Октябрьская революция

Черная книга имен, которым не место на карте России

Москва

 

ИСПРАВЛЕНИЕ НАЗВАНИЙ

 

Для физического здоровья важно качество окружающей нас сре­ды: чистый воздух, чистая вода, не зараженная ядами почва. Для душев­ного здоровья не менее важна окружающая нас символическая среда. К ней относятся названия улиц и других географических объектов (топонимика).

Названия эти нужны прежде всего для ориентации, для того, чтобы человек знал, где он. Если он потерян, заблудился — это нарушает его ду­шевное равновесие, мешает ему жить и действовать. Если названия кругом французские, он видит, что он во Франции, если русские—в России, а если советские - то он вроде в СССР, которого давно нет. Это дезориентирует.

Названия не только ориентируют в пространстве, как то: угол улицы А и улицы Б. Они напоминают о событиях и людях, с которыми названия связаны. Топонимы бывают естественными и искусственными.

Естественные имеют древнее происхождение, отражают индивиду­альные черты места, его колорит. Такие названия вызывают интерес к краеведению, желание узнать, кто до нас жил в этих местах, чьи мы на­следники, кто мы. Бывают естественные названия чисто географические. Тверская улица в Москве, Московский проспект в Петербурге указывают на города, к которым они ведут.

Искусственные названия порой связаны с местами деятельности ис­торических фигур (в направлении нынешнего Кутузовского проспекта в Москве действительно шел Кутузов, на Чкаловской в Петербурге жил Чкалов). Чаще они географически произвольны и служат сохранению памяти о людях, составляющих славу нации: писателях, ученых, компо­зиторах, полководцах и иных выдающихся деятелях. Запечатленные в на­званиях имена соединяют живых со своими великими предками, предла­гают равняться на них, брать с них пример.

В советское время велась широкая кампания искусственных пере­именований в честь предтеч и деятелей большевицкой революции и меж­дународного коммунизма. Память о прошлом России надо было стереть, страну обезличить повторением одних и тех же стандартных названий. Они менялись в зависимости от того, кто в данный момент бьш в фаворе у правящей партии. Гатчина одно время носила название Троцк, Пермь — Молотов, Ижевск — Устинов, Рыбинск — Андропов, Набережные Челны — Брежнев, было много названий в честь Сталина. Этого уже нет. Но сохранилось множество названий в честь Ленина, Дзержинского и других деятелей, которых почитали в течение всего правления КПСС.

Кто же они, эти деятели? Слава российской нации или ее позор? Пусть читатель решит, прочитав эту книгу.

Более двух тысяч лет назад Конфуций объяснял одному из китайских правителей, что необходимо начинать исправление дел в государстве с исправления имен: «Если имена неправильны, то слова не имеют под со­бой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не мо­гут осуществляться и народ не знает, как себя вести».

Очищение страны от коммунистических названий началось в 1991-1994 гг., но затем почти остановилось из-за официально объявлен­ной политики «согласия и примирения». В результате путь к храму, где находится икона царственных мучеников, ведет со станции метро имени цареубийцы Войкова, на улицу Сергия Радонежского попадаешь со стан­ции «Площадь Ильича», храм-памятник на месте убийства царской семьи в Екатеринбурге построен на улице Карла Либкнехта, Санкт-Петербург окружает Ленинградская область, а Екатеринбург — Свердловская.

Такой абсурд порождает нигилистическое отношение к прошлому страны, лишенное нравственных оценок. А продолжающееся присутст­вие советских имен питает прокоммунистические настроения, закрепляет их положение как некоей постоянной ценности. Оно формирует привыка­ние к ним у молодого поколения, которое начинает относиться к ним примирительно и или не сознает, в какой мере они противоречат его со­бственным убеждениям, или, наоборот, может вновь захотеть, как призы­вал Маяковский, «делать жизнь с товарища Дзержинского», или с Уриц­кого, или с Андропова.

Работа по стиранию с карты страны недостойных имен нужна и для сохранения памяти о подлинных героях России, ее строителях и защитни­ках, ее духовных вождях, борцах с тоталитарным режимом. Их пример, а не пример растлителей и разрушителей, должен вдохновлять будущие поколения.

В помощь тем, кто над этим работает, и написана «Черная книга». В ней дано 122 кратких очерка о лицах, понятиях и событиях, которые на­иболее часто встречаются в оставшихся от советского времени наимено­ваниях улиц, площадей, населенных пунктов. Их список составлен на основании данных по 50 крупным городам. В него не входят деятели местного значения и создатели советского режима, имена которых уже стерты с карт самими коммунистами (Троцкий, Сталин). Не входят туда и ученые, военные и иные деятели, прославленные в советское время (Вернадский, Королев), но к созданию коммунистического режима не­посредственно не причастные.

Очерки в книге написаны в свободном стиле 17 разными авторами. Это не академическое исследование с подробным изложением послуж­ных списков. Цель очерков — дать нравственную и политическую оценку деятельности описываемых фигур, определить их отношение к россий­скому государству. Сегодня, когда славословия «Российской державе» стали дежурными в устах представителей власти, важно показать, что описываемые персонажи либо способствовали разрушению России, либо не имели к ней никакого отношения.

Кого-то удивит, что в список лиц, чьи имена не следует сохранять в российской топонимике, вошли такие видные деятели отечественной культуры, как Герцен, Кропоткин, Плеханов или Горький и Маяковский. Но составители сборника стоят на государственной позиции. Первые трое своими революционными идеями помогали разрушать, а не строить российское государство. Последние двое в своих писаниях поощряли коммунистический террор.

Книга—не просто перечень биографий. Она стремится выявить суть большевизма как метода ведения политической борьбы, метода управле­ния обществом и государством, прояснить суть коммунизма как полити­ческой идеологии. Мы адресуем ее не только единомышленникам, кото­рым в общем известны приведенные здесь факты, но широким кругам граждан. А многие из них до сих пор считают, что коммунизм — это, в принципе, не так плохо, что заслуживают осуждения лишь его проявле­ния, связанные с репрессиями, и некоторые деятели, слишком «перегнув­шие палку».

Когда мы пишем, что Атарбеков рубил головы шашкой, это произво­дит впечатление, а когда пишем, что Ногин уговорил профсоюз же­лезнодорожников отменить забастовку против Ленина, — не производит. Поэтому важно помнить, что ответственность за последствия коммунис­тического эксперимента несут не только ярко выраженные преступники с садистскими наклонностями, но и те участники, которые лично никого не убивали. Это важно и потому, что в данной книге мы не можем охватить всех персонажей. За ее рамками остались «местно чтимые» деятели, но это не значит, что к ним нет претензий. И они несут ответственность за Действия своих начальников.

Такой подход основан на положениях Устава Международного воен­ного трибунала, созванного в Нюрнберге в 1946 г. для суда над военными преступниками. Соотнесение действий большевиков с выработанными впоследствии определениями ставит «героев» нашей книги в историчес­кий контекст.

Статья 6 Устава Нюрнбергского трибунала относит к «преступлени­ям, влекущим за собой индивидуальную ответственность»: «убийства или истязания военнопленных [...]; убийства заложников; ограбление об­щественной или частной собственности»; [...] «убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам» [...]. «Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совер­шению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления та­кого плана».

Против устранения советских топонимов есть два возражения:

1) «Мы к этим названиям привыкли». Но привычки бывают дур­ные и хорошие. Опыт центра Москвы, где в 1990-1994 гг. было восста­новлено 150 исторических названий, свидетельствует, что к исправлен­ным названиям быстро привыкли, и 10 лет спустя мало кто вспоминает советские.

2) «Это часть нашей истории, мы не можем ее отменить». Но для изложения полной картины истории есть учебники. Топонимы ее отража­ют выборочно. И рабство негров в Америке, и власть Гитлера в Герма­нии — тоже часть истории, но никому в голову не приходит называть в их честь улицы или города. Вопрос в отборе достойных имен и событий, к чему и призывает книга.

Книга состоит из шести тематических разделов, по основным кате­гориям лиц и явлений, встречающихся в современных наименованиях. Статьи внутри каждого раздела расположены в алфавитном порядке по наиболее распространенной форме имени, не обязательно по фамилии. Алфавитный указатель статей всех разделов и встречающихся в них лиц дан в конце книги.

 

Кингисепп

Виктор Эдуардович Кингисепп (1888-1922) почитался в СССР прежде всего как основатель Коммунистической партии Эстонии. Родив­шись на о. Эзель (Сааремаа), в г. Аренсбурге в рабочей семье, Кингисепп примкнул к большевикам во время смуты 1905-1907 гг. как участник ан­типравительственных волнений в Балтийском регионе и в 1906 г. был принят в ленинскую партию. В 1917 г. ему удалось окончить Петроградский университет.

 

Эстонский революционер Виктор Кингисепп на марке 1963 года.

Его именем назван город.

 

В течение 1917 г., получив возможность действовать легально, Кин­гисепп развертывает подрывную деятельность в родных краях: он стано­вится членом Северо-Балтийского комитета партии, а затем заместителем председателя ВРК Эстляндского края. 26-27 октября 1917 г. Кингисепп во главе местных большевиков захватывает власть в Эстляндской губер­нии и разгоняет собравшийся было в Ревеле парламент. Став членом во­енного и продовольственного отделов исполкома Советов Эстляндии, формирует большевицкие части в Ревеле.

После изгнания большевиков из Эстонии немецкими войсками Кин­гисепп бежит на советскую территорию. «Эстонского товарища» делают комиссаром Инспекции по формированию военных округов и членом ВЦИКа. Далее он «трудится» в Верховном ревтрибунале при ВЦИК и в ВЧК. Кингисепп — член Особой следственной комиссии по делу левых эсеров, с которыми большевики решили к тому времени покончить, и сле­дователь по так называемому «заговору Локкарта».

 

Кингисепп.

Памятник Виктору Кингисеппу

 

Осенью 1918 г. ему нашлась работа и на родине. 29 ноября красные войска вторглись в Эстляндию и в тот же день провозгласили в Нарве Эстляндскую трудовую коммуну, в Совете которой Кингисепп возглавил управление внутренних дел. В захваченных городах (до начала 1919 г. большевики контролировали половину территории Эстляндии) Кинги­сепп и его подручные творили немыслимые зверства. На фотографиях того времени запечатлены подвалы чрезвычаек в Тарту и других городах, в Несколько слоев набитые трупами расстрелянных офицеров, священни­ков, хорошо одетых штатских граждан.

Большевиков из Эстонии тогда выгнали, но Кингисепп остался там на подпольной работе, и в ноябре 1920 г. его усилиями была образована компартия Эстонии в качестве самостоятельной секции Коминтерна. Однако не прошло и двух лет, как Кингисеппа арестовали и 4 мая 1922 г. расстреляли.

Такую утрату большевики не могли не отметить в топонимике. На Эстонию их власть тогда не простиралась, и жертвой пал ближайший к ней город Ямбург, в том же 1922 г. переименованный в Кингисепп. В 1952 г. дошла очередь и до Аренсбурга (Курессааре), получившего та­кое же наименование. Но последнему в начале 1990-х вернули его эстон­ское имя, а Ямбург до сих пор носит имя чекистского палача. Кингисеппское шоссе есть и в Петербурге.

 

В Сланцах - Кингисеппское шоссе.

 

Гайдар

 

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков; 1904-1941) был сыном учителя из крестьян и дворянки. Его родители участвовали в революционных беспорядках 1905 г. и, опасаясь ареста, уехали в провинциальный Арзамас. Там будущий детский писатель учил­ся в реальном училище и впервые опубликовал свои стихи в местной газе­те «Молот».

В 1919 г. он вступил в Красную армию и в РКП(б), стал помощником командира отряда красных партизан, действовавших в районе Арзамаса. Скрыв свой возраст, учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем командовал ротой красных курсантов. Воевал на Польском и Кавказском фронте. В 1921 г. как командир запасного Воронежского полка отправлял маршевые роты на подавление Кронштадтского восстания. Летом того же года, командуя 58-м отдельным полком, участвовал в подавлении Тамбовского крестьянского восстания. Столь высокое для семнадцати­летнего возраста назначение сам Голиков объяснял тем, что «много из высшего комсостава арестовано за связь с бандами», т.е. с повстанцами.

 

Лучки. Улица Чайковского.

Школа № 9. Дружина имени А.П. Гайдара.

Бюст писателя стоял в сквере школы.

 

После уничтожения непокорных крестьян Гайдар продолжил служ­бу в карательных частях особого назначения (ЧОН) — сначала в Тамь-ян-Катайском районе в Башкирии, затем в Хакассии. Здесь в зоне его ответственности оказался 2-й «боерайон», включающий в себя шесть ны­нешних районов на юге Красноярского края. Ему было приказано уничто­жить отряд «императора тайги» И.Н. Соловьева, состоявший из местных крестьян и колчаковских офицеров. Не сумев справиться с этой задачей, Гайдар обрушился на местное население, не поддержавшее большевиков. Людей без суда и следствия расстреливали, рубили шашками, бросали в колодцы, не щадя ни стариков, ни детей. Основным объектом кровавой охоты молодого комиссара становились хакасы. В одном из хакасских сел, по рассказам местных жителей, он лично убил выстрелами в затылок более ста человек, выстроенных у края обрыва. В другом селе, взяв залож­ников, посадил их в баню, угрожая, что расстреляет всех, если они утром не скажут, «где скрываются бандиты». И сам наутро исполнил эту угрозу: снова выстрелами в затылок. Для выслеживания неуловимого Соловьева Гайдар вербовал агентов из местного населения, расплачиваясь за инфор­мацию дефицитной мануфактурой. Местные советские руководители постоянно жаловались на Гайдара. Например, в письме волостного испол­кома, посланном с нарочным из села Курбатова в Ачинск, говорится: «Прибывший отряд сразу пустил в ход плети, которые, по нашим мыслям, должны существовать в области преданий... а не проявляться теперь при Советской власти».

Конец бесчинствам Гайдара пришел лишь после того, как он, не­смотря на приказ начальства доставить пленных в штаб для допроса, лично расстрелял их, не желая выделять людей для конвоя. Командующий ЧОНом губернии В. Какоулин был вынужден признать: «Голиков по идеологии неуравновешенный мальчишка, совершивший, пользуясь служеб­ным положением, целый ряд преступлений». Гайдар был вызван в Красноярск для объяснения; его исключили из партии, сняли с должности и направили на психиатрическое освидетельствование. Консилиум нашел «истощение нервной системы в тяжелой форме на почве переутомле­ния и бывшей контузии, с функциональным расстройством и аритмией сердечной деятельности» (из письма Гайдара сестре Наташе 17 января 1923 г.). Пройдя курсы лечения в Красноярске, Томске и Москве, Гайдар отправляется сначала в полугодовой, а затем — в бессрочный отпуск «с сохранением содержания».

В 1925 г. он написал свою первую повесть «В дни поражений и по­бед». Редактор посоветовал молодому автору начать мирную жизнь, и он уехал работать корреспондентом сначала в Донбасс, а потом на Урал. Гайдар работал в местных газетах; в Перми он женился на семнадцатилет­ней комсомолке Лие Лазаревне Соломянской, усыновив ее сына Тимура. После публикации рассказа «Р.В.С.» к Гайдару пришло признание, и семья переехала в Москву. Но в 1931 г. жена вместе с сыном ушла от него. Причиной ухода был алкоголизм писателя.

Гайдар тосковал, не мог работать и уехал в Хабаровск корреспонден­том газеты «Тихоокеанская звезда». Знавший его в это время Борис Закс писал: «Мне пришлось за мою долгую жизнь иметь дело со многими ал­коголиками — запойными, хроническими и прочими. Гайдар был иным, он зачастую бывал «готов» еще до первой рюмки» И еще: «Гайдар резал­ся. Лезвием безопасной бритвы. У него отнимали одно лезвие, но стоило отвернуться, и он уже резался другим. Попросился в уборную, заперся, не отвечает. Взломали дверь, а он опять режется. Увезли в бессознательном состоянии... При этом не похоже было, что он стремился покончить с со­бой; он не пытался нанести себе смертельную рану».

Душевный недуг (маниакально-депрессивный психоз на фоне хро­нического алкоголизма) не помешал Гайдару создать произведения, по­ставившие его в первый ряд советских детских писателей. Но громкий успех не избавлял его от груза совершенных когда-то преступлений. «Снятся мне убитые мною в юности на войне люди», — писал он в днев­нике. Постоянные запои мешали нормальной работе.

С началом новой войны Гайдар попросился на фронт. Когда в октяб­ре 1941 г. партизаны отряда, в котором он был военным корреспонден­том, напоролись на немцев, Гайдар вскочил во весь рост и крикнул своим товарищам: «Вперед! За мной!» Это была смерть, похожая на самоубий­ство. Другие партизаны спаслись.

Имя Гайдара очень часто носят детские учреждения: школы, библиотеки, детские дома.

 

В Сланцах имя А.П. Гайдара носила пионерская дружина школы № 9, что находилась на ул. Чайковского. Перед крыльцом здания стоял бюст писателя, который куда-то исчез в годы т.н. перестройки.

Ф.Э. Дзержинский.

Почтовая марка.

1951.

Дзержинский

 

Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926) родился в семье небогатого польского помещика. Россию и русских он ненавидел с детства и вспоминал в 1922 г.: «Еще мальчиком я мечтал о шапке-невидимке и уничтожении всех москалей». Хотя воспользоваться шапкой-невидим­кой ему не пришлось, в деле реализации своей заветной мечты он куда как преуспел. Начав борьбу против исторической России методами индивидуального террора, он продолжил ее после большевицкого переворота, стоя во главе могущественной террористической организации — ВЧК-ГПУ.

В молодости Дзержинский собирался стать священником и вступить в орден иезуитов, но вместо этого в 1895 г. вошел в Литовскую социал-де­мократическую организацию, а в 1900-м — в Социал-демократию Коро­левства Польши и Литвы. В 1896 г. бросил гимназию и стал профессиональным революционером. Активно участвовал в событиях 1905-1907 гг. и за уголовно наказуемые действия не раз был арестован и сослан, дваж­ды бежал, несколько раз освобождался по амнистии; в общей сложности провел на каторге и в ссылке 11 лет.

Февральская революция освободила Дзержинского из Бутырской тюрьмы в Москве. Он сразу вступил в партию большевиков (причем пар­тийный стаж ему засчитали с 1895 г.) и выдвинулся в ее первый ряд. Осенью 1917 г. вошел в Военно-революционный партийный центр по Руководству вооруженным восстанием. Во время октябрьского переворо­та руководил связью Смольного с красными отрядами. Стал членом Пре­зидиума ВЦИК, а в декабре 1917 г., по предложению Ленина, был назна­чен председателем Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией (ВЧК).

Именно эта должность заслуженно принесла Дзержинскому славу одной из самых одиозных фигур большевицкой партии и советского режима. Он бессменно оставался во главе органов государственной безопасности (ВЧК, с 1922 — ГПУ, ОГПУ) до самой смерти. Дзержинский — один из главных организаторов красного террора — официальной поли­тики Советского государства. Он создал небывалую систему подавления политических противников и устрашения населения, включавшую пытки, массовые захваты и казни заложников. По самым скромным подсче­там, под непосредственным руководством Дзержинского в 1918-1922 гг. было уничтожено примерно 1,7-2 млн человек. При этом ЧК не скрыва­ла, что ее задача — не борьба с конкретными «преступниками», а ликвидация «враждебных классов», то есть истребление наиболее культурных слоев населения. Инструкциями предписывалось не столько рассматривать действия арестованного, сколько выяснять, «к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образова­ние и какова его профессия... эти вопросы и должны решить судьбу обви­няемого».

По воспоминаниям английского дипломата Б. Локкарта, глубоко посаженные глаза Дзержинского «горели холодным огнем фанатизма. Он никогда не моргал. Его веки казались парализованными». Демагогическая фраза «чекистом может быть человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками» впоследствии широко использо­валась советской пропагандой для романтизации образа «стража революции».

Во время гражданской войны председатель ВЧК неоднократно на­правлялся на различные фронты, где кровавыми методами восстанавли­вал дисциплину. С 1921 г. Дзержинский — председатель Комиссии по улучшению жизни детей при ВЦИК, которая занималась ликвидацией детской беспризорности. В этом назначении был особый цинизм, так как именно ЧК своими бесконечными убийствами порождала толпы беспри­зорников. В 1921 г., оставаясь на посту председателя ВЧК, Дзержинский был одновременно назначен наркомом путей сообщения, а с 1924 г. — председателем ВСНХ СССР.

После начала Кронштадтского восстания Дзержинский немедленно обвинил его участников в том, что они действуют по заданию иностран­ных разведок (что заведомо не соответствовало действительности). В 1922 г. заявил, что теперь «нужно особенно зорко присматриваться к антисоветским течениям и группировкам, сокрушить внутреннюю контр­революцию, раскрыть все заговоры низверженных помещиков, капита­листов и их прихвостней». Тем самым он положил начало традиции со­ветских органов госбезопасности — всюду искать иностранные заговоры и шпионаж. После смерти Ленина Дзержинский возглавил комиссию по организации его похорон, настоял на бальзамировании его тела. Он и сам был похоронен у Кремлевской стены. В годы правления Сталина была со­здана легенда о кристально честном, гуманном, романтичном «Железном Феликсе», «рыцаре революции». Лишь с 1988 г. стали появляться публикации, приоткрывающие правду об этой страшной личности. В 1991 г. москвичи снесли памятник Дзержинскому на Лубянке: это стало симво­лом конца коммунистического режима в СССР.

Но и сейчас в России нет, кажется, ни одного города, который не был бы осквернен этим кровавым именем. Улицы, площади Дзержинского — повсюду. Городские районы Волгограда, Кривого Рога, Нижнего Тагила, Новосибирска, Перми, Харькова, города и поселки в Минской области (бывший Кайданово), Нижегородской (бывший Растяпино), Донецкой (Щербиновка), Житомирской (Романов), в Красноярском крае, в Тал­ды-Курганской области Казахстана носят его имя. Крупный город Днепропетровской области называется Днепродзержинск (бывшая Каменка). На южной окраине Москвы у древнего Угрешского монастыря был по­строен поселок Дзержинский.

 

В Лучках - улица Дзержинского.

 

Ленин

 

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов, 1870-1924) повлиял на мировую историю XX века больше, чем какой-либо другой политик. Но влияние это не было к добру. Без Ленина бы не было ни октябрьского переворота, ни 74-летней диктатуры коммунисти­ческой партии над Россией, со всеми ее последствиями.

Весной 1917 г. большевики составляли небольшую группу среди множества социалистов разных толков и никаких сверхзадач себе не ставили. Ленин же, еще в январе 1917 г. не предполагавший дожить до ре­волюции, узнав в Цюрихе про февральские события, уже 6 марта телегра­фирует в Петроград: «Полное недоверие, никакой поддержки новому правительству. Вооружение пролетариата — единственная гарантия [...] Никакого сближения с другими партиями».

 

Сланцы.

Памятник В.И. Ленину в поселке Большие Лучки.

 

Эти три фразы и поставили сверхзадачу: вооруженное свержение Временного правительства и установление однопартийной диктатуры. Проехав легально через воевавшую с Россией Германию и прибыв на Финляндский вокзал Петрограда, Ленин огласил свои «апрельские тези­сы» о «втором этапе революции» и прямом переходе к социализму в сою­зе с мировым пролетариатом. Центральный и петроградский комитеты партии отвергли его тезисы, газета «Правда» снабдила их критическим комментарием. Основоположник марксизма в России Г.В. Плеханов ото­звался в газете «Единство» статьей «Почему бред иногда бывает интере­сен». А меньшевик И.Г. Церетели позже писал: «Теоретическая работа, проделанная марксизмом, [...] научила нас понимать, что революция в России не могла совершить прыжка от полуфеодального строя к социа­листическому, и что пределом возможных завоеваний для революции яв­лялась полная демократизация страны на базе буржуазно-хозяйственных отношений».

Ленину же виделась возможность, захватив власть в России, начать мировую революцию. Его первой задачей было — развалить шатающую­ся армию, обещая крестьянам в солдатских шинелях немедленный мир и помещичью землю. Мир обернулся отдачей почти трети населения стра­ны под немецкую оккупацию и пятилетней гражданской войной, а крес­тьяне, увеличив площадь своих земель на 16%, стали жертвой повального грабежа ленинскими продовольственными отрядами.

Антивоенную пропаганду оплачивало германское правительство, предоставив Ленину в 1917 г. не менее 50 млн золотых марок (25 млн золотых рублей). Направленная на действующую армию и обе столицы, она возымела действие. Выборы в Учредительное собрание в ноябре дали большевикам 46% голосов в Петрограде и Москве, 40% в действующей армии, и только 20% в остальной России. Такие настроения помогли отрядам красногвардейцев и матросов почти без потерь захватить власть в Петрограде, а после недельных боев — ив Москве, при бездействии огромного большинства населения и военного гарнизона.

Но Ленину стоило большого труда убедить свою партию в том, что власть вообще захватывать надо. Целый месяц он засыпал органы партии «более чем энергичными» письмами, требуя немедленного восстания. Его фанатичное упорство наконец одержало верх, и нужное ему решение было принято, хотя отнюдь не единодушно.

Власть была захвачена от имени советов. Поэтому другие партии, присутствующие в советах, потребовали создания коалиционного прави­тельства из всех социалистов, а не одних только большевиков, причем — без Ленина и Троцкого. И ЦК большевиков, в отсутствие этих двух, согла­сился. Гнев вождя, когда он узнал о решении своих товарищей, был беспределен: не для этого он поднимал восстание. Тем не менее, и в его присутствии ЦК проголосовал за продолжение переговоров о многопар­тийном правительстве.

Даже став однопартийным, правительство Ленина все же было под­отчетно Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК) съезда советов. И когда Ленин издал декрет о запрете оппозици­онной печати, стал вопрос: может ли правительство издавать декреты без согласия ВЦИК? Голоса разделились поровну. Тогда Ленин и Троц­кий, будучи членами правительства, сели в ряды депутатов ВЦИК и боль­шинством в два голоса добились нужного им решения. Так уже на 9-й День своего существования советская власть превратилась во власть большевиков.

Брест-Литовский мир тоже висел на волоске: лишь ультимативная Угроза отставки дала Ленину 51% голосов во ВЦИКе.

Ленин следовал учению Маркса о классовой борьбе, но дал ему свое толкование. По Марксу, пролетариат приходит к власти и обобществляет средства производства, когда он оказывается в подавляющем большинстве- По Ленину, он это может сделать и находясь в меньшинстве, создав централизованную боевую партию, свой «авангард». Маркс полагался на неизбежные законы» истории. У Ленина господствует волевое начало: если история не идет по-предписанному, надо ее заставить.

После февраля 1917 г. Россия была во власти социалистических настроений разного толка, которые владели и Учредительным собранием, разогнанным большевиками. Куда бы в таких условиях пошла страна без Ленина?

Возможно, к некоей форме социалистической демократии, возмож­но, к хаосу и постепенному преодолению социализма, которое воз­главил бы патриотически настроенный генерал. Но очевидно, что без Ленина:

• не было бы однопартийной диктатуры, подавления религии и любого инакомыслия, право не было бы отменено и заменено произволом «революционной целесообразности»;

• не было бы попытки полностью упразднить частную собствен­ность и рынок, а следовательно, и развала народного хозяйства, последу­ющей коллективизации и командно-административной системы;

• не было бы классового террора, попытки опрокинуть социальную пирамиду, превратить «низы» в новый правящий слой, а прежние «верхи» физически истребить;

• не было бы конфронтации с западным миром, длившихся 70 лет попыток осуществления мировой революции в той или иной форме.

Черты созданного Лениным режима характерны и для личности самого вождя.

Он был крайне нетерпим к чужому мнению. Это отражено в площад­ном стиле его полемики, особенно с социал-демократами, о которых он в 1919 г. писал: «Во главе всемирно-образцовой марксистской рабочей партии Германии оказалась кучка отъявленных мерзавцев, самой грязной продавшейся капиталистам сволочи». Он ненавидел религию: «Всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничание с боженькой есть невыразимейшая мерзость... самая гнусная зараза», — писал он Горькому в 1913 г. Общечеловеческую нравственность Ленин тоже отвергал и на III съезде комсомола в 1920 г. поучал: «Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». Поскольку классовой борьбой руководит партия, то это означало, что нравственно все, что велит делать партия. Соответственно, Ленин отвер­гал и «буржуазное» право и определял свою «диктатуру пролетариата» так: «Научное понимание диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть».

В конфликтах с «левыми», военной и рабочей оппозицией, Ленин отстаивал единоначалие в армии и на заводах. В экономической же поли­тике он пошел на поводу у левых экстремистов, которые требовали по­вальной конфискации предприятий и недвижимости, запрета частной торговли и отмены денег. Рыночные, договорные отношения отменялись под угрозой расстрела. Результатом стал полный развал хозяйства и вол­на народных восстаний, которые и вынудили Ленина в 1921 г. объявить нэп. Но нэп был состоянием неустойчивым, и преемникам Ленина при­шлось выбирать: терпеть сползание к «капитализму» или идти путем Сталина.

Сталинская коллективизация проходила вполне в духе Ленина, кото­рый еще в 1905 г. писал: «...вместе с городским пролетариатом против всей буржуазии и всех крестьян-хозяев. Вот лозунг сознательного дере­венского пролетариата». В «мелкобуржуазной крестьянской стихии» он видел опаснейшего «тайного врага». Но если Ленин был лишь идейным отцом коллективизации, то отцом красного террора он был прямым. В июне 1918 г. он призывает: «Надо поощрять энергию и массовость террора!» В ноябре подчеркивает: «Для нас важно, что ЧК осуществляют не­посредственно диктатуру пролетариата, и в этом отношении их роль не­оценима. Иного пути к освобождению масс, кроме подавления путем насилия эксплуататоров, - нет». Террор был направлен против «объек­тивно враждебных» социальных групп: духовенства, офицерства, каза­чества, купечества, интеллигенции. И здесь все средства были хороши. В марте 1922 г., когда под предлогом помощи голодающим Ленин организовал изъятие церковных ценностей для нужд мировой революции, он писал своему Политбюро: «Именно теперь и только теперь, когда в голод­ных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных цен­ностей с самой бешеной и беспощадной энергией и не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления [...] Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше; надо именно теперь прижучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

Угол дома на улице Ленина.

Ъ

Свидетели передают, что Ленин не раз говорил: «На Россию мне господа хорошие, наплевать!» В своих статьях и речах он постоянно ссылался на слова Маркса: «У пролетариев нет отечества» и убеждал своих сторонников, что для каждого истинного социалиста интересы всемирной пролетарской революции должны стоять выше интересов его «отечества» (в иронических кавычках). Начиная с октября 1917 г. постоянный рефрен его речей: «Наше дело есть дело всемирной пролетар­ской революции, дело создания всемирной Советской республики!» И ес­ли верный ленинец Сталин потом строил «великую социалистическую державу», то именно для осуществления этой цели в новых международ­ных условиях.

По советским данным, приведенным Лигой Наций в 1946 г., «избыточная смертность» в России только в ленинские годы 1918-1922 соста­вила 12 миллионов человек. Из смежных данных явствует, что неболь­шая их доля, около 430 тыс., приходится на боевые потери белых и красных в Гражданской войне. Подавляющее большинство — свыше 9 миллионов человек — погибло от эпидемий и вызванного реквизиция­ми голода. Ленинская политика отбросила страну в средневековье, для которого типичны именно такие причины смерти. Около 2 миллионов погибло от красного террора, за который прямо ответственен Ленин. По следам Ленина загублены были многие десятки миллионов жизней по всему свету, от Кампучии до Эфиопии, включая Китай, куда ком­партию принес ленинский III Интернационал. Ленин входит в пятерку величайших убийц XX века, вместе со Сталиным, Мао, Гитлером и Пол-Потом.

Созданное Лениным «государство нового типа» продержалось почти три четверти века — дольше, чем другие революционные режимы. Но «здание с чертами ослиного в себе» рухнуло, как предсказывал В.В. Роза­нов, «в третьем-четвертом поколении». Его обломки — главная причина наших нынешних нестроений. Так за что нам чтить память Ленина? За то, что вовремя не поняли его сути, не оказали достаточного сопротивления? За то, что слишком многие соблазнились пойти, говоря языком смуты XVII века, в «воровские» люди, и слишком немногие пошли в «земскую» рать?

В 1970-е годы в каждом крупном городе СССР обязательно был Ленинский район и в каждой области город или поселок, так или иначе носящий его имя. Число городов, районов и поселков с именем Ленина достигало тогда в СССР 256. Да и сейчас 26 населенных пунктов РФ и ближнего зарубежья еще носят имя этого человека, а чис­ло «ленинских» улиц, площадей и переулков в городах и поселках России не счесть. В Москве его именем названы два главных проспекта (Ленинский и Ленинградский), есть улица Ленинская слобода и даже метро «Площадь Ильича». Одна из высочайших гор Азии названа пик Ленина, имя Ленина носит канал и область России (Ленинград­ская). Улицы и проспекты Ленина есть в пригородах Санкт-Петербурга Колпино, Зеленогорске, Кронштадте и др., в Петродворце, Пушкине, Кронштадте и еще в нескольких населенных пунктах сохранились Ленинградские улицы.

Немало топонимов связаны и с настоящей фамилией красного дикта­тора — Ульянов. Это и областной город РФ — Ульяновск (ранее Сим­бирск), и одноименная ему область на Средней Волге, и поселки в Калуж­ской (Плохино), Кашкадарьинской, Кировоградской и Карагандинской областях.

 

В Сланцах – улица Ленина.

 

Октябрьская революция

 

События 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде даже в СССР долгое время именовались «Октябрьским переворотом». Только в 1927 г., в связи с их юбилеем, они получили официальное назва­ние «Великая Октябрьская Социалистическая Революция». Переворот, осуществленный петроградской большевицкой военной организацией под руководством Ленина и Троцкого, привел к отстранению Временного правительства (председатель А.Ф. Керенский) и к установлению в России диктатуры коммунистов. Хотя формально правовое положение самого Временного правительства было сомнительным, при нем продолжали действовать российские законы, признавались права собственников и гражданские свободы. А главное, Временное правительство постоянно подчеркивало свой переходный характер. Оно должно было довести стра­ну до Учредительного собрания, которому и предстояло определить сис­тему власти (монархия или республика), форму государственного устрой­ства (унитарное или федеративное), принципы владения собственностью и иные государствообразующие вопросы. До Октябрьской революции правовое продолжение российской государственности оставалось воз­можным.

Октябрьская революция уничтожила историческую Россию, и боль­шевики приступили к построению на ее пространстве государства «ново­го типа» — элемента Всемирной Советской Социалистической Республи­ки. В течение одного года они создали невиданную ситуацию:

• упразднили частную собственность на землю, в т.ч. и крестьян­скую (25.10.1917);

• отменили все законы Российского государства (22.11.1917);

• конфисковали все банковские вклады (17.12.1917);

• запретили деятельность несоциалистических партий (декабрь 1917);

• ввели новый стиль календаря, новую систему мер и весов, новую орфографию русского языка (февраль, сентябрь и ноябрь 1918);

• лишили Церковь прав юридического лица, отделили государство ох религии и запретили преподавание в школе вероучительных дисцип­лин (февраль 1918);

• запретили продажу и наследование приносящей доход собствен­ности (апрель 1917);

• конфисковали частную промышленность и «социализировали» частный жилой фонд в городах (август 1918);

• объявлением «красного террора» лишили людей права на жизнь (формально с сентября, а фактически с февраля 1918);

• ввели так называемый «военный коммунизм», то есть запретили всякую торговлю и обмен, взамен которых практиковались только кон­фискации собственности и распределение продуктов (осень 1918);

• ввели полную цензуру печати (октябрь 1918).

Помимо этого большевики разогнали в январе 1918 г. только что со­бравшееся Учредительное собрание и ликвидировали (вплоть до 1990 г.) институт соревновательных выборов, уничтожив все формы демократии. Они запретили земское и городское самоуправление (январь 1918 г.), уничтожив все формы реального гражданского самоуправления. Убили всех доступных им представителей Императорского Дома Романовых (июль 1918 — январь 1919 гг.), чтобы устранить «опасность» восстанов­ления монархии. Осуществили невиданные гонения на все религиозные организации, фактически запретив веру в Бога. Подписали в марте 1918 г. сепаратный мир с противниками России по I мировой войне. Согласно этому документу передали им территорию с одной третью населения Российской империи (56 млн чел.), а в 1918-1920 гг. вызвали отделение от России (которую они назвали РСФСР) Финляндии, Польши, балтийских губерний, Белоруссии, Украины, Бессарабии и Закавказья. Позднее боль­шая часть этих территорий была насильственно объединена в СССР, но это уже была не целостная Россия, а союз «независимых» республик, ко­торые в 1990-1991 гг. не замедлили принять эту независимость всерьез и отделились. Попутно большевики уничтожили всю государственную символику России (флаг, герб, гимн, историческую топонимику, назва­ния государственных учреждений и постов), чем разорвали культур­но-историческое преемство. Были ликвидированы не только названия. Большевики осуществили «слом старой государственной машины», которая была заменена новой — тоталитарной.

В 1917 г. большевикам удалось привлечь на свою сторону часть на­селения страны. Это было сделано путем как непосредственного принуждения (взятие семей в заложники), так и косвенного (лишение воз-можности зарабатывать на жизнь иначе, кроме как работая на новую власть); с помощью демагогических обещаний земли, мира, благополу­чия, свободы, а также обращения к самым низменным инстинктам — алч­ности, зависти, трусости. Но ни одного из своих обещаний они не выпол­нили, да и не собирались выполнять. Крестьяне вместо земли в личную собственность получили «второе крепостное право» (так в народе рас­шифровывалась аббревиатура ВКП(б) в колхозах и совхозах. Рабочие вместо возможности контролировать распределение продукции произ­водства (которое, как альтернатива товарно-денежным отношениям, само по себе порочно) получили драконовские законы, каравшие смертью или лагерем любую мелкую провинность, даже опоздание на работу. Вместо свободы народ получил кровавую деспотию, подавлявшую всякую ини­циативу и миллионами уничтожавшую российских граждан. Вместо мира народ получил перманентную «классовую» войну внутри страны и ока­зался вынужден вести перманентную же подготовку к войне «ради побе­ды социализма во всем мире».

Последствия Октябрьской революции, разрушившей российское об­щество и государство, ощущаются до сего дня. Октябрьская революция привела:

• к гибели десятков миллионов людей (от репрессий, голода и войн погибли около 60 млн граждан);

• к развалу Российского государства;

• к духовному и физическому вырождению народов России;

• к утрате российской нацией способности к политической, граждан­ской и хозяйственной самоорганизации;

• к забвению отечественной истории и культуры, утрате бесценных научных и художественных сокровищ, к деградации интеллектуальных сил нации.

Даже те достижения, которые обычно ставят в заслугу Октябрьской революции (всеобщая грамотность, равноправие народов, уничтожение социального неравенства, превращение СССР в мировую «сверхдержа­ву»), на поверку были или фикцией (социальное равенство, равноправие народов), или шли к осуществлению и без Октябрьской революции (все­общая грамотность, индустриализация), или достигались ценой насилия и неправды, породивших у других народов ненависть к СССР, отчас­ти доставшуюся в наследство и России («сверхдержава»). В результате Октябрьскои революции большевицкая диктатура постепенно распрост­ранилась на десятки стран. Советская власть активно содействовала уста­новлению тоталитарных режимов в Китае, Корее, Вьетнаме, на Кубе, в Восточной Европе, материально обеспечивала существование многочис­ленных революционных (по сути - террористических) организаций и ро­дственных коммунистической политических партий. Все это позволяет считать Октябрьскую революцию событием действительно всемирно-ис­торического значения. Но значение ее — разлагающее и деструктивное. Октябрьская революция — самый трагический и постыдный эпизод оте­чественной истории, имевший катастрофические последствия и для Рос­сии, и для всего человечества.

С Октябрьской революцией связаны разнообразные топонимические формы: «Октябрьский», «25 октября», «7 ноября», «Революционный». Ряд топонимов посвящен годовщинам: «Улица имени десятилетия (двад­цатилетия) Октября» и т.п.

 

В Сланцах – Октябрьский переулок.

Свердлов

 

Яков Михайлович Свердлов (партийные клички — Андрей, Макс; 1885-1919) родился в Нижнем Новгороде в семье гравера. Окончив 4 класса гимназии, будущий председатель ВЦИК утратил интерес к учебе и взялся за самообразование, включавшее чтение романа «Овод», газеты «Искра» и нелегальных брошюр. Исключенный из гимназии, он обзавел­ся револьвером ив 1901 г., работая учеником аптекаря, вступил в РСДРП(б). В ходе событий 1905-1907 гг. в Нижнем Новгороде и на Уралe — он один из руководителей Екатеринбургского и Уральского областных комитетов партии. За подрывную деятельность 14 раз был арестован и неоднократно сослан. В 1910-х годах входил в редколлегию газеты «Правда».

 

После февраля 1917 г. приехал в Петроград, где вел агитацию в по­льзу поражения России в I мировой войне, а также антиправительствен­ную пропаганду среди рабочих. Свердлову принадлежит важная роль в разложении армии, т.к. именно по его инициативе были созданы курсы агитаторов из солдат. После разгрома большевиков в ходе июльских со­бытий 1917 г. он обеспечил переход Ленина на нелегальное положение и организовал VI съезд партии, на котором был избран членом ее ЦК. Вместе с Дзержинским контролировал действия военной организации при ЦК. Ледяная выдержка, проявленная Свердловым в критической для большевиков ситуации лета 1917 г., возвела его из разряда провинциальных функционеров в категорию главных вождей. Именно Свердлов был председателем на заседаниях ЦК РСДРП(б) 10 (23) и 16 (29) октября 1917 г., принявших решение о вооруженном захвате власти; входил в Во­енно-революционный комитет (ВРК), руководивший октябрьским переворотом.

Через две недели после переворота по настоянию Ленина Свердлов, сохраняя за собой должность секретаря ЦК партии, был избран председа­телем Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), заменив на этом посту Каменева, который «забылся» настолько, что подписал соглашение о включении в правящую коалицию представите­лей других социалистических партий. Свердлов был удобен Ленину как человек, педантично выполняющий волю партии, железной рукой воплощающий в жизнь все ее догмы. К лету 1918 г. вся верховная власть в стране сосредоточилась в руках Ленина и Свердлова (который в отсут­ствии Ленина председательствовал на заседаниях правительства).

Свердлов был инициатором принятой ВЦИК резолюции о заключении сепаратного Брестского мира, который нанес России непоправимый ущерб.

В июле 1918 г. Свердлов совместно с Лениным принял решение о расстреле Царской семьи, осуществить которое было поручено Уралсовету.

Свердлов был одним из инициаторов красного террора. 30 августа 1918 г. он подписал обращение ВЦИК: «Всем Советам рабочих, крестьян­ских, красноармейских депутатов, всем армиям, всем, всем, всем. На по­кушения, направленные против его вождей, рабочий класс ответит... беспощадным массовым террором против всех врагов Революции...» Именно по предложению Свердлова 2 сентября 1918 г. ВЦИК принял ре­золюцию, которая объявила террор официальной политикой советского государства. За годы гражданской войны в ходе красного террора было уничтожено около 2 млн человек всех возрастов и различного общест­венного положения. Свердлов уделял особое внимание личному составу, ВЧК, направляя туда наиболее надежных большевиков. Сам не принадлежа к этой организации, он чувствовал и воплощал ее дух. Свердлов подготовил и выпустил циркуляр о борьбе против казачес­тва, призывавший фактически к геноциду. В результате казачество, века­ми служившее опорой российского государства, было большей частью физически уничтожено. Свердлов вошел в казачьи песни времен гражданской войны как палач казачества. Умер он в расцвете сил в марте 1919 г; — по официальной версии, простудившись по пути с Украины, а по другой версии — от того, что на одной из станций его во время ми­тинга избили рабочие. Похоронен на Красной площади у Кремлев­ской стены. Созданная им школа агитаторов и инструкторов при ВЦИК с июля 1919 г. была преобразована в Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова.

И поныне практически во всех больших городах есть улицы и площа­ди, носящие его имя, не говоря уже о крупнейшей области на Урале. Жи­тели некоторых городов требуют заменить имя этого палача. Так, в Екате­ринбурге группа молодежи предложила переименовать улицу Свердлова в улицу Романовых, а жители основанного казаками города Ставрополь-на-Волге (с 1964 г. — Тольятти) не раз обращались к мэру с просьбой на­звать улицу Свердлова Казачьей.

 

В Лучках – улица Свердлова.

С.М. Киров и Н.И. Бухарин – участники XXIV губернской партконференции

(25.01.1927).

Киров

 

Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия — Костриков; 1886-1934) родился в Уржуме Вятской губернии, в семье лесника. Он рано осиротел и воспитывался в приюте. Закончив в 1904 г. Казанское ме­ханико-техническое училище, работал чертежником в Томской город­ской управе. Писал статьи для кадетской прессы. С 1904 сотрудничал с меньшевиками, был членом их иркутской и томской организаций, а переехав в 1909 г. на Кавказ, возглавил Владикавказскую организацию РСДРП, работавшую под лозунгом «Вся власть демократии». Большевицких взглядов он тогда не разделял; более того, во время I мировой войны писал патриотические статьи для газеты «Терек». В марте 1917 г. Костриков назвал программу Временного правительства «гражданским евангелием». Был делегатом Владикавказского совета на II Всероссий­ском съезде советов рабочих и солдатских депутатов.

Однако вооруженный захват власти большевиками произвел на него столь сильное впечатление, что, вернувшись в ноябре 1917 г. на Север­ный Кавказ, Костриков с восторгом говорил о победе «третьей великой русской революции» и о Ленине, который якобы жил «в лачугах питерских рабочих». Однако в партию большевиков вступил только в 1919 г. Это не помешало ему, став с февраля 1919 г. председателем временно­го Военно-революционного комитета Астраханского края, потребовать «воплотить в жизнь принцип — кто не работает, тот не ест — и ввести классовый паек, единственно справедливый». В результате в Астрахани начался голод и забастовки рабочих под лозунгом «Долой комиссаров!» Это возмущение было потоплено в крови. Против не желавших работать за нищенский хлебный паек применялись артиллерия и пулеметы. С ап­реля 1919 г. Костриков — завполитотделом, а в июле-августе — член Реввоенсовета расквартированной в Астрахани 11-й армии. Комму­нист А.П. Мачевариани писал Калинину в июне 1920 г. о положении в Астрахани: «Население в течение полутора лет буквально голодает, комиссары живут по-хански, швыряя народное достояние по личному своему усмотрению... Что же касается продовольственных пайков, то они существуют только на бумаге, но по ним буквально ничего не выдают, разве только иногда выдадут гнилую воблу или селедку, от которой боль­шинство граждан отказываются, несмотря на голод... Администраторы, окружив себя своими знакомыми дамами и друзьями, творят безобразия, вызывая раздражение трудового рабоче-крестьянского класса». В это время начинающий большевик меняет фамилию Костриков на более внушительную — Киров, производную от имени персидского царя Кира.

 

После Астрахани Киров — член РВС в армиях на Кавказе, участво­вал в установлении советской власти в Азербайджане. В 1920 г. он стал полпредом РСФСР в Грузии, затем членом Кавказского бюро ЦК РКП(б); готовил в Грузии приход к власти большевиков, участвовал в свержении ее законного правительства. «На Северном Кавказе... мы действовали умело. Мы создали там анархию, возбуждая одну группу населения против другой — и старались в это время организовать рабочих. И это нам удалось. Мы должны создать международную анархию, которая дол­жна предшествовать установлению коммунистического строя в мировом масштабе. И это нам удастся», — заявил Киров в ноябре 1919 г. в док­ладе «Текущий момент и международное положение». С июля 1921 г. Киров — секретарь ЦК КП(б) Азербайджана, с 1923 г. — член ЦК РКП(б). По словам современника, Киров, отстаивая интересы большевиков в борьбе за нефть, «пол-Баку уложил». При покровительстве Кирова в 1921 г. начинается восхождение по чекистской пирамиде влас­ти Берии, до этого — мелкого шпика азербайджанской контрразведки. В 1924 г., во время борьбы за власть на верхушке компартии, Киров вы­ступил на стороне Сталина, хотя до этого был троцкистом. За эту поддер­жку он назначен в 1926 г. кандидатом в члены Политбюро, 1-м секрета­рем Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), а также Северо-Западного бюро ЦК.

В Ленинграде, считавшемся опорой партийной оппозиции (Зиновье­ва и Троцкого), Киров начал репрессии, приведшие к арестам тысяч оппозиционеров. Кроме того, он требовал регулярно проводить аресты и рас­стрелы «классовых врагов». Остро стоявший в Ленинграде «квартирный вопрос» Киров решал тем, что выселял в Сибирь десятки тысяч горожан «непролетарского происхождения» (музыкантов, врачей, адвокатов, инженеров, научных работников, включая стариков и старух). Многие из них нашли в тайге безвременную смерть, а город на Неве лишился интел­лигенции, носителя своих культурных традиций. Попирая гражданские права проживавших под Ленинградом российских финнов и ижорцев, гарантированные советско-финским мирным договором, Ленинградский обком, руководимый Кировым, в 1930 г. постановил выселить их под предлогом «обеспечения безопасности границы». Так в ГУЛАГе появи­лась финская и ижорская диаспоры.

Киров был непосредственно причастен к жестокому насилию над крестьянством во время коллективизации и «ликвидации кулачества» на Северо-Западе. О положении раскулаченных в местах высылки свиде­тельствует письмо одного из них в ЦИК СССР, относящееся к 1930 г.: «Убытку от нас не было, а в настоящее время чистый убыток... Все ото­брали и выслали. И никто не побогател, только Россию в упадок приве­ли... народ мрет, оттаскиваем по 30 гробов в день. Нет ничего: ни дров для бараков, ни кипятку, ни приварка, ни бани для чистоты, а только дают по 300 граммов хлеба, да и все. По 250 человек в бараке, даже от одного духу народ начинает заболевать, особенно грудные дети, и так мучаете безвин­ных людей». Но несмотря на небывалую жестокость карательной полити­ки против крестьян, Киров назвал ее «слишком либеральной»: «...колхоз­ные и кооперативные организации пора приравнять к государственным, и если человек уличен в воровстве колхозного или кооперативного добра, так его надо судить вплоть до высшей меры наказания. И если уж смяг­чать наказание, так не менее как на 10 лет лишения свободы» («Правда» от 6 августа 1932). И уже 7 августа 1932 г. было принято постановле­ние Совнаркома «Об охране имущества государственных предприятий», санкционированное Кировым, которое даже Сталин назвал драконов­ским. В народе оно стало известно как «закон о пяти колосках». Под этот закон подводили даже многодетных матерей, не знавших, чем накормить своих голодных детей, и собиравших после жатвы колоски на колхозном поле.

 

Именно Кирова в конце лета 1934 г. направили в тяжело пострадав­ший от голода Казахстан, чтобы провести там хлебозаготовки с приме­нением массовых репрессий против «саботажников». «Ленинградский вождь» лично контролировал и строительство Беломорско-Балтийского канала, где сотни тысяч заключенных с помощью кирок и тачек, в труд­нейших природных условиях за 20 месяцев пробили канал протяженнос­тью свыше 200 километров.

Возглавляя правительственную комиссию по проверке аппарата Академии наук (находившейся до 1934 г. в Ленинграде), 20 августа 1929 г. Киров запросил согласие Сталина на привлечение ОГПУ к выполнению операции против ученых, после чего было сфабриковано «дело академика Платонова». Ученым приписали вредительство и «со­здание контрреволюционной организации с целью свержения советской власти и установления в стране конституционно-монархического строя». 525 сотрудников Академии наук были уволены, многие из них были арес­тованы или сосланы, а некоторые — расстреляны.

Руководство репрессиями, сотрясавшими Ленинград, Киров сочетал с кутежами с участием балерин Мариинского театра. Оргии происходи­ли во дворце, принадлежавшем до октября 1917 г. балерине Матильде Кшесинской. 1 декабря 1934 г. Киров был застрелен в коридоре Смоль­ного Леонидом Николаевым, мужем одной из своих любовниц, Милды Драуле, работавшей в Смольном техническим секретарем. Убийство про­изошло при явном попустительстве НКВД, и в Ленинграде сразу же распространилась частушка: «Эх, огурчики, помидорчики, Сталин Кирова пришил, в коридорчике».

