Работа со словарными словами
В начальной школе
Классы
Е.Н. Стеценко.
Предисловие
Программа по русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение словарных слов. За годы обучения в начальной школе ученику предстоит запомнить написание около 200 словарных слов с непроверяемыми гласными и согласными звуками и буквами. Механическое запоминание путем многократного повторения не всегда дает нужный результат. Необходим эффективный метод, который позволит детям быстро соориентироваться и вспомнить безошибочное написание словарных слов.
Особые трудности при запоминании написания словарных слов дети испытывают потому, что у них нет слуховой и зрительной опоры, которая помогла бы им запомнить написание непроверяемого безударного гласного или непроизносимого согласного звука.
Четверостишия, в которых называется словарное слово, не всегда достигают своей цели, так как ученик, называя слово не вызывает тем самым у себя в памяти его зрительный образ. Среди различных факторов, влияющих на формирование грамотности учащихся, особенно важным является фактор одновременного взаимодействия зрительной и слуховой памяти. Написанные автором четверостишия содержат именно такие слуховые и зрительные опоры.
|
|
Буква, написание которой необходимо запомнить, повторяется в других словах четверостишия так, что на нее падает при произношении ударение, и как бы подсказывает ученику, какую именно букву необходимо писать в том или ином словарном слове. Иногда такой заключительной строки нет, но подсказками являются многие слова во всех строчках стихотворения. В этих словах повторяется в качестве ударного тот слог, написание которого необходимо запомнить в словарном слове.
Если необходимо запомнить написание удвоенной согласной буквы, рекомендуем также использовать стихотворные рифмовки:
Такие четверостишия можно записывать в рабочие тетради. При этом ученикам дается задание найти слова с повторяющейся буквой, слогом или парами слогов и их обратить внимание на то, что именно такую букву или такой слог нужно писать в словарном слове. При этом очень важно обратить внимание детей на тот факт, что «вспомогательные» слова не являются однокоренными по отношению к словарному слову и служат только зрительным и слуховым ориентиром.
Адрес
Адр е са друзей не забывай,
Письма им почаще посылай.
Знают все ребята во дворе
Слово «адр е с» пишем с буквой Е.
Акварель
Я достану краски «А кв а рель»,
Нарисую солнечный апрель.
И запомню раз и навсегда:
В слове «акв а рель» две буквы А.
|
|
Аллея
Я гуляю в парке по а лл ее,
А вокруг звенит-поет апрель.
- Хочешь слово написать «а лл ея»?
Не забудь удвоенную Л.
Альбом
Аля купила новый а льбом,
Будет цветы рисовать она в нём.
Вот уже алая роза видна.
В слове «а льбом» напиши букву А.
Аптека
А не в а птеке лек а рство купили,
Ане лекарство в ложку налили,
Ане лекарство выпить пора,
Слово «аптека» начни с буквы А.
Багаж
Ба бушка Г а ля сдавала ба гаж –
Четыреста дв а дцать один каранд а ш.
Б а бушка Г а ля помнит всегд а:
В слове «б а г а ж» обе гл а сные – «А».
Банан
Старый кабан скушал сладкий банан
И прохрюкал: «Вот это еда!»
Запомните, дети, что в слове «банан»
Мы пишем две гласные А.
Берег
Чтоб пров е рить слово «бе ре г»
Остался способ пр е жний:
Слово «бе ре г» проверяют
Словом поб ере жье.
Берёза и берёста
Запомнить это очень просто,
Запомнить это всем пора,
Что называется б е рестой
Б е рёзы бе лая кора.
Беседа
Без бе седы только бе ды,
Без бе седы нет друзей.
Очень скучно без бе седы.
Две буквы «Е» пиши скорей!
Бидон
О би делось слово «би дон» на детей.
(Дети, утешьте его поскорей.)
- Никак, - говор и т, - не запомнят он и,
Что в слове «б и дон» после «Б» буква «И»!
Билет
Слово «билет» я в тетрадке пишу,
Очень стараюсь, почти не дышу.
- Мама, скорее иди, посмотри:
В слове «билет» я пишу букву И.
Ботинки
Как у нашей у Полинки
Бо ты, бо тики, бо тинки.
Зв о нко ц о кают, блестят
С буквой «О» дружить хотят.
Болото
Бо льше на бо лото мы точно не пойдём,
Мы за сотню метров бо лото обойдем.
Т о пкое бо лото, опасное оно,
Не х о чешь в нём увязнуть,
Пиши три буквы «О»!
Валенки
Пусть ле том Ле на валенки не носит,
Пусть Ле на носит ва ле нки зимой.
Но в слове ва ле нки в любое время года
Мы букву «Е» должны писать с тобой.
Вагон
Хотите написать «ва гон»?
Совсем тут не нужна отв а га,
А только ручка и бум аг а,
И все же вспомните сперв а:
Вторая буква – буква «А»!
Восток
В о т на в о стоке с о лнце всх о дит.
В о сток для солнышка окн о.
Как сл о во пишется «в о сток»?
Конечно, в нем две буквы «О».
Весело
В е с е ло в е т е р на с е в е р л е т е л,
В е село ветер нам п е с е нку п е л.
П е с е нка нравится мне и тебе.
Не забывайте писать буквы «Е»!
Вместе
Запомните, что в слове «вместе»
Все буквы пишут только вместе.
И правило второе есть:
Букв в этом слове только шесть.
Герой
Ге на-крокодил – ге рой,
За друзей стоит горой.
Друзьям поможет всегда и везде.
В слове «герой» пиши букву Е.
Гореть
Румяный Е го рка катается с го рки.
Как яблоки, щёки го рят у Е го рки.
Го рят как ог о нь на мор о зе они.
Эх, хороши ново го дние дни!
Даже гирлянды на ёлках го рят,
В слове «го рят» буква «О» у ребят.
Девочка
В о т о чень хор о шая дев о чка,
Мы вместе х о дим в кин о.
Я знаю, что в сл о ве «дев о чка»
Вторая гласная – «О».
Дежурный
Рано д е журный в школу придет,
Цветы аккуратно в классе польёт,
Губку намочит в чистой воде.
В слове «д е журный» пиши букву Е.
Деревня
Из де рева дома в де ревне,
У де да де ревянный дом.
«Де ревня» - слово не простое:
Две буквы «Е» пишу я в нём.
Долина
Д о лина, д о лина,
Широкий простор,
Родины нашей приволье.
Слово «д о лина» нам очень легко
Проверить словом «разд о лье».
До свидания
Если сви деться хот и м,
«До сви дания» говор и м.
Вновь ув и дим мы друзей,
Будем на свидании.
Букву И пиши скорей
В слове «до свидания».
Железо
Же ня и Ле на учатся в школе.
У Же ни и Ле ны желе зная воля.
Знают желе зно всегда и везде:
В слове «желе зо» две гласные «Е».
Жилище
Жи л жи раф в высоченном жи лище,
Ростом был наш жи раф метра три!
Не забудьте, что в слове «жи лище»
|
|
После «Ж» пишут гласную «И».
Заяц
За я ц Я шка я сно знает,
Знает заячья семья:
Если пишешь слово «заяц»,
Третья буква в слове – «Я»
Здравствуйте
Здоро в ья, здра в ия мы всем всегда желаем
И в слове «здра в ст в уйте» две буквы «В»
Писать мы никогда не забываем!
Земляника
На по ля не – з е м ля ника.
Сколько я год! Посмотри-ка!
Хоть все земли обойдёшь,
Слаще я год не найдёшь!
Завтрак
Зав тра к на тра вке
Устроить нам по ра.
Пишешь слово «зав тра к»?
Пиши две буквы «А»!
Йогурт
Пейте, дети, каждый день
Йогурта пакет.
Будете здоровыми
Много-много лет.
Бодрыми, здоровыми на урок придете,
В тетрадке слово «йогурт»
С буквы Й начнете.
Иней
На ёлочке и ней белеет,
Блестит и сверкает на ней.
И снежные звёзды на солнце
Горят всё силь ней и силь ней.
Каблук
Ах, как Катя к а блуками,
Каблуками стук да стук!
Не забудь, что с буквой А
Слово пишется «к а блук».
Календарь
Катя и Лена взяли словарь,
Ищут, как слово писать – к а л е ндарь.
Ответ, надеюсь, известен тебе:
Через гласную А, через гласную Е.
Картофель, кастрюля, капуста
Ка ртофель с ка пустой
В ка стрюле варились
И буквою «А»
Чрезвычайно гордились.
Карандаш
На уроках он помощник наш -
Разноцветный яркий карандаш.
Ты, дружок, запомни навсегда:
В слове «карандаш» три буквы А.
Карман
На брюках у Ма ка ра два ка рмана
И два ка рмана у Ма ка ра на рубашке.
«Ка рман» - два раза пишем букву «А».
Об этом знают даже первоклашки.
Картина
Кар пова Ка тя рисует кар тину.
Кар тина раск ра шена наполовину.
Ка тя устала, поспать ей пора.
В слове «кар тина» пиши букву «А».
Квартира
Л я гушка- ква кушка ква ртиру купила,
Ква сом соседей своих угостила.
Ква кали гости, отведавши квас:
«Ква-ква-ква ртира у вас просто класс»!
Командир
Ко ля Ма ркин – ко мандир отряда,
На линейке он к о м а ндует как надо.
Мой совет запомнить вам легко:
В слове «командир» пишите «ко».
Комната
У Наты красивая комн а та,
Чиста и уютна она.
Запомни, что в слове «комн а та»
|
|
Вторая гласная А.
Компот
Толстый ко к и толстый ко т
Вместе кушали ко мпот.
А в ко мпоте груши, сливы.
Букву «О» не подменили?
Компьютер
Кот на компьютер запрыгнул вчера,
Мышь у компьютера прятать пора.
Слово «компьютер» пиши с буквой О,
Котик тогда не сломает его.
Коньки
Ловкие стальные ко ни
По катку меня погонят.
И удобны, и легки,
Ловко скованы ко ньки.
Корабль
К о рабль ух о дит далек о,
Растаял в синем м о ре.
В слове «К о рабль» пишем гласную «О».
С этим я даже не сп о рю.
Костёр
Кос тя разводит кос тёр на лугу.
Кос те кос тёр развести помогу.
Ломкие сучья в кос тёр положу.
В слове «к о стёр» букву О напишу.
Котёл
Крот и кот к о тел купили,
Вкусный борщ в котле сварили.
Съели борщ, сверкает дно.
В слове «к о тёл» пиши букву О.
Крокодил
Добрый крошка-кр о к о дил
Очень кроликов любил.
В этом слове «кр о к о дил»
Две гласных О. Ты не забыл?
Кружево
Ай да Женя-кру же вница,
Золотая мастерица –
Кружево сплела уже.
После «кру» пишите «же».
Лагерь
Л е ра с Г е рой е дут в л е тний лаг е рь
Загорать и плавать в солнечной вод е.
Л е ра с Г е рой – умные ребята:
В слове «лаг е рь» пишут букву «Е».
Ладонь
Часто играют в ла душки с Ла дой.
Весело ла дится наша игра.
Всем грамотеям запомнить бы надо:
В слове «ла донь» пиши гласную «А».
Ласточка
В небе ласт о чка, словно точка,
Так взлетела она высоко.
Все помнят, что в слове «ласт о чка»
Вторая гласная О.
Лебедь
Белый-пребелый леб е дь
Качался на лёгкой волне.
Запомни, что в слове «леб е дь»
Мы пишем две буквы Е.
Лестница
По с т упенькам вверх и вниз
Долго нам с т обой ид т и.
В слове «лес т ница» в т е т радке
Букву «Т» не пропус т и.
Линия
Длинную ниточку – лин и ю
Я начертил, посмотри!
Запомни, что в слове «лин и я»,
Мы пишем две гласные И.
Лопата
Ло пата ло вко трудится весь день.
Ло патой п ло тный снег сгребать не лень.
Чтоб от усердия не ло пнула ло пата,
Мы букву «О» подарим ей, ребята.
Лучше
Луч шептал в тиши лучу:
«Слушай, луч, как я шепчу,
Слушай лу чш е, слушай лу чш е».
Луч шептал в тиши лучу.
Лягушка
Пляшет и поет л я гушка
Звонко-звонко: «Ля-ля-ля!»
Голосистая квакушка
Мечтает спеть для короля!
Малина
Ма ша ма лину в лесу собир а ла.
Ма ло ма лины Ма ша нашл а.
Ма ша медведя в лесу увид а ла.
В слове «ма лина» пиши букву «А»!
Магазин
Большие неприятности у мага:
Закончилась волшебная бу мага.
Маг знает: выход у него один –
Отправиться в волшебный мага зин.
И будет бумага в твоей корзине,
Если напишешь два буквы «А» в «мага зине».
Макароны
Макар и Маша ели м а к а роны.
Полезна эта пища и легка.
Запомните, что в слове «м а к а роны»,
Мы пишем «МА», а после пишем «КА».
Машина
Ма ма у Ма ши – водитель такси,
По пр а вилам водит ма шину он а.
А Ма ша в а м ск а жет, когда ни спроси:
- В слове «м а шина» пишу букву «А».
Мебель
Купила бе лка ме бе ль,
Расставила в дупле.
Давайте в слове «ме бе ль»
Писать две буквы «Е».
Месяц
Я сный мес я ц встал над садом.
На крыльце мы с я дем р я дом.
С я дем р я дом, посидим
И на мес я ц поглядим.
Медведь
Мё д решил ме дведь отведать,
Пчёл лесных пошёл пров е дать.
Теперь с досады он рев ё т:
Кусачим оказался мё д.
Молоко
Вот льётся м оло ко в ведр о,
Скорее кружку подставляй.
Когда ты пишешь слово «м оло ко» -
Три буквы «О» не забывай!
Монета
Если есть у нас м о нета,
Сразу купим эскимо.
Слово звонкое «м о нета»
Мы напишем с буквой о.
Морковь
Я плыл в м о рковном м о ре,
В м о рковной л о дке плыл,
М о рковный с о н мне снился.
Я о чень м о рковку любил.
Народ
Как стра на прекрас на на ша,
Нет страны на свете краше.
И в на роде на шем знают:
Лучше нет родного края!
А на род все уважают,
Облако
Обл а ка плывут по небу,
Обл а ка блестят слегк а.
Кто-то, видно, белым лак ом
Покрывает об лак а!
За об ла ками наблюдай,
Слог – ЛА - писать не забывай.
Огород и огурец
В о г о роде п о мидоры,
В о г о роде о гурец.
Не забыл про букву «О?
Грамотей, ты – м о л о дец!
Ошибка
Ох, ошибочки, о шибки,
Вы вредите мне давно.
Слово вредное «о шибка»
Начинаю с буквы О.
Пакет
Н а до н а м з а втра сходить в магазин,
П а ру п а кетов купить молок а.
Выпьем по кружке и ск а жем друг дружке:
- В слове «п а кет» пишем гласную «А».
Пальто
Па па и Па ша па льто поку па ли.
Па па и Па ша купили па льто.
Б а бушке с м а мой па льто показали,
Б а бушка с м а мой сказали: «Не т о»!
Парад
П а ра за п а рой, п а ра за п а рой
Мы маршируем вперед и назад.
П а ра за п а рой шагаем недаром.
Завтра наш первый школьный п а рад!
Пассажир
Две буквы С уселись в самолёт
И па сс ажирами отправились в полёт.
Взлетели до заоблачных небес.
Ты в слове «па сс ажир» пиши две буквы С.
Петух
Пе тя, Пе тя, Пе тушок
Пе л нам пе сню на зар е,
Пе тушиный пере пе в
Вс е х разбудит во двор е!
Песок
Пе гий пё с зарыл в пе сок
Хл е ба б е лого кусок.
Пё с ув е рен – два куска
Вырастают из пе ска!
Пенал
В е село Пе тя в школу шагал.
В портф е ле у Пе ти новый пе нал.
Пе те теп е рь не к лицу забывать
В слове пе нал букву «Е» написать!
Платок
У Ла ры п ла ток и у Ла ды п ла ток,
Узор на п ла тке – красот а!
Как будто на небе в п а смурный день
Р а дуга вдруг расцвел а!
Пловец
Ло вкий п ло вец по реке проплывал.
Ло вкий п ло вец даже п ло т обогнал.
Ло вкий п ло вец уплывёт далек о.
В с ло ве «п ло вец» напиши букву «О».
Пшеница
Ученикам и ученицам
Ше пчет, шелестит п ше ница:
- Не забудьте, что во мн е
Тр е тья буква – буква «Е».
Посуда
Маме я верный по м о щник давн о –
М о ю на кухне по суду.
В слове «п о суда» гласную «О»
Я никогда написать не забуду!
Праздник
Д ома в праз д ник не си д и,
А из д ома выхо д и.
Целый д ень хо д и, гуляй,
Букву «Д» не пропускай!
Простуда
Я давно простыл, это просто пр о студа.
Просто пр о студа взялась ниоткуда.
Теперь не пойду я ни в цирк, ни в кино.
Слово «пр о студа» пиши с буквой О.
Работа
Мы ра но вст а ли,
Мы ра ботали весь день,
Мы ра ды, что ра ботать нам не лень.
Но все же мы ра ботаем с ут ра
И отдохнуть нам все-таки по ра.
Ракета
Ра к ра кету смастерил,
Прямо в речку запустил.
Ра ки крикнули: «У ра!
В космос нам лететь по ра!
Мы ра кету с буквой «А»
Запускать будем с ут ра.
Рисунок
Ри сунки у Ри ты п ри ятны для глаза.
Ри та ри сует, иди, посмотри,
И ри сов синих полную вазу.
В слове «ри сунок» пиши букву «И».
Рябина
Я рко р я бины кисти гор я т,
Я рче, чем я сная в небе зар я.
Р я бь золотая в глазах от р я бины.
В слове «р я бина» пиши букву «Я».
Салют
Художник кр а сками картину напис а л.
На ней с а лют сверкает в небес а х.
Как будто а стра в небе расцвел а.
«С а лют» мы пишем только с буквой «А».
Сапоги
Са ша са м решил почистить са поги.
Ну, а ты немного Са ше помоги.
Чтобы ст а ли са поги сверк а ть,
В слове «с а поги» нам надо с «А» пис а ть.
Секрет
Все знают, как писать «с е крет».
И никакой тут тайны н е т.
Изв е стно даже детвор е:
Мы пишем здесь дв е буквы «Е».
Солдат
Сияет сол нышко, идет домой сол дат,
Медаль сияет на груди сол дата.
Вы это сл о во славное «сол дат»
Всегда пишите с буквой «О», ребята.
Сахар
В С аха ре жить не с аха р,
Т а м стр а шная ж а р а.
Дав а йте в слове «с аха р»
Пис а ть две буквы «А».
Сверкать
От радости глаза у Све ты засверкали:
«Пятёрку» е й поставили в журнале.
Букву «Е» Све та пишет ув е ренно в слове «све ркать».
Снегирь
С п е рвым сне гом, с п е рвым сне гом
Сне гири к нам прилет е ли
И на б е лую берёзу
Бахромою алой с е ли.
Совет
Как сл о во пишется «с о вет»?
Могу я т о чный дать ответ:
Вторая буква – буква «О»,
Там для друг о й буквы запрет.
Стрекоза
Бы стре е и быстрее
Стре козы в танце вьются,
Сверкают, словно стре лки,
А в руки не даются.
Стре козы всё порхают,
Про букву «Е» напоминают.
Спасибо
Меня вчера приятель спас,
Меня он спас в десятый раз.
И я его благодарю –
Ему «спас ибо» говорю.
Собака
Я сл о во «с о бака» хочу написать,
Про гласную «О» мне нельзя забывать.
Но букву зап о мнить мне о чень легк о –
Ведь сх о жа с ошейником гласная «О».
Суббота
Б орис Б орисович в су бб оту не работал,
Б орис Б орисович в су бб оту отдыхал.
Но в слове под названием «су бб ота»
Две буквы «Б» писать не забывал.
Тарелка
Та ня та релки с та рательно мыла,
С та ли та релки у Та ни сверкать.
А в тетрадке она не забыла
В слове «та релка» «А» написать.
Телевизор
Наконец мы еле - еле
Двести серий досмотрели.
Зато мы в слове «т еле визор»
Две гласных Е не просмотрели!
Телефон
Хоть тё тя Лена и болтушка,
Но помнит и во сн е
О том, что в слове «т еле фон»
Дв е гласных буквы «Е».
Топор
Между нами вышел сп о р:
Как же пишется «т о пор»?
А ведь известно всем давн о –
В «т о п о ре» две буквы «О».
Трамвай
М едленно едет старый тра м вай.
- Старый тра м вай, ты м еня покатай!
- Что же, садись, м еста хватит тут все м.
В слове «тра м вай» напиши букву «М».
Ужин
У жи н стряпают у жи.
Букву «И» скорей пиши.
В слове «у жи н» в слоге – жи –
«И» напишут малыши.
Улица
Наша у ли ца от ли чная,
Даже лучше, чем сто ли чная.
Мы на у ли це своей
Не обижаем малышей.
Урожай
В полях овес, пшеница, ро жь!
У ро жай у нас хо ро ш!
С буквой «О» его напишем,
В баранке, бублике увидим.
Хоккей
Беру я к люш к у для хо кк ея,
Удобна к люш к а и лег к а.
К огда пишу «хо кк ей» в тетрад к е,
Всегда пишу две бу к вы «К».
Чёрный
На ч ё рном ш ё лке
Ж ё лтые пчёлки
Блестят, переливаются.
Угадай, как называются? (Зв ё зды)
Шёл и шёлк
Храбрый ё жик, храбрый ё жик
Ш ё л по ш ё лковой траве.
Храбрый ё жик, храбрый ё жик
Н ё с леп ё шку в рукаве.
Храбрый ё жик, храбрый ё жик
Говорил мне: «Не спеши,
Ты в словах и «ш ё л», и «ш ё лк»
Только букву «Ё» пиши.
Шоссе и шоколад
Иду я по шо ссе, кусаю шо колад.
Мне очень хоро шо, я шо коладу рад.
А почему же мне сегодня хоро шо?
А потому что в словах «шо ссе» и «шо колад»
Слог «шо» пишу я с гласной «О».
Щенок
Забился в щель щ е нок мой глупый,
Его выманиваю супом.
Поднимет быстро настроенье
Щ е нку такое угощенье.
Ягода
Мы в саду каких уг о дно ягод наберём.
Мн о го я год – целое ведр о.
А когда мы в шк о лу о сенью пойдём,
Слово «яг о да» напишем с буквой «О».
Язык
Я лениться не привык,
Я учу родной язык.
Вам советую, друзь я:
«Я зык» пишите с буквой «Я».
Четверостишия с сочетаниями «ОРО», «ОЛО»:
И с оро ка, и в оро на,
В оро бей и с оло вей
Написать две буквы «О»
Дружно просят всех детей!
Вдаль бежит, спешит д оро га.
В г оро д мы приедем ск оро.
И колёса у машины –
Словно сочетанье «ОРО».
Спит к оро ва на с оло ме.
Ах, какая благодать!
Не забудьте сочетанья
«ОРО», «ОЛО» написать.
К оло кольчик, к оло сок
Привяжу за поясок.
В к оло тушку к оло чу,
Дятла тукать я учу.
Из леса я домой вернусь,
Слова с «ОЛО» писать научусь.