1. Каждому студенту необходимо выбрать тему из списка, приведенного ниже. При этом темы не должны повторяться внутри конкретной группы.
2. По выбранной теме следует подготовить доклад и электронную презентацию, оформив работу согласно ГОСТ 7.32-2001 и рекомендациям (см. файл Рекомендации_по оформлению_отчета).
Презентацию следует распечатать и разместить в Приложениях к отчету.
Основные требования к подготовке презентации:
Презентация должна содержать 15-20 слайдов. Презентации должна быть представлена основными ключевыми моментами доклада, а также схемами, таблицами (при необходимости). Слайды не должны быть перегружены текстом и содержать посторонние изображения.
Содержание презентации:
Титульный слайд – Наименование темы, ФИО и номер группы автора.
Второй слайд – Цели и задачи, объект и предмет исследования.
Третий слайд – Содержание с гиперссылками на соответствующий слайд.
Далее – слайды, раскрывающие содержание темы.
Последний слайд – перечень информационных источников (литература, интернет-ресурсы).
|
|
Темы для самостоятельной работы студентов:
1. Организация управления информационными системами (ИС) (Понятие и задачи ИТ-менеджмента Основные составляющие процесса организации управления ИС: цели, ресурсы, методологии. Применение методологий управления ИТ. Основные подходы к организации управления ИС)[1].
2. Формирование технологической среды информационной системы. (Технические средства технологической среды информационной системы. Телекоммуникационные средства. Программные средства информационной системы. Информационные технологии как неотъемлемый компонент управленческих технологий.)
3. Развитие, обслуживание и эксплуатация информационной системы (Характеристика ИС как объекта управления. Жизненный цикл ИС. Создание и обслуживание, использование и поддержка ИС. Внутренние проблемы ИС. Основные принципы и общие рекомендации по внедрению ИС и выбору готовых решений. Особенности использования ресурсов информационной системы).
4. Планирование в среде информационной системы (Сущность, цели и задачи планирования ИС. Необходимость стратегического планирования. Фазы и организация стратегического планирования ИС).
5. Организационные структуры информационной среды предприятия (Формирование организационных структур в области информатизации. Принципы формирования ИТ/ИС подразделений предприятия. Анализ деятельности ИТ-подразделений и их влияния на основную деятельность предприятия. Заинтересованные группы, от которых зависит принятие решений в деле использования и развития ИТ).
|
|
6. Инновационный менеджмент в сфере информатизации (Общая характеристика инновационной политики в сфере информатизации. Принципы формирования проекта и внедрение информационной системы. Фазы процесса создания систем. Управление проектами информатизации. Перспективы инновационной деятельности).
7. Управление персоналом в сфере информации (Особенности управления персоналом в сфере информатизации. Организационное поведение ИТ-менеджера. Необходимость изменения коллективной психологии и корпоративной культуры в процессе информатизации предприятия. Организация подготовки и повышения квалификации персонала).
8. Экономические аспекты информатизации (Показатели эффективности информатизации предприятия. Анализ затрат в сфере информатизации. Анализ и планирование ценообразования. Стоимость сопровождения и развития ИС. Формирование структуры цены на информационные средства и услуги.)
9. Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов (Правовая защищенность. Технологическая защищенность и совместимость информационных ресурсов. Международные стандарты. Техническая защищенность. Организация защиты информационной системы.)
10. Стандарты управления ИТ-проектами и ИТ-менеджмента (Обзор существующих стандартов и областей их применения).
11. Экономическая эффективность информационных систем (Используемые модели бизнес-процессов и модели оценки эффективности информационных систем (ИС). Оценка эффективности проекта развития ИС на стадии эксплуатации. Организация проекта развития ИС и его экономическая эффективность.)
12. Основные типы информационных систем (Системы стратегического уровня – исполнительские системы. Системы управленческого уровня: управляющие информационные системы; системы поддержки принятия решений. Системы уровня знания: системы работы знания; системы автоматизации делопроизводства. Характеристика процессов информационных систем.)
13. Информационные системы и организации (Взаимосвязь организаций и информационных систем. Понятие организации. Формализация понятий, ресурсы внешней среды – выход во внешнюю среду. Поведенческое представление организации. Меняющаяся роль информационной системы. Сущность информационных систем. Влияние информационных систем на организацию.)
14. Проблема информационного менеджмента как специфическая проблема управления (Различные подходы к задачам информационного менеджмента. Группы технологий: ресурсные; инструментальные и управленческие. Понятие «информационный менеджмент» как управленческая технология.)
15. Модель совокупной стоимости владения информационной системой (Методика подсчета совокупной стоимости владения информационной системой. Получение и анализ информации о бюджете ИТ.)
16. ITSM как современный подход к ИТ-менеджменту[2] (принципы взаимодействия ИТ-департамента с функциональными подразделениями на основе предоставления услуг. Преимущества сервисного подхода в организации работы ИТ-департамента.
17. Проблемы теории управления проектом (Понятие проекта. Процесс планирования и управления проектом. Метод сетевого планирования и управления проектами. Сетевая модель, календарный график. Способы представления проектов.)
18. Программное обеспечение управления проектом MS Project (Управление проектами в MS Project. Составление плана проекта.)
19. Программное обеспечение управления проектом Project Expert (Назначение и основные возможности Project Expert. Этапы работы с PE. Основные программные модули и диалоги PE. Аналитические возможности Project Expert. Project Expert – инструмент оценки запаса прочности бизнеса. Оценка стоимости бизнеса. Выбор оптимального варианта развития. Работа с группой проектов. Формирование качественного бизнес-плана. Мониторинг текущих изменений и корректировка плана.)
|
|
20. Стандарты MRP-MRPII (Концепция, структура и основные принципы работы MRP-систем. Состав и алгоритмы работы систем класса MRPII. Примеры использования стандарта MRPII в реально функционирующих системах.)
21. ERP-системы (Понятие ERP-системы. Концепция, структура и основные принципы работы ERP-систем Достоинства и недостатки западных/отечественных программных комплексов, предназначенных для построения ERP-систем. Чем определяется выбор между продуктами западных и отечественных разработчиков программных комплексов. Что нужно учитывать компании при выборе такого программного комплекса. Что влияет на стоимость ERP-системы. Основные тенденции на отечественном рынке ERP).
22. Планирование развития ИТ на базе методологии сбалансированных показателей (Balanced Scorecard) (Группировка целей и показателей. Развитие информационных технологий в процесс, непосредственно связанный с потребностями основного бизнеса.)
23. Международные стандарты для управления ИС.
24. Роль CIO в структуре управления компанией.
25. Оптимизация ИТ-инфраструктуры предприятий: подход IBM (Факторы и критерии оптимизации ИТ-инфраструктуры. Методика оптимизации ИТ по IBM. Сбалансированная система показателей эффективности. Решения IBM для управления ИТ-услугами.)
26. Реорганизация или совершенствование работы службы ИТ (Задачи руководителей организации и директоров ИТ. Направления решаемых организационных задач. Формализованные процессы, по которым получают объективную оценку деятельности службы ИТ и оперативно управляют ее работой.)
[1] В скобках приводятся основные понятия, которые следует рассмотреть при подготовке исследовательской работы.
[2] ITSM – (IT Service Management) управление ИТ-услугами.