В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…
Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.
Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.
В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле».
|
|
В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности.
Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально- политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. (В. Кохановский)
1. Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
|
|
По поводу единства взглядов:
- нет единого мнения у философов на критерии социального прогресса не существовало.
Можно привести такое пояснение:
"В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса..."
Могут быть приведены и иные примеры, не искажающие смысл.
Факторы, повлиявшие на изменение критериев:
1) глобальные проблемы;
2) нарастание нестабильности в мире.
2. Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.
Критерии:
- уровень материнской и детской смертности,
- показатели физического и душевного здоровья,
- чувство удовлетворённости жизнью
Можно привести следующие критерии:
- структура занятости населения;
- уровень жизни;
- средняя продолжительность жизни
3. Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
В правильном ответе могут быть приведены:
- рост науки; (В мире растет число ученых, наука оказывает все большее влияние на жизнь людей: полеты в космос, лечение ранее неизлечимых болезней, компьютерная революция и т.д.
- рост производительности труда; (Благодаря росту производительности труда резко уменьшилось количество людей занятых в сельском хозяйстве, падает постоянно доля людей занимающихся физическим трудом)
- освобождение от эксплуатации человека человеком. (В нашей стране была сделана попытка избавиться от эксплуатации человека человеком в советское время, но она потерпела неудачу, вместо эксплуатации конкретным человеком, осуществлялась эксплуатация со стороны государства)
4. Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
В правильном ответе могут быть указаны:
аргументы в подтверждение:
1) сфера применения норм морали становится все шире
2) повышается нравственный протест в обществе против бездуховности и аморальности
3) повышается мера гуманности нашей жизни.
аргументы в опровержение:
1) понятие прогресса неприменимо к духовной сфере, так как неуклонно происходит падение нравственности в обществе;
2) в сфере морали наблюдается регресс
3) нельзя трактовать прогресс однозначно: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой — к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д.
Текст
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
|
|
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными. Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию, как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правовая культура формируется постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Наряду с этим население овладевает правовыми знаниями и умениями — основой правосознания. Сюда входят конкретные правовые нормы (уголовного, административного, семейного и т. д. права), положения правовой теории и факты истории права. Этот уровень развития правового сознания определяет, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д. Но для того чтобы сформировалась правовая культура, одних знаний недостаточно. Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения. (по А.Ф. Никитину)
|
|
Автор пишет о постепенном формировании правовой культуры. Какие два этапа формирования обыденного правового сознания приводит автор? Чем ограничен обыденный уровень правосознания с точки зрения автора?
1. Приведены этапы:
1) Под влиянием окружающей среды появляются представления о простых, но необходимых правилах взаимоотношений между людьми. Формируются представления о необходимых правилах взаимоотношений между людьми.
2) Формирование основы правосознания — овладение правовыми навыками и умениями.
2. Приведена точка зрения автора:
Такой обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.
Автор пишет, что «нельзя мыслить, опираясь только лишь на знания и умения. Правовая культура предполагает оценку всех сторон правовой практики. Сталкиваясь с явлениями окружающей среды, человек должен …уметь оценить их с юридической точки зрения».
Приведите три примера с пояснениями, как в повседневной жизни людей проявляется необходимость высокого уровня правовых знаний.
Три примера с пояснениями:
1) При покупке мебели на заказ обязательно должен быть оформлен договор купли-продажи, в котором прописаны сроки работ, их стоимость и т. д. При отсутствии такого договора покупатель не сможет отстоять свои права в случае недовольства работой производителя (поставщика).
2) При оформлении на работу работник обязательно должен заключить трудовой договор в письменной форме, внимательно изучив все его пункты. Если работодатель нарушит свои обязательства, то на основании подписанного трудового договора работник может отстоять свои права.
3) При участии в собраниях, митингах, демонстрациях и т. д. знание действующего законодательства позволит воздержаться участнику от таких действий, которые будут квалифицированы как правонарушения и могут привести к привлечению к административной или уголовной ответственности.
Могут быть приведены другие примеры с пояснениями.
Автор пишет: «Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества». Как взаимосвязаны правовая культура и гражданское общество? С опорой на знания курса, исторические события и личный опыт приведите три объяснения.
Приведены три объяснения:
1. Уровень развития гражданского общества определяется долей граждан, обладающих высокой правовой и политической культурой.
2. Высокий уровень правовой культуры позволяет гражданам максимально объективно оценивать программы партий, не идти на поводу популистских лозунгов.
3. В постсоветской России процесс становления гражданского общества проходил параллельно с появлением новых правовых институтов, необходимых для его существования, таких как институт демократического избирательного права, институт частной собственности, предпринимательства и др. Без высокого уровня правовой культуры невозможно нормальное функционирование этих институтов.
Могут быть приведены другие объяснения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «духовная культура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, и одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения форм духовной культуры, опирающееся на знание курса, например: Критерием выделения форм духовной культуры является то, кем создаются элементы данной культуры, ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является целевая аудитория, для которой создаются элементы данной культуры ИЛИ Критерием выделения форм духовной культуры является сложность и доступность восприятия элементов данной культуры;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности народной культуры, например: Народная культура создаётся для широкой аудитории анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Искусство является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции, выполняемые искусством, и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
Указаны три функции искусства и иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) мировоззренческая: искусство - способ и форма познания мира эстетическими средствами (например, полотна И. Левитана помогают познавать красоту русской природы, ментальности русского человека);
2) компенсаторная (утешительная): люди посредством искусства обретают утешение, психологический комфорт, поддержку (например, поэзия И. Бродского помогла женщине обрести уверенность в себе, найти ответы на жизненные вопросы);
3) коммуникативная: произведения искусства помогают людям общаться, находить общие интересы (например, посетив выставку современной живописи, молодой человек нашёл новых друзей и единомышленников);
4) воспитательная: искусство прививает эстетические чувства, формирует культуру поведения (например, читая книги, посещая картинные галереи, музыкальные концерты, молодой человек обрёл чувство прекрасного, освоил способы поведения в обществе).
Мораль является значимой для общества и его развития частью духовной культуры, оказывает влияние на все сферы общественной жизни. Укажите любые три функции морали и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.
Указаны три функции морали и иллюстрирующие их примеры, допустим:
1) регулятивная - мораль выступает в качестве важнейшего социального регулятора (например, люди, ориентируясь на моральные принципы, помогают старшим, заботятся о слабых, держат данное друзьям слово И т. д.);
может быть приведён конкретный пример: ученики старшего класса школы помогают младшим школьникам перейти улицу.
2) мировоззренческая - мораль помогает человеку объяснить мир с точки зрения добра и зла, объяснить поступки людей (например, моральные правила помогают человеку выжить, выстоять даже в трудных обстоятельствах);
может быть приведен конкретный пример: во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашистов.
3) воспитательная - формирование нравственных устоев и ценностей (например, осваивая моральные принципы и нормы, понимая свой долг, научаясь быть справедливым, человек становится духовной личностью); может быть приведён конкретный пример: родители объясняют своим детям, что такое хорошо и что такое плохо.
4) оценочно-императивная - человек оценивает мир и себя с точки зрения нравственности (например, с позиции нравственности оценивается не только деятельность отдельных людей, но и вся социальная среда, её воздействие на личность);
может быть приведен конкретный пример: ученик, глядя, как его одноклассник подложил кнопку на стул учительнице, понял, что это нехорошо, и кнопку убрал.