методических объединений. Но по оценкам учителей во многих случаях такие обсуждения бывают малополезными.

Учителя редко участвуют в мероприятиях, где можно получить информацию о новых разработках и передовом педагогическом опыте. Они мало времени тратят на изучение профессиональной литературы, будучи загруженными преподавательской работой. Доступность такой литературы, в силу удаленности города и слабого финансирования школы, низка.

Анализ состояния реализации функции поиска возможностей развития приводит к выводу, что чувствительность к возможностям развития у школы, так же как и чувствительность к проблемам, низкая.

Функция внедрения новшеств реализуется на более высоком уровне.

У школы нет проработанной программы своего развития. Планы внедрения новшеств или планы экспериментальной работы как самостоятельные документы не разрабатываются. Конкретные мероприятия по внедрению новшеств включаются в план работы школы на учебный год. Но разрабатываемые планы внедрения новшеств мало детализированы, цели в них определяются нечетко, промежуточные цели не определяются, что не позволяет осуществлять эффективный контроль хода работ.

Педагоги не участвуют в планировании нововведений. Они выполняют роль исполнителей заданий.

В школе трудятся квалифицированные и ответственные педагоги, поэтому при реализации каких-либо мероприятий, или внедрении новшеств у руководства редко возникают проблемы из-за несогласованности действий, недисциплинированности или недостаточной компетентности исполнителей. Но мотивация участия в инновационной деятельности у них слабая. Учителя не чувствуют, что руководство школы заинтересовано в том, чтобы они активно участвовали в этой работе. В школе не определена система поощрения инновационной активности педагогов. Учителям практически ничего неизвестно о существовании в школе каких бы то ни было форм материального поощрения участия в инновационной деятельности.

Контроль и регулирование инновационной деятельности в школе Х реализуются на среднем уровне. Руководство школы регулярно (примерно раз в квартал) контролирует ход осуществления нововведений. Всю необходимую информацию о случаях сбоев или затруднений во внедрении нововведений, требующих непосредственного вмешательства руководителя, он получает своевременно. Но реакция руководителей на обращение к ним по поводу возникших затруднений в ходе осуществления нововведений не всегда бывает своевременной или эффективной.

При небольшой интенсивности нововведений в школе механизм внедрения новшеств, хотя и с затруднениями, справляется со своей функцией. Но при более высокой интенсивности неизбежно возникли бы проблемы.

Таким образом, внедренческий потенциал школы оценивается как средний.

Поскольку две характеристики инновационной системой школы находятся на низком уровне, общий уровень ее развития оценивается как низкий.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: