Парадокс стоимости Адама Смита и роль теории предельной полезности в его объяснении

Парадокс ценности (парадокс воды и алмазов, или парадокс Смита) Автором парадокса считается Адам Смит. Его суть: почему, несмотря на то, что вода для человека намного полезнее, чем алмазы, цена алмазов намного выше цены воды?

Парадокс объясняется первым законом Госсена (законом убывающей предельной полезности): при непрерывном акте потребления полезность каждой последующей единицы продукта ниже, чем предыдущей, то есть предельная полезность убывает по мере насыщения потребности. На цену и спрос влияет именно предельная полезность. Условно говоря, первый стакан воды может спасти от жажды, третий будет использован скорее для умывания, десятый будет использован скорее для мытья пола. Вода встречается чаще алмазов, поэтому удовлетворение потребности в ней происходит быстрее, чем удовлетворение потребности в алмазах.

Проблема, связанная с парадоксом ценности, послужила одной из причин анализа проблемы предельных величин: Карл Менгер пришёл к выводу, что ценность зависит от субъективной оценки людей, которые наиболее высоко ценят относительно наиболее редкие товары и услуги.

Конкретная полезность благ обусловливается соотношением между их реальным количеством и потребностью в этих благах. Алмаз по сравнению с наличием источников воды крайне редок, и ценность его оказывается высокой. Это не полезность вообще, а конкретная полезность блага.

 

 

3.Тесты

 

Таблица для ответов

Номер теста          
Вариант ответа б в б в а

 

1.Оптимальное правило покупки предполагает, что:

Б.предельная полезность товара соответствует его цене;

2.Бюджетное ограничение представляет собой:

В.ограничение, налагаемое на выбор покупателя;

3.Чтобы максимизировать полезность:

Б.предельная полезность каждого вида покупаемых товаров должна быть одинаковой;

4.Равновесное состояние потребителя показывает:

В.точка касания бюджетной линии кривой безразличия;

5.Равновесие потребителя предполагает, что:

А. потребитель расходует весь свой доход и при этом максимизирует полезность приобретаемых им благ.

 

4. Задачи

 

Задача 1

Предельная полезность первого съеденного гамбургера 5 ютилей, второго - 3, третьего 1.

Определить общую полезность одного, двух и трёх гамбургеров.

Решение:

Общая полезность (TU)= сумме величин предельной полезности (MU)

TU одного гамбургера=5 ютилей;

TU двух=5+3=8 ютилей;

TU трех = 5+3+1=9.

 

Ответ:5:8;9.

 

Задача 2

У молодого человека имеется 1800 руб., предназначенных для покупки свитеров и рубашек. Цена свитера равна 400 руб., а рубашки – 200 руб. Сколько единиц каждого товара он должен купить, чтобы максимизировать полезность? Предельные полезности свитеров и рубашек представлены в таблице:

Таблица 4

Количество покупаемых товаров, шт.            
Предельные полезности свитеров, ютилей            
Предельные полезности рубашек, ютилей            
MUсвит/Рсвит 0,025 0,02 0,015 0,01 0,008 0,005
MUруб/Рруб 0,04 0,035 0,03 0,025 0,02 0,015

Решение:

правило максимизации полезности с точки зрения теории предельной полезности состоит в том, что потребитель так должен распределить (израсходовать) свой доход, чтобы отношение предельной полезности к цене было одинаковым для всех товаров, при этом денежные средства должны быть истрачены полностью:

 

Где MU – предельная полезность товаров А и В, Р – их цена.

 

MUсвит/Рсвит = MU руб/Рруб

1.комбинация 1 свитер +4Рубашек. Затраты 1х400+4х200 = 1200

2.комбинация 2 свитера + 5 рубашек. Затраты 2х400+5х200 = 1800

3.комбинация 3 свитера + 6 рубашек. Затраты 3х400+6х200 = 2400

Подходит 2.комбинация 2 свитера + 5 рубашек. Затраты 2х400+5х200 = 1800руб.

Полезность 2 свитеров 2*8=16 ютилей

полезность 5 рубашек 4*5=20 ютилей

Итого полезность –36 ютилей

 

 

ТЕМА 5. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА: ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ВЫРУЧКА И ПРИБЫЛЬ

 

1.Дайте определение понятиям

 

1.Предельный продукт — это добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине...

2.Изокванта — это кривая равного выпуска продукта (кривая безразличия для производителей). Все точки на этой кривой показывают различное сочетание факторов производства для выпуска одинакового количества продукции.

3.Изокоста — это Кривая, изображающая сочетания затрат факторов производства, которые могут быть куплены на данную сумму

4.Равновесие производства означает, что цена каждого продукта равна издержкам на его изготовление, включающим в себя и нормальную прибыль как вознаграждение за капитал.

5. Краткосрочный период производства– период времени, в течение которого увеличение объема производства возможно осуществить только за счет увеличения переменных издержек, и в течение которого невозможно заменить оборудование, иные основные средства..

6. Долгосрочный период производства – это период, в котором все факторы производства являются переменными.в течение которого фирма может менять все факторы производства.

7.Бухгалтерские издержки – это стоимость израсходованных в течение определённого периода времени факторов производства (экономических ресурсов) в фактических ценах их приобретения. Таким образом, бухгалтеры включают в издержки только явные (внешние) затраты фирмы.

8.Бухгалтерская прибыль — общая прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, рассчитана по бухгалтерскому учету в соответствии с действующими законодательно принятыми правилами за отчетный период без учета расходов

9.Экономические издержки — выплаты, которые фирма осуществляет поставщику ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах

10.Нормальная прибыль - уровень прибыли, необходимый и достаточный для того, чтобы ресурсы, задействованные в производстве конкретного продукта, не были пущены на другие цели.

11.Экономическая прибыль — это прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца.

 

12.Постоянные издержки это затраты производителя, которые в краткосрочном периоде остаются неизменными вне зависимости от изменения величины объема производства

13.Переменные издержки – это та часть издержек, которая меняется в зависимости от уровня выпуска продукции

14.Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства

15.Средние издержки — издержки, взвешенные по объему производства, то есть издержки на единицу выпускаемой продукции

16.Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции

17 .Общая выручка или валовой доход– Общий (совокупный, или валовой) доход– это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определённого количества товара. Он определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц.

18.Предельная выручка или предельный доход также маржинальный доход, предельная выручка — дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара.

 

2.Узловые вопросы темы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: