Положение пострадавшего при транспортировке

Раненого следует перевозить в определенном положении, которое соответствует виду ранения; в связи с этим оказывающий помощь не должен игнорировать того, как лежит раненый, и особенно - в каком положении его перевозят к врачу или же в лечебное учреждение.

От положения при транспортировке в значительной мере зависит дальнейшая судьба, и даже спасение жизни раненого. В связи с этим укладывание раненого в правильном положении относится к наиболее важным моментам первой помощи. Правильное положение раненого при транспортировке гарантирует удобство и наиболее щадящее расположение тела; оно является также одним из способов профилактики возникновения шокового состояния.

В положении лежа на спине, транспортируют пострадавших, находящихся в сознании, с ранениями головы, ранениями позвоночника и с ранениями конечностей.

Положение, лежа на спине с согнутыми в коленях ногами рекомендуется при открытых ранениях брюшной полости, при переломе костей таза.

В положении лежа на спине с приподнятыми нижними конечностями и опущенной вниз головой транспортируют раненых со значительными кровопотерями и при шоке.

Полусидящее положение с вытянутыми ногами рекомендуется при ранениях шеи и при значительных ранениях верхних конечностей.

В полусидящем положении с согнутыми коленями, под которые подкладывают валик, транспортируют раненых с ранениями мочевых и половых органов, при кишечной непроходимости и иных внезапных заболеваниях брюшных органов, при травмах брюшной полости, а также при ранениях грудной клетки. В положении на боку, в так называемом фиксированном-стабилизированном положении, в обязательном порядке транспортируют раненых, находящихся в бессознательном состоянии.

В сидячем положении или же пешком с помощью сопровождающего лица доставляются пострадавшие со сравнительно легкими ранениями лица и верхних конечностей.

Перевязки

Перевязка является основным средством первой помощи; при помощи перевязок иммобилизируется часть тела в нужном положении или же укрепляется какое-либо средство первой помощи - марля, бинт с мазью, давящий предмет.

В зависимости от стоящей задачи повязки делятся на покровные, служащие для удержания покрывающего средства на ране, давящие, которые служат для остановки кровотечения, и на прочные, называемые иначе иммобилизируюшими, для достижения иммобилизации (неподвижности) раненого участка.

По виду использованного материала перевязки делятся на:

  • бинтовые - наиболее часто применяются марлевые;
  • пращевидные - надрезанная по бокам полоска материи или марли;
  • косыночные - треугольные косынки, при помощи которых можно перевязать значительную поверхность тела, применяются также для подвешивания верхней конечности;
  • пластырные - липкие повязки, прочно прилипающие к поверхности кожи;
  • шинные - применяются для иммобилизации раненых костей и суставов;
  • твердые - крахмальные и гипсовые повязки.

Принципы применения. Наложение бинтовых повязок заключается в разматывании бинта и наложении ходов один на другой. Бинт состоит из так называемой «головки», представляющей собой свернутую часть бинта, и из «тела», то есть части бинта, которой производится собственно бинтование. Оказывающий помощь держит «головку» в правой руке, а левой рукой придерживает «тело» бинта на перевязываемом участке тела раненого.

Повязка должна накладываться прочно, она не должна сбиваться и соскальзывать, но в то же самое время она не должна слишком давить, вызывая боль и ухудшая кровоснабжение. Перевязываемая часть тела должна 6ыть обнаженной и легко доступной для наложения повязки; бинтование всегда производится слева направо.

Способы бинтования. Бинтование производится наложением ходов бинта, причем каждый последующий ход должен наполовину перекрывать предыдущий ход. Обороты бинта накладываются в виде спирали - змеевидно, в виде восьмерки - перекрещивания - при перевязке локтя и колена, и колосовидно. После окончания бинтования конец бинта разрывают вдоль на две половины и каждым концом обвязывают вокруг перевязываемой части тела, после чего концы завязывают узлом.

Глава 5. «Первая помощь» в допризывной подготовке молодежи

Раздел 3. Профилактика простудных заболеваний

Все хорошо известные каждому человеку «простудные» заболевания являются инфекционными и заразными. Они вызываются разными вирусами и бактериями, из которых выделяют только вирус гриппа, т.к. он обычно дает самые тяжелые симптомы. Все остальные инфекции объединили в группу «острые респираторные заболевания» (ОРЗ).

С вирусами и микробами, вызывающими ОРЗ, все мы встречаемся ежедневно, если контактируем с другими людьми и даже животными. Но заболевают не все, и не одинаково тяжело. Возбудитель инфекции, попав с воздухом в дыхательные пути человека, вызывает заболевание, если защитные силы организма не могут с ним справиться. Частым предрасполагающим фактором для развития болезни является переохлаждение (отсюда и «простудные» заболевания). Защитные силы ослабляются также при общей усталости, недосыпании, стрессах, различных недомоганиях (другие острые и хронические заболевания, период менструаций и т.д.). Большое значение имеет и доза попавшего возбудителя (если человек находится в тесном и длительном контакте с больным, риск заболеть возрастает).

Собираясь в поход, особенно в «простудное» время, следует уменьшить количество факторов риска до минимума. Правильно подобранное снаряжение защитит от переохлаждения. При составлении маршрута необходимо помнить о том, что движение «на износ» может привести к заболеваниям, а, следовательно, группа не только не сэкономит время, но и вообще может не пройти маршрут. Во время похода всем участникам необходимо обеспечить нагрузки по силам и полноценное питание. Нельзя брать в поход больных, как бы бодро они не держались, т.к. они представляют угрозу здоровью всех участников похода. Заболевших во время похода нужно активно лечить и по возможности изолировать. Кроме того, каждый человек может заняться индивидуальной профилактикой простудных заболеваний перед походом и во время его.

Все средства профилактики делятся на специфические (их действие направленно непосредственно на защиту от возбудителей) и неспецифические (повышают защитные силы организма).

Самым сильным средством специфической защиты от гриппа является вакцинация (прививка). В нашей стране используются отечественные и импортные вакцины (по составу они одинаковы). Вакцины могут быть «живые» и инактивированные. Живая отечественная вакцина брызгается в нос, остальные вводятся подкожно или внутримышечно. После введения любой вакцины против гриппа иммунитет формируется через 10-14 дней. Поэтому вакцинацию лучше проводить осенью и заканчивать за 2 недели до предполагаемого начала эпидемии. Прививаться нужно в тот период, когда человек практически здоров. Проведенная вакцинация будет менее, но все же эффективна и в случае заражения разновидностями вируса гриппа, не входящими в вакцину, т.к. все они имеют сходную структуру. Привитые люди в редких случаях могут заболеть гриппом, но болезнь будет протекать легче и не вызовет осложнений. Прививка сохраняет свою эффективность в течение 6-12 месяцев. Другой достаточно эффективный вид специфической защиты - прием противовирусных препаратов.

Указанные средства профилактики желательно использовать при непосредственной угрозе заражения, т.е. в тех случаях, когда группа идет в поход во время эпидемии гриппа или в ней уже есть заболевшие ОРВИ (острая респираторная вирусная инфекция).

Глава 5. «Первая помощь» в допризывной подготовке молодежи

Раздел 4. Методические указания по организации занятий

Содержание раздела «Первая помощь» рекомендуется довести обучаемым посредством четырех 1,5-часовых лекционных занятий с обязательным контролем изученного ранее учебного материала. Распределение учебных тем по занятиям и варианты контрольных вопросов представлены ниже.

Занятие 1

Тема занятия: «Принципы оказания первой помощи», «Обращение с пострадавшим», «Средства первой помощи», «Мертв ли пострадавший?», «Раны», «Кровотечение». Изучаемые вопросы: Алгоритм оказания первой помощи; Признаки жизни и смерти у пострадавшего; Виды травм и ранений; Алгоритм оказания помощи при ранениях.

Занятие 2

Тема занятия: «Растяжение связок», «Вывих», «Переломы», «Ожоги», «Поражение электрическим током и молнией», «Химические ожоги», «Солнечный удар». Изучаемые вопросы: Алгоритм оказания помощи при растяжениях, разрывах связок и сухожилий; Алгоритм оказания помощи при вывихах; Алгоритм оказания помощи при открытом (закрытом) переломе; Первая помощь при ожогах; Первая помощь при поражении током; Первая помощь при солнечном ударе.

Занятие 3

Тема занятия: «Обморожение», «Общее замерзание», «Утопление», «Сотрясение мозга», «Ранения грудной клетки», «Ранения, нанесенные животными», «Отравления». Изучаемые вопросы: Первая помощь при замерзании и обморожении; Первая помощь при утоплении; Первая помощь при сотрясении головного мозга; Первая помощь при ранениях грудной клетки; Первая помощь при укусах насекомых, змей, животных; Первая помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами.

Занятие 4

Тема занятия: «Шок», «Обморок», «Потеря сознания», «Оживление», «Массовые травмы», «Транспортировка пострадавших», «Перевязки», «Профилактика простудных заболеваний». Изучаемые вопросы: Признаки и последствия шока, первая помощь при шоке; Первая помощь в случае обморока; Первая помощь при потере сознания; Сущность искусственного дыхания; Массаж сердца; Принципы оказания первой помощи при массовых травмах; Правила транспортировки пострадавшего; Виды перевязок; Основные способы профилактики простудных заболеваний.

Далее, после изучения всего учебного материала раздела «Первая помощь», экспресс-контрольные опросы обучаемых периодически проводятся в рамках учебных занятий по другим дисциплинам. Периодичность опросов определяется инструктором в зависимости от уровня подготовленности группы.

Рекомендуемая структура годичных макроциклов подготовки и вариант применения в них учебного материалы настоящего раздела приведены в главе 10.

Глава 5. «Первая помощь» в допризывной подготовке молодежи

Раздел 5. Рекомендуемая литература

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! – 3 изд., - М.: ФиС, 1985.

2. Дубров Я.Г. Пособие по травматологии. – М.: Медицина, 1965.

3. Линдеман Х. Аутогенная тренировка: путь к восстановлению здоровья и работоспособности / Пер. с нем. – 2 изд. – М.: ФиС, 1985.

4. Медицинская помощь при экстремальных ситуациях: Справочник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

5. Медицинский справочник тренера / Сост. Л.Геселевич. – 2-е изд., перераб. и доб. – М.: ФиС, 1981.

6. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: учебное пособие в 4-х томах. Т.I. – М.: Медицина, 1989.

7. Спортивная медицина. Справочное издание. – М.: «Терра-Спорт», 1999.

8. Справочник фельдшера, 4-е изд. – М.: Медицина, 1984.

9. Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Просвещение, 1995.

Глава 6. «Индивидуальная химическая защита» в допризывной подготовке молодежи

Раздел 1. Общая характеристика средств индивидуальной защиты (СИЗ)

Средства индивидуальной защиты – это изделия, предназначенные для защиты кожи и органов дыхания от воздействия отравляющих веществ и/или вредных примесей в воздухе.

Разновидности средств индивидуальной защиты (СИЗ):

· средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, изолирующие дыхательные аппараты, комплект дополнительного патрона, гопкалитовый патрон);

· средства защиты кожных покровов (защитные костюмы);

· средства защиты глаз (защитные очки от светового излучения ядерного взрыва).

Выбор СИЗ производится с учетом их назначения и защитных свойств, конкретных условий и характера заражения.

По своему назначению СИЗ подразделяются на общевойсковые (предназначены для использования военнослужащими всех или нескольких видов вооруженных сил и родов войск) и специальные (предназначены для использования военнослужащими определенных специальностей и выполнения определенных видов работ).

По принципу защитного действия средства защиты органов дыхания и средства защиты кожных покровов подразделяются на фильтрующие и изолирующие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: