Перечень дисциплин (модулей), практик, в ходе изучения которых формировалась компетенция

Индекс по учебному плану Наименования дисциплин (модулей), практик Номера семестров, в которых осуществлялось формирование компетенции по этапам*
                       
Б1.Б.1 Философские проблемы науки и техники Х                      

Типовые контрольные задания, необходимые для оценки результатов сформированности компетенции

ВАРИАНТ 1

Тестовые вопросы, практико-ориентированные задания Ответ
Тестовые вопросы
  Методология науки – это: а) учение о методах и процедурах научной деятельности; б) система методов и исследовательских процедур; в) теория науки; г) совокупность методик изучения научных дисциплин. а
  Теория – это: а) интеллектуальное отражение реальности; б) совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности; в) это произвольная совокупность предложений некоторого искусственного языка, характеризующегося точными правилами построения выражений и их понимания; г) набор объяснительных положений, обладающий прогностической силой. б
  Научный метод – это: а) это упорядоченный способ исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине; б) совокупность основных способов получения новых знаний; в) совокупность приемов по получению знания; г) система средств и приемов получения объективного знания о мире. г
  Обоснование актуальности темы исследования предполагает: а) утверждение о наличие проблемной ситуации в науке; б) указание на большое количество публикаций по данной тематике; в) получение субсидии на проведение исследования; г) доказательство необходимости решения данной проблемы для дальнейшего развития науки. г
  Гипотеза может быть понята как: а) предположение о природе объекта, явления или процесса; б) форма теоретического знания, предсказывающая новые свойства или характеристики объекта, явления или процесса; в) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования; г) теория, не имеющая подтверждения. г
  Дискурсивность как характеристика научного знания предполагает: а) принципиальную выразимость знания в терминах естественного или искусственного языка; б) возможность обсуждения полученных выводов в рамках научной дискуссии; в) концептуальную форму существования научного знания; г) принципиальную опровергаемость теории. в
  Предмет исследования – это: а) способ проблематизации объекта; б) совокупность утверждений, сформулированных в результате исследовании; в) принцип, положенный в основание гипотезы; г) базовая идея ученого. а
Практико-ориентированные задания
  Какой из перечисленных методов познания Ф. Бэкон называл индуктивным: а) метод восхождения от абстрактного к конкретному; б) метод познания, опирающийся на показания органов чувств и предусматривающий движение мысли от частного к общему; в) умозаключения, выводящиеся из определенных предпосылок. в
  «Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, - вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый момент». Проанализируйте отрывок: 1) автор, время, направление философии; 2) характеристики материи, по мнению автора; 3) какой раздел философии занимается проблемами материи и ее свойств 1) Ф. Энгельс, 2 половина XIX в. (1878), марксизм (или диалектический материализм); 2) вечность, движение; 3) онтология  
  «Я подхожу теперь к определению “познания”. Как и в случае с “верой” и “истиной”, здесь есть некоторая неизбежная неопределенность и неточность в самом понятии. Непонимание этого привело, как мне кажется, к существенным ошибкам в теории познания… Ясно, что знание представляет собой класс, подчиненный истинной вере: всякий пример знания есть пример истинной веры, но не наоборот. Очень легко привести примеры истинной веры, которая не является знанием… Какой признак, кроме истинности, должна иметь вера для того, чтобы считаться знанием? Простой человек сказал бы, что должно быть надежное свидетельство, способное подтвердить веру… “Свидетельство” состоит, с одной стороны, из фактических данных, которые принимаются за несомненные, и, с другой стороны, из определенных принципов, с помощью которых из фактических данных делаются выводы. Ясно, что этот процесс неудовлетворителен, если мы знаем фактические данные и принципы вывода только на основе свидетельства, так как в этом случае мы попадаем в порочный круг или в бесконечный регресс. Мы должны поэтому обратить наше внимание на фактические данные и принципы вывода. Мы можем сказать, что знание состоит, во-первых, из определенных фактических данных и определенных принципов вывода, причем ни то, ни другое не нуждается в постороннем свидетельстве, и, во-вторых, из всего того, что может утверждаться посредством применения принципов вывода к фактическим данным». Проанализируйте отрывок: 1) автор, время, направление философии; 2) соотношение знания и веры, по мнению автора; 3) какой раздел философии занимается проблемами истины 1) Б. Рассел, 1 половина ХХ в. (1948 г.), логический атомизм; 2) знание – одна из форм веры (истинная вера), знание всегда вера; а вера не всегда знание; 3) гносеология – теория познания  
       

ВАРИАНТ 2

Тестовые вопросы, практико-ориентированные задания Ответ  
Тестовые вопросы  
  Научное исследование начинается: а) с утверждения темы научным руководителем; б) с постановки проблемы; в) с обзора литературы по теме; г) с выборов теоретико-методологической базы исследования   б  
  К прикладным исследованиям относятся те, которые: а) направленные на решение социально-практических проблем; б) ориентированные на производство; в) опираются на чувственные данные; г) используют результаты эксперимента. б  
  Дедукция – это: а) метод мышления, при котором общее положение логическим путем выводится из частного; б) метод исследования, при котором частное положение обосновывается более общим; в) способ исследования частного положения логическим путем; г) метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. г  
  Анализ как метод научного исследования предполагает: а) выявление сущностных характеристик объекта, явления или процесса; б) выявление элементов системы; в) интеллектуальная процедура поиска решения задачи; г) операция мысленного или реального расчленения целого г  
  Индукция – это: а) метод мышления, при котором общее положение логическим путем выводится из частного; б) метод исследования, при котором частное положение обосновывается более общим; в) способ исследования частного положения логическим путем; г) метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего. а  
  Выводы научного исследования излагаются в порядке: а) от частного к общему; б) от общего к частному; в) от конкретного к всеобщему; г) от объективного к субъективному. в  
  Инновация – это: а) выведение новых товаров на рынок; б) получение новых знаний об объективной действительности; в) нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления; г) написание новых книг и статей. в  
Практико-ориентированные задания Практико-ориентированные задания
  «Движение есть способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто ее свойство. Не существует и никогда не могло существовать материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельном небесном теле, колебание молекул в качестве теплоты, электрическое напряжение, магнитная поляризация, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вплоть до ее высшего продукта, мышления, - вот те формы движения, в которых – в той или иной из них – находится каждый отдельный атом вещества в каждый момент». Проанализируйте отрывок: 1) автор, время, направление философии; 2) характеристики материи, по мнению автора; 3) какой раздел философии занимается проблемами материи и ее свойств 1) Ф. Энгельс, 2 половина XIX в. (1878), марксизм (или диалектический материализм); 2) вечность, движение; 3) онтология  
  Какое из перечисленных положений раскрывает содержание «интеллектуальной интуиции» Р. Декарта: а) отчетливое представление ума, не вызывающее никакого сомнения; б) вершина достоверного знания; в) «внутренний свет» человеческого сознания, дающий непосредственное, целостное понимание действительности. а  
  «Не будет преувеличением сказать, что вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить образ под влиянием предмета своей любви. И всё, что происходит с миром, питает эту новую веру человека. Человек жаждал чуда для веры, и ему казалось, что чудеса прекратились. И вот техника производит настоящие чудеса. Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. И такова особенно техника нашего технического, экономического века… Но, бесспорно, техника всегда есть средство, орудие, а не цель. Не может быть технических целей жизни, могут быть лишь технические средства, цели же жизни всегда лежат в другой области, в области духа. Средства жизни очень часто подменяют цели жизни, лни могут так много занимать места в человеческой жизни, что цели жизни окончательно и даже совсем исчезают из сознания человека». Проанализируйте отрывок: 1) автор, время, направление философии; 2) характеристики техники, по мнению автора; 3) какие из них для автора допустимы, а какие нет 1) Н.А. Бердяев, 1 половина ХХ века (1933 г.), русская религиозная философия; 2) источник веры; орудие и средство, последняя любовь человека; 3) вторая (см. п. 2) допустима, первая и третья нет;    
             
ок-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
(код) (формулировка компетенции)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: