Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса

В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле».

В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности.

Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.

В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально- политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. (В. Кохановский)

 

1. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?

По по­во­ду един­ства взглядов:

- нет еди­но­го мне­ния у фи­ло­со­фов на кри­те­рии со­ци­аль­но­го про­грес­са не существовало.

Можно при­ве­сти такое пояснение:

"В ис­то­рии фи­ло­со­фии эти по­ня­тия оце­ни­ва­лись чаще всего с по­ляр­ных позиций. Ряд мыс­ли­те­лей были убеж­де­ны в на­ли­чии про­грес­са в об­ще­стве и усмат­ри­ва­ли его кри­те­рий в росте науки и разума, в улуч­ше­нии нравов. Дру­гие де­ла­ли ак­цент на субъ­ек­тив­ных сто­ро­нах прогресса, свя­зы­вая его с ро­стом иде­а­лов ис­ти­ны и справедливости. Было вы­ска­за­но мне­ние от­но­си­тель­но лож­но­сти самой идеи прогресса..."

Могут быть при­ве­де­ны и иные примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысл.

Факторы, по­вли­яв­шие на из­ме­не­ние критериев:

1) гло­баль­ные проблемы;

2) на­рас­та­ние не­ста­биль­но­сти в мире.

 

 

2. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.

 

Критерии:

- уро­вень ма­те­рин­ской и дет­ской смертности,

- по­ка­за­те­ли фи­зи­че­ско­го и ду­шев­но­го здоровья,

- чув­ство удовлетворённости жизнью

Можно при­ве­сти сле­ду­ю­щие критерии:

- струк­ту­ра за­ня­то­сти населения;

- уро­вень жизни;

- сред­няя про­дол­жи­тель­ность жизни

 

 

3. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.

 

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть приведены:

- рост науки; (В мире рас­тет число ученых, наука ока­зы­ва­ет все боль­шее вли­я­ние на жизнь людей: по­ле­ты в космос, ле­че­ние ранее не­из­ле­чи­мых болезней, ком­пью­тер­ная ре­во­лю­ция и т.д.

- рост про­из­во­ди­тель­но­сти труда; (Благодаря росту про­из­во­ди­тель­но­сти труда резко умень­ши­лось ко­ли­че­ство людей за­ня­тых в сель­ском хозяйстве, па­да­ет по­сто­ян­но доля людей за­ни­ма­ю­щих­ся фи­зи­че­ским трудом)

- осво­бож­де­ние от экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка человеком. (В нашей стра­не была сде­ла­на по­пыт­ка из­ба­вить­ся от экс­плу­а­та­ции че­ло­ве­ка че­ло­ве­ком в со­вет­ское время, но она по­тер­пе­ла неудачу, вме­сто экс­плу­а­та­ции кон­крет­ным человеком, осу­ществ­ля­лась экс­плу­а­та­ция со сто­ро­ны государства)

 

 

4. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.

 

В пра­виль­ном ответе могут быть указаны:

аргументы в подтверждение:

 

1) сфера при­ме­не­ния норм мо­ра­ли становится все шире

 

2) по­вы­ша­ет­ся нравственный про­тест в об­ще­стве про­тив бездуховности и аморальности

 

3) по­вы­ша­ет­ся мера гу­ман­но­сти нашей жизни.

аргументы в опровержение:

1) по­ня­тие прогресса не­при­ме­ни­мо к ду­хов­ной сфере, так как не­уклон­но происходит па­де­ние нравственности в обществе;

2) в сфере мо­ра­ли наблюдается регресс

3) нель­зя трактовать про­гресс однозначно: от­кры­тия в ядер­ной физике привели, с одной стороны, к со­зда­нию атомной бомбы, а с дру­гой — к по­яв­ле­нию АЭС (хотя и к ним от­но­ше­ние неоднозначное), атом­ных ледоколов и т.д.

 

Текст

Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.

Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. (по А.Ф. Никитину)

 

Автор пишет о по­сте­пен­ном фор­ми­ро­ва­нии пра­во­вой культуры. Какие два этапа фор­ми­ро­ва­ния обы­ден­но­го пра­во­во­го со­зна­ния при­во­дит автор? Чем огра­ни­чен обы­ден­ный уро­вень пра­во­со­зна­ния с точки зре­ния автора?

1. При­ве­де­ны этапы:

1) Под вли­я­ни­ем окру­жа­ю­щей среды по­яв­ля­ют­ся пред­став­ле­ния о простых, но не­об­хо­ди­мых пра­ви­лах вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми. Фор­ми­ру­ют­ся пред­став­ле­ния о не­об­хо­ди­мых пра­ви­лах вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми.

2) Фор­ми­ро­ва­ние ос­но­вы пра­во­со­зна­ния — овла­де­ние пра­во­вы­ми на­вы­ка­ми и умениями.

2. При­ве­де­на точка зре­ния автора:

Такой обы­ден­ный уро­вень огра­ни­чен по­все­днев­ны­ми рам­ка­ми жизни людей при их со­при­кос­но­ве­нии с пра­во­вы­ми явлениями.

 

Автор пишет, что «нельзя мыслить, опи­ра­ясь толь­ко лишь на зна­ния и умения. Пра­во­вая куль­ту­ра пред­по­ла­га­ет оцен­ку всех сто­рон пра­во­вой практики. Стал­ки­ва­ясь с яв­ле­ни­я­ми окру­жа­ю­щей среды, че­ло­век дол­жен …уметь оце­нить их с юри­ди­че­ской точки зрения».

Приведите три при­ме­ра с пояснениями, как в по­все­днев­ной жизни людей про­яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость вы­со­ко­го уров­ня пра­во­вых знаний.

Три при­ме­ра с пояснениями:

1) При по­куп­ке ме­бе­ли на заказ обя­за­тель­но дол­жен быть оформ­лен до­го­вор купли-продажи, в ко­то­ром про­пи­са­ны сроки работ, их сто­и­мость и т. д. При от­сут­ствии та­ко­го до­го­во­ра по­ку­па­тель не смо­жет от­сто­ять свои права в слу­чае не­до­воль­ства ра­бо­той про­из­во­ди­те­ля (поставщика).

2) При оформ­ле­нии на ра­бо­ту ра­бот­ник обя­за­тель­но дол­жен за­клю­чить тру­до­вой до­го­вор в пись­мен­ной форме, вни­ма­тель­но изу­чив все его пункты. Если ра­бо­то­да­тель на­ру­шит свои обязательства, то на ос­но­ва­нии под­пи­сан­но­го тру­до­во­го до­го­во­ра ра­бот­ник может от­сто­ять свои права.

3) При уча­стии в собраниях, митингах, де­мон­стра­ци­ях и т. д. зна­ние дей­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства поз­во­лит воз­дер­жать­ся участ­ни­ку от таких действий, ко­то­рые будут ква­ли­фи­ци­ро­ва­ны как пра­во­на­ру­ше­ния и могут при­ве­сти к при­вле­че­нию к ад­ми­ни­стра­тив­ной или уго­лов­ной ответственности.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры с пояснениями.

 

Автор пишет: «Именно вы­со­кая куль­ту­ра дей­ствий и поступков, чувств и по­буж­де­ний долж­на яв­лять­ся глав­ным ре­зуль­та­том раз­ви­тия лич­но­сти граж­да­ни­на на­ше­го общества». Как вза­и­мо­свя­за­ны пра­во­вая куль­ту­ра и граж­дан­ское общество? С опо­рой на зна­ния курса, ис­то­ри­че­ские со­бы­тия и лич­ный опыт при­ве­ди­те три объяснения.

 

Приведены три объяснения:

1. Уро­вень раз­ви­тия граж­дан­ско­го об­ще­ства опре­де­ля­ет­ся долей граждан, об­ла­да­ю­щих вы­со­кой пра­во­вой и по­ли­ти­че­ской культурой.

2. Вы­со­кий уро­вень пра­во­вой куль­ту­ры поз­во­ля­ет граж­да­нам мак­си­маль­но объ­ек­тив­но оце­ни­вать про­грам­мы партий, не идти на по­во­ду по­пу­лист­ских лозунгов.

3. В пост­со­вет­ской Рос­сии про­цесс ста­нов­ле­ния граж­дан­ско­го об­ще­ства про­хо­дил па­рал­лель­но с по­яв­ле­ни­ем новых пра­во­вых институтов, не­об­хо­ди­мых для его существования, таких как ин­сти­тут де­мо­кра­ти­че­ско­го из­би­ра­тель­но­го права, ин­сти­тут част­ной собственности, пред­при­ни­ма­тель­ства и др. Без вы­со­ко­го уров­ня пра­во­вой куль­ту­ры не­воз­мож­но нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние этих институтов.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие объяснения.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «духовная культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, и одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, опирающееся на знание курса, например: Критерием выделения форм духовной культуры является то, кем создаются элементы данной культуры, ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является целевая аудитория, для которой создаются элементы данной культуры ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является сложность и доступность восприятия элементов данной культуры;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности народной культуры, например: Народная культура создаётся для широкой аудитории анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Искусство яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функции, вы­пол­ня­е­мые искусством, и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

Указаны три функ­ции искусства и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

1) мировоззренческая: ис­кус­ство - спо­соб и форма по­зна­ния мира эс­те­ти­че­ски­ми средствами (например, по­лот­на И. Ле­ви­та­на помогают по­зна­вать красоту рус­ской природы, мен­таль­но­сти русского человека);

2) компенсаторная (утешительная): люди по­сред­ством искусства об­ре­та­ют утешение, пси­хо­ло­ги­че­ский комфорт, под­держ­ку (например, по­э­зия И. Брод­ско­го помогла жен­щи­не обрести уве­рен­ность в себе, найти от­ве­ты на жиз­нен­ные вопросы);

3) коммуникативная: про­из­ве­де­ния искусства по­мо­га­ют людям общаться, на­хо­дить общие ин­те­ре­сы (например, по­се­тив выставку со­вре­мен­ной живописи, мо­ло­дой человек нашёл новых дру­зей и единомышленников);

4) воспитательная: ис­кус­ство прививает эс­те­ти­че­ские чувства, фор­ми­ру­ет культуру по­ве­де­ния (например, читая книги, по­се­щая картинные галереи, му­зы­каль­ные концерты, мо­ло­дой человек обрёл чув­ство прекрасного, осво­ил способы по­ве­де­ния в обществе).

 

Мораль яв­ля­ет­ся значимой для об­ще­ства и его раз­ви­тия частью ду­хов­ной культуры, ока­зы­ва­ет влияние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функ­ции морали и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером.

 

Указаны три функ­ции морали и ил­лю­стри­ру­ю­щие их примеры, допустим:

1) регулятивная - мо­раль выступает в ка­че­стве важнейшего со­ци­аль­но­го регулятора (например, люди, ори­ен­ти­ру­ясь на мо­раль­ные принципы, по­мо­га­ют старшим, за­бо­тят­ся о слабых, дер­жат данное дру­зьям слово И т. д.);

может быть приведён кон­крет­ный пример: уче­ни­ки старшего клас­са школы по­мо­га­ют младшим школь­ни­кам перейти улицу.

2) мировоззренческая - мо­раль помогает че­ло­ве­ку объяснить мир с точки зре­ния добра и зла, объ­яс­нить поступки людей (например, мо­раль­ные правила по­мо­га­ют человеку выжить, вы­сто­ять даже в труд­ных обстоятельствах);

может быть при­ве­ден конкретный пример: во время войны со­зна­ние моральной право­ты помогло со­вет­ским людям по­бе­дить фашистов.

3) воспитательная - фор­ми­ро­ва­ние нравственных усто­ев и цен­но­стей (например, осва­и­вая моральные прин­ци­пы и нормы, по­ни­мая свой долг, на­уча­ясь быть справедливым, че­ло­век становится ду­хов­ной личностью); может быть приведён кон­крет­ный пример: ро­ди­те­ли объясняют своим детям, что такое хо­ро­шо и что такое плохо.

4) оценочно-императивная - че­ло­век оценивает мир и себя с точки зре­ния нравственности (например, с по­зи­ции нравственности оце­ни­ва­ет­ся не толь­ко деятельность от­дель­ных людей, но и вся со­ци­аль­ная среда, её воз­дей­ствие на личность);

может быть при­ве­ден конкретный пример: ученик, глядя, как его од­но­класс­ник подложил кноп­ку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кноп­ку убрал.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: