1. Из предложения 1 выпишите слово, образованное приставочным способом.
(1)Ровно в три часа, в соответствии с трудовым законодательством, принёс ключи доктор наук Амвросий АмбруазовичВыбегалло. (2) Он был в валенках, подшитых кожей, в пахучем извозчицком тулупе, из поднятого воротника торчала
вперёд седоватая нечистая борода. (3) Волосы он стриг под горшок, так что никто никогда не видел его ушей.
(4) – Эта… – сказал он, приближаясь. – (5) У меня там, сегодня, может, кто вылупится. (6) В лаборатории, значить. (7) Надо бы, эта, присмотреть. (8) Я ему там запасов наложил, эта, хлебца, значить, буханок пять, ну там отрубей пареных, два ведра обрату. (9) Ну а как всё, эта, поест, кидаться начнёт, значить. (10) Так ты мне, моншер, того, брякни, милый.
(11) Он положил передо мной связку амбарных ключей и в каком-то затруднении открыл рот, уставясь на меня. (12) Глаза у него были прозрачные, в бороде торчало пшено.
|
|
(13) – Куда брякнуть-та? – спросил я.
(14) Очень я его не любил. (15) Был он циник, и был он дурак.
(16) Работу, которой он занимался за триста пятьдесят рублей в месяц, можно было бы смело назвать евгеникой, но никто её так не называл – боялись связываться. (17) Этот Выбегалло заявлял, что все беды, эта, от неудовольствия проистекают, и ежели, значить, дать человеку всё – хлебца, значить, отрубей пареных, – то и будет не человек, а ангел. (18) Нехитрую эту идею он пробивал
всячески, размахивая томами классиков, из которых с неописуемым простодушием выдирал с кровью цитаты, опуская и вымарывая всё, что ему не подходило. (19) В своё время Учёный совет дрогнул под натиском этой неудержимой, даже какой-то первобытной демагогии, и тема Выбегаллы была включена в план. (20) Действуя строго по этому плану, старательно измеряя свои
достижения в процентах выполнения и никогда не забывая о режиме экономии, увеличении оборачиваемости, а также о связи с жизнью, Выбегалло заложил три экспериментальные модели: модель Человека, неудовлетворённого полностью, модель Человека, неудовлетворённого желудочно, модель Человека, полностью удовлетворённого. (21) Полностью неудовлетворённый антропоид поспел первым – он вывелся две недели назад. (22) Это жалкое существо, покрытое язвами, как Иов, полуразложившееся, мучимое всеми известными и неизвестными болезнями, страдающее от холода и жары одновременно, вывалилось в коридор, огласило институт серией нечленораздельных жалоб и издохло. (23) Выбегалло торжествовал. (24) Теперь можно считать доказанным, что ежели человека не кормить, не поить и не лечить, то он, эта, будет, значить, несчастным и даже, может, помрёт. (25) Как вот этот помер. (26) Учёный совет ужаснулся. (27) Затея Выбегаллы оборачивалась какой-то жуткой стороной. (28) Была создана комиссия для проверки работы Выбегаллы. (29) Но тот, не растерявшись, представил две справки, из коих следовало, во-первых, что трое лаборантов его лаборатории ежегодно выезжают работать в подшефный совхоз, и, во-вторых, что он, Выбегалло, некогда был узником царизма, а теперь регулярно читает популярные лекции в городском лектории и на периферии. (30) И пока ошеломлённая комиссия пыталась разобраться в логике происходящего, он неторопливо вывез с подшефного рыбзавода (в порядке связи с производством) четыре грузовика селёдочных голов для созревающего антропоида, неудовлетворённого желудочно. (31) Комиссия писала отчёт, а институт в страхе ждал дальнейших событий. (32) Соседи Выбегаллы по этажу брали отпуска за свой счёт.
|
|
А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу». 1965 г.
2. Определите способ образования слова ЗАПАСОВ (предложение 8).
3. Определите способ образования слова ПРОВЕРКА (предложение 28).
4. Определите способ образования слова ВО-ПЕРВЫХ (предложение 29).
5. Из предложения 31 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
6. Из предложения 1 выпишите производный предлог.
7. Какой частью речи является слово КУДА в предложении 13?
8. Из предложения 19 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
9. Из предложений 20—21 выпишите числительное(-ые).
10. Из предложения 22 выпишите причастие(-я).
11. Из предложения 29 выпишите собирательное числительное.
12. Из предложения 17 выпишите подчинительный(-ые) союз(-ы).
13. Какой частью речи является слово ЭТА в предложениях 4, 7, 9?
14. Определите тип связи в словосочетании ДРОГНУЛ ПОД НАТИСКОМ (предложение 19).
15. Определите тип связи в словосочетании ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЁННОГО (предложение 20).
16. Определите тип связи в словосочетании ОШЕЛОМЛЁННАЯ КОМИССИЯ (предложение 30).
17. Среди предложений 4—10 найдите простое предложение, осложнённое обращениями.
18. Среди предложений 14—18 найдите сложное(-ые) предложение(-ия), в состав которого(-ых) входит(-ят) простое(-ые) односоставное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я).
19. Среди предложений 1—5 найдите простое предложение, осложнённое обособленным распространённым дополнением, выраженным существительным с предлогом и зависимым словом.
20. Среди предложений 1—7 найдите простое предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
21. Среди предложений 5—12 найдите простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
22. Среди предложений 19—23 найдите простое(-ые) предложение(-я), осложнённое(-ые) обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом.
|
|
23. Среди предложений 28—32 найдите сложное, в одной из частей которого есть одиночное приложение.
24. Среди предложений 1—9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
25. В предложении 16 укажите виды связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного.
26. Среди предложений 14—19 найдите сложносочинённое(-ые) предложение(-я).
27. Среди предложений 21—26 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.
28. Среди предложений 28—32 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.