Основные понятия, определяющие суть системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, как приоритетного направления государственной молодежной политики

Основными смысловыми понятиями, рассматриваемыми в данной исследовательской работе, являются «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

Сущность и содержание патриотизма, достаточно известное и распространенное, изменяется и обновляется в каждом историческом периоде. Изменение содержания этого понятия связано с изменениями в экономике, социальных отношениях различными формами общественного сознания (философия, политические взгляды, право, мораль, искусство, религия), культурно-духовными ценностями общества.

На различных исторических этапах развития общества содержание патриотизма имеют существенные различия.

Каждый народ, живущий на Земле имеет определенное территориальное единство, политическую, экономическую, культурно-историческую, языковую общность. Историческая сформированность большинства государств предопределена многими факторами: своей территорией, общим укладом быта, взаимосвязями в духовной, нравственной сферах, особенностями менталитета, образом жизни, традиций, обычаев.

Постоянное взаимодействие поколений людей, их совместная жизнь, передача знаний и умений от старших к младшим ведут к постоянному пополнению и обновлению исторической памяти народов.

Привязанность человека к местам, где он родился и вырос, постоянные физическое присутствие и духовная привязанность рождают в сознании человека определенные взаимосвязи с окружающим миром. Заставляют задуматься о необходимости быть нужным и полезным своей стране, формируют готовность защищать родину, сохранять ее красоту и богатство для следующих поколений.

____________________________________________________________

СЛАЙД 2

Происхождению, возникновению, зарождению патриотизма как основной ценности российского общества посвящены труды Н.М. Карамзина, В.С. Соловьева, И.Ф. Богдановича, Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова. Феномен патриотизма раскрыт в произведениях Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Е.Н. Трубецкого, Г.П. Федотова, П.А. Флоренского и многих других исследователей и философов.

Современные исследования в области изучения проблем патриотизма в большинстве своем отражены в научных работах А.А. Агаева, А.А. Аронова, В.В. Лутовинова, М.Б. Кусмарцева, А.Н. Вырщикова и многих других.

___________________________________________________________

СЛАЙД 3

В статье «Феномен патриотизма как основа патриотического воспитания» М.Б. Кусмарцева патриотизм представляется как основа национального самосознания народа, выражающуюся в идентичности с прошлым, настоящим и будущим своей Родины, ее традициями, стереотипами, ценностями. Патриотизм выступает как комплекс чувств преданности, верности, гордости, любви и т.д. Он проявляется в сфере отношений по основаниям идентичности и чувств, преодолевающих этническую, национальную, религиозную, корпоративную замкнутость. Патриотизм охватывает сферу смыслов, определяющих вектор поведения и деятельности человека в пространстве социальности и раскрывается как способ сохранения самобытности народной жизни в целостном пространстве территории, культуры, экономических, социальных и политических форм консолидации людей и др.

 

_________________________________________________________

СЛАЙД 4

Патриотизм – при всем многообразии его особенностей и проявлений выступает формой и ресурсом формирования российской гражданской идентичности, т.е. с его помощью происходит включение индивида в духовное пространство российского общества. Это включение позволяет каждому человеку действовать и ориентироваться в рамках того особого внутреннего пространства смыслов, которое сформировано историческим развитием и сохраняется культурой России.

__________________________________________________________

СЛАЙД 5

В этом пространстве осуществляется: во-первых, связь традиций и современности, благодаря чему постоянно восстанавливаются ключевые социокульурные коды мировосприятия и поведения индивидов; во-вторых, в нем сохраняется такая культурная ценность, в рамках которой возможно не только национальная идентификация и самоопределение, но и эффективная социализация подрастающих поколений российского общества как граждан России.

__________________________________________________________

СЛАЙД 6

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

_________________________________________________________

СЛАЙД 7

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, он всегда конкретен и направлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей малой Родине, перерастая в общегосударственное патриотическое самосознание.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству.

____________________________________________________________

СЛАЙД 8

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Он неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равноправие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям), чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства), сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии) и космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства человеческого рода).

___________________________________________________________

Особенностями российского патриотизма является гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность к коллективной жизни и особая любовь к родной природе.

Определяя место и роль воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства в Концепции патриотического воспитания граждан российской Федерации раскрываются понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание».

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

СЛАЙД 9

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым.

 

СЛАЙД 10

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

 

СЛАЙД 11

Патриотизм (от греч. patriotes – соотечественник, от patris – родина, отечество), любовь к родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданственности и социальной активности человека, является действенной побудительной силой и реализуется в деятельности личности на благо Отечества.

 

 

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Современная социальная и политическая ситуация, в которой пребывает наша страна, диктует необходимость постоянного использования рядом с понятием «патриотизм» такого понятия как «гражданственность».

У понятия «гражданственность» есть несколько определений. Например, гражданственность – это: антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; способность и готовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

 

СЛАЙД 12

Гражданственность – нравственное качество личности, определяющие сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

 

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

СЛАЙД 13

Понимание патриотизма и гражданственности влечет за собой определение понятия «патриот».

Патриот – гражданин с жизненной установкой, в основе которой – любовь к Родине и чувство сопричастности к ее судьбе, уважение к истории, культуре и традициям ее народов, признание приоритета национальных интересов перед личными и корпоративными, и готовность к их защите вплоть до самопожертвования, участвующий в позитивно-созидательной деятельности на благо Отечества.

 

В сфере работы с молодежью, особенно в процессе формирования гражданского общества одним из основных направлений является патриотическое воспитание.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, т.е. охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

 

СЛАЙД 14

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

 

Объектами патриотического воспитания выступают физические лица – граждане Российской Федерации вне зависимости от возраста, социального положения, вероисповедания и этнической принадлежности.

Субъектами патриотического воспитания выступают органы государственной власти; государственные организации и учреждения различных систем и ведомств (образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты и др.); органы местного самоуправления; муниципальные учреждения; научные, научно-исследовательские учреждения, организационно-методические центры, осуществляющие научные исследования и вырабатывающие рекомендации в области патриотического воспитания; общественные и иные негосударственные некоммерческие организации; религозные организации; правоохранительные органы;; средства массовой информации; предприятия, корпоративные объединения и иные коммерческие структуры; трудовые коллективы, институт семьи.

СЛАЙД 15

Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

СЛАЙД 16

Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характеров, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана.

Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.

СЛАЙД 17

Главная цель патриотического воспитания возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его стабильности и безопасности.

СЛАЙД 18

Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующиезадачи, выполнение которых способствовало бы возрастанию дееспособности российских граждан, значительному повышению уровня их социальной активности, патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству :

- формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

- приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными группами и категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;

- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой деятельностной целеустремленности;

- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе и др.

СЛАЙД 19

Выполнение этих задач предполагает осуществление следующих основных мер:

- проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан;

- обеспечение возможности для полноценной социализации граждан, особенно молодежи, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем;

- утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей, взглядов, идеалов, уважения к старшим, религиозным воззрениям граждан, историческому и культурному прошлому России;

- повышение эффективности системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждой личности любви к Отечеству, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России;

- обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;

- создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях.

СЛАЙД 20

Составной частью патриотического воспитания является допризывная подготовка молодежи, направленная на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Допризывная подготовка молодежи характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

____________________________________________________________

Подготовка молодежи к военной службе есть многоплановая, скоординированная, систематическая и целенаправленная деятельность по обеспечению всесторонней готовности подрастающего поколения к реализации функции защиты в любой сфере жизни общества, в том числе и в рядах Вооруженных Сил.

Допризывная подготовка представляет собой деятельный, непрерывный, сложный и напряженный процесс, имеющий комплексный характер, основывающийся на единстве педагогических целей, задач, принципов, форм, методов и средств, реализуемых во взаимодействии всех участвующих в нем субъектов.

СЛАЙД 21

Основными принципами подготовки допризывников являются: целенаправленность; научный подход к обучению и воспитанию; связь теоретической и практической подготовки* молодёжи к военной службе; единство начальною военного обучения и патриотического воспитания допризывников; военно-профессиональная направленность; систематичность, последовательность и комплексность; учёт возрастных и индивидуально-психологических особенностей молодых людей.

 

В соответствии с этим концептуальным подходом в понимании цели воспитания определяется главная цель его военно-патриотического направления, которая может быть сформулирована следующим образом: возрождение в нашем обществе патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими социально значимыми качествами и способного проявить их в созидательном процессе в интересах нашего общества, в укреплении и в совершенствовании его основ, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности.

Основной задачей воспитания личного состава Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов с учетом их специфики является развитие у него качеств, отвечающих общественно-государственным интересам Родины, формирование моральной психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, дисциплинированности. Оно призвано обеспечить формирование и поддержание высокого уровня морально-психологического состояния, крепкой дисциплины и сплоченности, обеспечивающих постоянную готовность к выполнению поставленных задач.

СЛАЙД 22

Содержание воспитания готовности к защите Отечества включает две основные составляющие:

· Первая из них направлена на развитие у российской молодежи гражданственности и патриотизма, способности активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении нашего общества и государства.

· Вторая связана с целенаправленным воспитанием у личного состава Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов готовности к успешному выполнению определенных функций по обеспечению защищенности и безопасности общества в различных сферах деятельности, особенно воинской, правоохранительной и др.

 

 

СЛАЙД 23

Обновленная система ценностей воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов условно может быть разделена на три сферы:

1. общественно-государственную – защита социально-экономических, духовных, геополитических интересов россиян, их свободы и независимости, а также суверенитета и целостности страны;

2. патриотическую – любовь к своей Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу;

3. профессионально-нравственную – следование собственной совести, добросовестное отношение к военной службе, честность, коллективизм и взаимовыручка, сохранение и развитие лучших воинских традиций, уважение к старшим, достоинство и соблюдение воинского этикета.

__________________________________________________________

Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяются патриотизм и готовность к защите Отечества. Именно они являются стержнем содержания воспитательной работы среди личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Результаты многочисленных социологических исследований свидетельствует о том, что большая часть молодежи не обладает ответственностью перед обществом за выполнение важнейших обязанностей в качестве его граждан. Одной из них, как известно, является выполнение воинского долга в рядах Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов.

Изучение начального периода военной службы призванных в армию и на флот юношей показывает, что многие из них испытывают большие трудности, сталкиваются с серьезными проблемами в новом для них качестве военнослужащих срочной службы. Среди основных причин этого, во-первых, слабо сформированная, а нередко и вовсе негативная установка на военную службу; во-вторых, отсутствие четких представлений о характере воинской деятельности; в-третьих, низкая психологическая подготовленность к преодолению определенных трудностей, связанных с выполнением задач в специфических условиях военной службы; в-четвертых, слабое физическое развитие.

Следует активно вовлекать всех допризывников в деятельность, связанную с тем, с чем предстоит им столкнуться в процессе самой службы. Именно таким путем можно решить в настоящее время эту государственной важности задачу подготовки школьников, учащихся других учебных заведений к военной службе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: