Система водозаполнения пожарного насоса

Вакуумная система водозаполнения предназначена для заполнения пожарного насоса водой при работе из открытого водоисточника (водоёма). В её состав входят следующие элементы: вакуумный агрегат 28 (рис. 22), вакуумный кран 33, кнопка включения привода 5, соединительные кабели и воздухопроводы (рукава).

Вакуумный агрегат предназначен для создания необходимого при водозаполнении разрежения в полости пожарного насоса и всасывающих рукавов. Вакуумный агрегат представляет собой вакуумный насос шиберного типа с электро-приводом. Устройство вакуумного агрегата показано на рис. 28.

 

 


Рис. 28. Вакуумный агрегат.

1 –крышка; 2 –корпус; 3 –жиклер; 4 –крышка; 5 –амортизатор; 6 –якорь тягового реле; 7 –тяговое реле; 8 –контакт "2"; 9 –контакт "1"; 10 –втулка; 11 –электро-двигатель; 12 –якорь электродвигателя; 13 –центрирующая втулка; 14 –шпонка; 15 –кронштейн; 16 –манжета 1-22-35 ГОСТ 8752; 17 –подшипник 203 ГОСТ 8378; 18 –крышка; 19 –патрубок всасывающий; 20 –патрубок выхлопной; 21 –реле 90.3747-10; 22 –ротор; 23 –лопатка; 24 –гильза; 25 – шайба опорная.

Вакуумный насос работает следующим образом. При вращении ротора 22 лопатки 23 под действием центробежных сил прижимаются к гильзе 24 и образуют, таким образом, замкнутые рабочие полости. Рабочие полости за счёт вращения ротора, происходящего против часовой стрелки (см. сечение А-А), перемещаются от всасываю-щего окна, сообщающегося с входным патрубком 19, к выхлопному окну, сообщаю-щемуся с выходным патрубком 20. При прохождении через область всасывающего окна каждая рабочая полость захватывает порцию воздуха и перемещает её к выхлопному окну, через которое воздух по воздухопроводу выбрасывается в атмосферу. Засасывание воздуха из всасывающего окна в рабочие полости происходит за счёт изменения (увеличения) объема полостей при прохождении их в зоне всасывающего окна. Изменение объёма рабочих полостей обеспечивается наличием эксцентриситета между ротором и гильзой.

Смазка трущихся поверхностей вакуумного насоса осуществляется маслом, которое подаётся в его всасывающую полость из масляного бачка 4 (рис. 22) за счёт разрежения, создаваемого самим вакуумным насосом во входном патрубке. Заданный расход масла обеспечивается калиброванным отверстием в жиклере 3 (рис. 28).

Привод вакуумного насоса обеспечивается электродвигателем 11, рассчитанным на напряжение 12 В постоянного тока. Ротор двигателя одним своим концом опирается на втулку 10, а второй конец через центрирующую втулку 13 опирается на подшипник вакуумного насоса (поэтому включение электродвигателя после отстыковки его от вакуумного насоса не допускается). Крутящий момент от двигателя к ротору вакуумного насоса передаётся через шпонку 14 и паз на конце ротора. Тяговое реле 7 обеспечивает коммутирование контактов 8 и 9 силовой цепи «+12 В» при включении электродвигателя.

Вакуумный кран 33 (рис. 22) предназначен для перекрытия вакуумной магистрали в конце процесса водозаполнения и представляет собой шаровой кран.

Включение и отключение привода вакуумного агрегата обеспечивается кнопкой 5 (рис. 20) на панели управления. Привод вакуумного агрегата работает до тех пор пока кнопка находится в нажатом состоянии.

Привод пожарного насоса

Привод пожарного насоса состоит из двигателя внутреннего сгорания 11 (рис. 20) и редуктора 37.

Двигатель обеспечивает вращение вала центробежного насоса. В мотонасосе применен двигатель внутреннего сгорания GX670-TXF4 фирмы «Honda» (Япония). Техническое описание двигателя, порядок работы с ним и сведения по его обслуживанию приведены в «Руководстве по эксплуатации двигателя».

Редуктор 37 (рис. 22) предназначен для передачи крутящего момента от вала двигателя к валу насоса.

Устройство редуктора показано на рис. 29. Включение привода центробежного насоса обеспечивается многодисковой фрикционной муфтой 2, состоящей из втулки, пяти ведущих и четырех ведомых дисков, сжимаемых между собой при включении муфты тремя рычагами. Поворот рычагов обеспечивается перемещением втулки 13 при повороте вилки 19. Зацепление вилки со втулкой 13 обеспечивается подшипниками 28, расположенными в кольцевой канавке втулки. Регулирование момента, передаваемого муфтой, обеспечивается изменением зазора между дисками при выключенной муфте при помощи регулировочной гайки 11. Три болта 15 предназначены для фиксации положения гайки 11 после регулировки муфты.

Усилие перемещения рукоятки выключения муфты 24 вверх из нижнего положения обеспечивается сжатием зажимного хомута 25. Для этого необходимо ослабить болт 23, а после регулирования усилия вновь его закрепить.

 

 

 


Рис. 29. Редуктор.

1 – шестерня; 2 – муфта дисковая фрикционная; 3 – вал двигателя; 4 – подшипник 7000108 ГОСТ8338; 5 – подшипник 304 ГОСТ 8338; 6, 8 – колесо цилиндрическое косозубое; 7 – корпус редуктора; 9 – вал центробежного насоса; 10 – пробка; 11 – гайка регулировочная; 12 – крышка подшипника; 13 – подвижная втулка; 14 – пробка для заливки масла; 15 – болт; 16 – крышка; 17 – корпус; 18 – валик; 19 – вилка; 20 – ось вилки; 21 – кронштейн; 22 – гайка; 23 – болт; 24 – рукоятка выключения фрикционной муфты; 25 – зажимной хомут; 26 – втулка; 27 – ось; 28 – подшипник 100095 ГОСТ 8338.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: