Экологическая сертификация - действие третьей стороны по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям (Основные положения системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде (системы экологической сертификации).
Экологическая сертификация подтверждает соответствие объектов сертификации установленным экологическим требованиям и нормативам.
В России различают две формы подтверждения соответствия:
1. Добровольная экологическая сертификация
Проводится в случаях, когда в законодательных актах РФ не предусмотрено проведение обязательной сертификации. То есть, если продукция не внесена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации (Постановление Правительства от 01.12.2009 г. № 982), то не нужно проводить обязательную сертификацию, но при желании можно оформить добровольный сертификат.
Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, системы менеджмента, и другие объекты для которых существуют технические условия, рецептуры, стандарты и иная документация, соответствие которой возможно подтвердить.
|
|
Добровольная экологическая сертификация не заменяет обязательную сертификацию и проводится по желанию заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации.
Заинтересованными в добровольной экосертификации, как правило, являются хозяйствующие субъекты, которые:
· хотят получить официальное подтверждение экологической чистоты и безопасности продукции или безопасности отходов;
· хотят получить официальное подтверждение соответствия своей деятельности в области охраны окружающей среды международным стандартам в этой области;
· хотят получить льготы при налогообложении, кредитовании, государственном экологическом контроле и т.д.
Результатом добровольной сертификации является сертификат соответствия и знак обращения на рынке, применение которого предписывается правилами определенной системы добровольной сертификации.
2. Обязательная экологическая сертификация
Согласно ст.23 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" проводится исключительно для продукции (объект сертификации) и только на соответствие требованиям, установленным техническими регламентами.
Каждый технический регламент содержит конкретные требования, формы и схемы, подтверждающие соответствие. Подтверждение соответствия проводят специально аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации, которые сотрудничают с испытательными лабораториями, также имеющими аккредитацию.
|
|
Обязательная экологическая сертификация требуется для некоторых видов продукции, указанной в Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982.
Существуют две формы осуществления обязательной экологической сертификации – это декларирование соответствия и обязательная сертификация.
Декларирование соответствия проходит по следующим схемам:
· принимается декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя;
· принимается декларация о соответствии на основе собственных доказательств заявителя и доказательств, полученных при участии органа по сертификации и/или испытательной лаборатории.
В обоих случаях заявитель должен самостоятельно сформировать комплект доказательств, к ним относится техническая документация, результаты и протоколы собственных исследований, проведенных в аккредитованной лаборатории и т.д.
Декларация о соответствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
При подтверждении соответствия по форме обязательной сертификации, процедуры сертификации для определенных видов продукции устанавливаются техническими регламентами. Заявитель получает сертификат соответствия, а продукция маркируется знаком обращения.
Орган – Росстандарт РФ. Плюс по отраслям: органы по сертификации продукции; испытательные лаборатории; продавцы, изготовители, исполнители. Возглавляет органы Минприроды РФ.
Экологический аудит.
Одним из специфических методов экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования является экологический аудит. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяется он как независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. Однако данный Закон не содержит иных правовых норм, регулирующих отношения по проведению экологического аудита.
В Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, экологический аудит рассматривается как сфера самостоятельного нормативного правового регулирования. Однако до настоящего времени не принято специального федерального закона об экологическом аудите.
Создание нормативной правовой базы в области экологического аудита связано с принятием приказов Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и от 16 июля 1998 г. № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»2. Создание системы аудита недропользования предусматривалось приказом МПР РФ от 2 апреля 1998 г. № 95э. Однако этих нормативных правовых актов оказалось недостаточно для организации и проведения экологического аудита, поскольку они не прошли обязательную стадию их государственной регистрации и опубликования.
В настоящее время отсутствует законодательная основа, необходимая для организации и проведения экологического аудита (как обязательного, так и добровольного).
Между тем разработка и внедрение современной системы экологического аудита предусмотрены в числе Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р4. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-ps, указывается на необходимость формирования правил осуществления экологического аудита как одного из условий создания эффективного экологического сектора экономики. Проведение экологического аудита предусмотрено в качестве одного из механизмов при решении задач развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
|
|