По окончании опыта испытуемый проверяет с помощью чертежа правильность ответа и сообщает экспериментатору, какая задача решалась легко, какая вызывала затруднения. Эти данные также заносятся в протокол. Правильное решение задач условно оценивается определенным количеством единиц: задача 1 – 4 единицы, задачи 2, 3,4 – по 5 единиц каждая, задача 5 – 6,
Если испытуемый решил правильно все пять задач, его работа оценивается баллом 5 (25 ед.: 5 задач), если решил лишь первые четыре задачи, то работа оценивается баллом 4 (19 ед.: 5 задач) и т. д. Данные разных испытуемых сравниваются по количеству времени, затраченного па обдумывание ответа, иколичеству баллов. В конце занятий, используя материал словесного отчета, выясняют, в каких задачах вызвал затруднение процесс актуализации образа, в каких – процесс оперирования им.
Задание 2.
Исследование творческого воображения (в ходе составления предложений из заданных слов)
Цель: дать оценку особенностям творческого воображения.
|
|
Оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Ход опыта
Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.
Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.
Инструкция: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!"
В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!"
Таблица 27
Шкала оценки творчества | ||
Пункт | Характеристика составленного предложения | Оценка предложения в баллах |
а | В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации. | 6 баллов |
б | В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации. | 5 баллов |
в | В предложении использованы все три слова в обычной комбинации. | 4 балла |
г | Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации. | 3 балла |
д | Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи. | 2,5 балла |
е | Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение. | 1 балл |
ж | Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями. | 0,5 балла |
з | Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов. | 0 баллов |
|
|