Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) |
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
По истории и философии науки
По направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция
Москва
Авторы:
Пржиленский Владимир Игоревич - доктор философских наук, профессор
и.о. заведующего кафедрой философских и социально-экономических дисциплин кафедры философских и социально-экономических дисциплин.
Бучило Нина Федоровна - доктор философских наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин
Демина Лариса Анатольевна-доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философскихисоциально-экономических дисциплин.
Рецензенты:
Семенов Валерий Евгеньевич - доктор философских наук, профессоркафедры философских и социально-экономических дисциплин
|
|
Программа кандидатского экзамена по Истории и философии наукиодобрена на заседании кафедры философскихи социально-экономических дисциплин (протокол № 6 от29 февраля 2016 года) и утверждена на заседании Ученого совета (протокол № 124 от 28 марта 2016 года).
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина (модуль) «История и философия науки» относится к Блоку 1 базовой (обязательной) части программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Основная цель подготовки аспирантов (соискателей) заключается в формировании у обучаемых научно-исследовательской и научной-педагогической компетентности, необходимых для успешного решения задач:
- организации и управления исследовательской деятельностью;
- определения методологии и процесса разрешения сложных научно-исследовательских проблем;
- педагогической деятельности в высшей школе:
- воспитания научных кадров;
- развития юридической науки в целях борьбы с негативными явлениями в сфере правосознания российского общества.
В связи с этим в результате освоения дисциплины «История и философия науки» у обучающихся должны быть выработаны следующие универсальные (общекультурные) и общепрофессиональные компетенции:
-способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
- способность осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения;
|
|
- способность реализовывать и творчески развивать личностные универсальные компетенции, применять знания истории и методологии науки в организации научных исследований в области юриспруденции;
- владеть культурой научного исследования в области юридической науки;
- осуществлять педагогическую деятельность с использованием знаний, умений и навыков в области истории, философии, психологии и педагогики.
Аспиранты (соискатели) должны знать:
- предмет истории и философии науки, ее роль в развитии науки и профессиональнойподготовке юриста;
- характеристики науки как генерации нового знания, как социального института и как особой сферы культуры;
- основные этапы развития науки и их характеристики;
- основные концепции философии науки XX-XXIвв. и модели ее развития;
- современные философские и методологические проблемы развития социально-гуманитарных наук;
- структуру и закономерности научного познания;
- формы и методы научных исследований; роль науки и техники в развитии культуры, связанные с ними современные социальные и этические проблемы; их отражение в правовой сфере.
Аспиранты (соискатели) должны уметь:
- применять историко-философские и методологические знания в своей профессиональной деятельности, для постановки и анализа проблем юридической науки и практики;
- использовать научные методы для выдвижения гипотез и формулировки законов на основе собранных фактов;
- осмысливать выдвигаемые концепции, проверять построение доводов, выявлять их исходные предпосылки, логику и обоснованность;
- различать научное, вненаучное и ненаучное знание;
- отстаивать собственную позицию с использованием методов научной аргументации;
Аспиранты (соискатели) должны владеть:
- современными формами научной коммуникации;
- методами логического и герменевтического анализа текстов;
- понятийным аппаратом историко-научного и философского осмысления проблем профессиональной деятельности;
- навыкамисамостоятельной работы с научной и учебной литературой;
- технологией создания научных текстов;
- навыками саморазвития и стремлением к профессиональному совершенствованию.
Основными формами занятий являются лекции, коллоквиумы, написание рефератов. Рекомендованная литература изучается самостоятельно. Список может быть дополнен аспирантом в соответствии с его научными интересами и темой реферата. Следует учитывать, что основной задачей курса является философско-методологическая подготовка аспирантов и соискателей к профессионально-научной деятельности.
По итогам самостоятельной работы проводятся индивидуальные и групповые собеседования и консультации. Изучение курса завершается экзаменом. Экзаменационные билеты включают два вопроса и собеседование по реферату. При изучении курса и подготовке к кандидатскому экзамену следует опираться на программы, тематику и планы коллоквиумов.
ПРОГРАММА КУРСА
Часть I. Философия науки: общие проблемы