Крестьяне Северо-Запада России с радостью встретили известие о смерти своего мучителя. В селах распевали: «Убили Кирова, убьем и Сталина». Убийство Кирова было использова­но как повод для резкого усиления политических репрессий. КПСС в лице Хрущева признала на XXII съезде, что Киров был убит по приказу Сталина.

Именем Кирова назван архипелаг в Карском море, корабли, колхозы, предприятия, залив, канал. Его имя, как и имя Калинина, входило в обяза­тельный набор советской топонимики. В последние годы советской влас­ти около семидесяти городов, поселков, аулов, станиц и административ­ных районов СССР носили это имя. Улицы и площади Кирова были особенно распространены на северо-западе, где Киров почитался большевиками как «отец-основатель» местной советской власти.

До сего дня именем Кирова назван древний город Хлынов (Вятка) и одноименная область РФ, город Елизаветград на Украине (Кирово­град), город Каната на Урале (Кировоград), Хибиногорск на Кольском по­луострове, Песочня в Калужской области, Чепецк — в самой Кировской области (Кирово-Чепецк), Поповка — в Донбассе, местечко Старцы в Могилевской области Белоруссии, города и поселки в Ленинградской, Ростовской, Астраханской, Курганской областях, село Успеновка в Приморском крае, поселок в южном Казахстане, село Ислам-Терек в Крыму. До 1990 г. в Азербайджане и Армении, странах, где Киров устанавливал большевицкую власть, топонимы с его именем также были весьма рас­пространены. Но армяне и азербайджанцы вернули своим местам исконные имена. Кировабад вновь стал Гянджой, Кировакан — Ванром. Русские (за пределами московского Садового кольца), украинцы и белорусы пока не последовали их примеру.

 

С.М. Киров среди молодежи Гдовских сланцев.

1934.

В Сланцах – улица Кирова.

Комсомол

 

Ленинский коммунистический союз молодежи (до 1926 г. — Российский, далее Всесоюзный) был создан на I всероссийском съезде Союзов рабочей молодежи 29 октября 1918 г., имя Ленина получил после смерти вождя. Этот союз выполнял задачи помощника и резерва комму­нистической партии. По уставу в комсомол принимались юноши и де­вушки в возрасте от 14 до 28 лет, по рекомендациям двух членов партии или комсомольской организации. Высшим руководящим органом считал­ся Всесоюзный съезд комсомола; между съездами (а фактически — не­прерывно) организацией управлял Центральный Комитет ВЛКСМ, изби­равший Бюро и Секретариат. Работавшие в них чиновники были частью партийно-государственной номенклатуры.

Комсомол не был первым в России союзом молодежи. Первыми были гимнастическое общество «Союз русского сокольства», возникший в конце XIX века и официально признанный в 1907 г., христианское об­щество молодежи «Маяк» (1903) и движение русских скаутов-разведчи­ков (1909) с известным и позже присвоенным пионерами девизом «Будь готов». Это были патриотические организации, чуждые всякой партий­ности. В 1909 г. председатель Совета министров П.А. Столыпин вместе с сыном Аркадием вступил в петербургское отделение «Союза русского сокольства», привлеченный принципом объединения: «Ставя себе задачи общенародного порядка, русское сокольство является организацией над­партийной, доступной для всего народа русского». Комсомол же был со­здан ленинцами как организация совершенно иного типа — узкопартий­ная по целям, классовая по характеру, призванная служить «приводным ремнем» в системе «диктатуры пролетариата».

Предшественниками комсомола были возникшие в 1917 г. под кон­тролем большевиков «союзы рабочей молодежи» крупных городов. Их комитеты вовлекали молодежь в отряды Красной гвардии. В годы гражданской войны комсомол провел три общероссийских мобилизации, а в прифронтовой полосе его местные организации целиком уходили в ряды Красной армии. Комсомольцы, как и коммунисты, отличились в этой войне невиданной жестокостью. Именно из комсомольцев в основном формировались части особого назначения (ЧОН), наводившие ужас на население. Комсомол был провозглашен единственной в РСФСР молодежной организацией; остальные в течение 1919-1924 гг. были за­прещены.

С началом коллективизации комсомольцы обязывались вступать в колхозы и всеми способами вовлекать туда односельчан. Комсомол при­нял широчайшее участие и в антирелигиозных кампаниях. Глумление над святынями, травля верующей молодежи сделали комсомол в те годы одним из самых одиозных порождений коммунизма.

В последующем главной задачей комсомольской организации бы­ло воспитание юношей и девушек в духе ленинизма, укрепление у них классового подхода, утверждение «коммунистической морали», отрицав­шей общечеловеческие и религиозные ценности. Все это осуществля­лось под пристальным надзором партийных органов, под опекой органов госбезопасности. Членство в РКСМ-ВЛКСМ было своеобразной гаран­тией лояльности юношей и девушек по отношению к большевицкому «новому порядку». Из рядов комсомола рекрутировались сотрудники ЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ и других силовых структур, кадры по работе с детьми и молодежью и, разумеется, партийные функционеры. Комсомо­лом руководил многочисленный штат «освобожденных секретарей» — «профессиональных» комсомольских вожаков, получавших большую зарплату и привилегии. ВЛКСМ имел свои газеты и журналы, неограни­ченный доступ к другим средствам массовой информации.

Структура советского комсомола стала образцом для создания ана­логичных систем в других странах, где к власти пришли коммунистичес­кие партии и родственные им силы. В 1919 г. по инициативе полностью контролируемого партией РКСМ создан Коммунистический интернацио­нал молодежи (КИМ) — своего рода аналог «взрослого» Коминтерна. Филиалы КИМа в каждой стране становились рассадником агентуры ОГПУ. Внутри страны Ленин также предполагал использовать комму­нистические союзы молодежи для «проверки» советского чиновничес­тва — т.е. фактически для слежки и доносов. Участвовал комсомол и во внутрипартийной борьбе за власть. В 1964 г. комсомольские вожди вместе с партийной верхушкой выступили на стороне Брежнева, против Хру­щева.

В обязанности комсомольских функционеров входила и массовая мобилизация на широко рекламируемые стройки (Комсомольск-на-Амуре, Братская ГЭС, БАМ), которые возводились руками рядовых комсомольцев. Многие молодые люди ехали на «комсомольские стройки» или на освоение целинных земель с искренним энтузиазмом. Этот энтузи­азм не обязательно порождался партийной агитацией, он имел и общече­ловеческий смысл: молодежь часто стремится в дальние края, к новым, необычным делам. В СССР это было еще и попыткой убежать от окружа­ющей действительности. Однако честный труд этой молодежи всегда ис­пользовался для пропаганды лживых идей: прежде всего для утвержде­ния, будто освоение новых земель, строительство новых городов и дорог — заслуга только советской власти. На самом деле царская Россия знала и более грандиозные по размаху, быстрые по срокам, выгодные по экономическим результатам стройки (Транссибирская магистраль и др.).

С 1920 по 1970 гг. через комсомол прошло более 100 млн человек. К концу своего существования ВЛКСМ насчитывал 23,5 млн человек. После того как коммунисты утратили власть над Россией, Чрезвычайный съезд ВЛКСМ (27-28 сентября 1991 г.) объявил о его самороспуске.

Членство в рядах ВЛКСМ требовало борьбы с религией и с общече­ловеческими нравственными ценностями, которым противопоставлялись верность коммунистической идеологии, атеизму и революционной борь­бе во всем мире, полное подчинение вождям КПСС. Это лишало молодых людей глубины духовного поиска, приучало к цинизму и двойным стан­дартам, воспитывало их эгоистами и приспособленцами. Недаром многие «олигархи» начали свою карьеру как комсомольские лидеры и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: