Индивидуальный подход преподавателя к студентам. Типы студентов

• Осуществляя индивидуальный подход к студентам:, учитель помогает им раскрыть свой академический потенциал в процессе обучения. При этом следует учитывать типологию студенческого поведения, их мотивации к успеху в учебе. Интересно выделение типов студенческого поведения, исследованных американцем Диком Манном и описанных в его книге «Классная комната колледжа». На основе социологических опросов он выделил следующие 8 условно названных им типов студентов:

1. Податливые, уступчивые.

2. Волнующиеся-зависимые.

3. Разочарованные работники.

4. Независимые студенты. ;

5. «Герои».

6. «Снайперы».

7. Ищущие внимания.

8. Молчащие студенты.

1. Податливый, уступчивый студент - в основном зависим от учителя, от условностей, у него высокая ориентация на выполнение заданий. В отличие от других типов, эти студенты удовлетворены просто тем, что они изучают то, чему учит их педагог. Податливые студенты в классе чаще всего соглашаются с преподавателем или просят разъяснений. Они редко выступают
с постановкой проблемы или подвергают сомнению контроль педагога. В класс приходят просто для того, чтобы понять материал, часто предпочитают лекцию дискуссии, семинару. Всегда выполняя то, что им скажут, податливые студенты обычно хорошо сдают экзамены, но вряд ли они выказывают много независимых суждений или проявляют творчество. По подсчетам Манна - это 10% всех студентов, их больше на первых курсах, с возрастом их число уменьшается. Самая характерная черта этих студентов - их удовлетворенность существующим статус-кво, они никогда не подвергают сомнению авторитет педагога.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Педагог может помочь податливому студенту стать более независимым в своих суждениях, первоначально приняв его зависимый стиль поведения. Одобрив студента, педагог попросит его выказать больше самостоятельности. Например, анализируя контрольную работу, педагог может написать: «Отлично проработана заданная литература. Хорошая работа! Думаю, ты готов к тому, чтобы добавить несколько своих собственных суждений и критических замечаний по тому материалу, который ты проработал. Продолжай в том же духе».

2. Волнующийся-зависимый тип - очень распространен в студенческой среде (около 26%). Они легко выделяются в группе по их беспокойству по поводу отметок. Подобно податливому типу, эти студенты хотят учить то, что предлагает им учитель, однако они боятся, что могут что-либо пропустить. Вероятно, они просят педагога повторить определения, чтобы записать их слово в слово. Податливые студенты обычно доверяют учителям и предполагают, что отметки,
которые они получают, справедливы. Наоборот, волнующиеся и зависимые студенты не доверяют педагогам, часто ожидают подвоха в вопросах или несправедливой системы оценок. Комбинация высоких амбиций, волнений и подозрительности дает основание предположить, что эти студенты чувствуют себя раздраженно по поводу того, что они не имеют той власти в процессе образования, какой бы им хотелось.

Волнующиеся-зависимые студенты обычно часто имеют низкое мнение о своей собственной работе, а их отметки, по подсчетам Манна, самые низкие из 8 групп, выделенных им. На экзамены они являются измученными, остаются за дверью до последнего момента, идут отвечать последними, перепроверяют свои ответы, добавляют «еще одно предложение». Из-за их исключительного волнения и относительно низких способностей, их работа часто лишена воображения, посредственна и не имеет системы. Они могут помнить детали и определения, но у них отсутствуют знания концептуальных положений. Плохая оценка их работы педагогом подтверждает их пессимистические ожидания, усиливает их беспокоящееся и зависимое поведение. Легко понять, почему такие студенты предпочитают лекции дискуссиям. Они имеют склонность к различию черного и белого, к простым правильным или неправильным ответам. Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов.

Преподаватель, который расширяет их диапазон возможностей, помогает их интеллектуальному росту. Отвергая их вопросы или отказываясь признать их, педагог просто увеличивает тревогу этих студентов. Предлагая менее дихотомичный способ обзора материала, с другой стороны, педагог дает волнующемуся-зависимому типу студентов разубеждение в их неполноценности и стимулирует их интеллектуальное развитие. Отвечая этим студентам, старайтесь не раздражаться, считайте до 10, прежде чем ответить.

3. Разочарованные работники. Манн считает, что студенты этого типа делают комментарии депрессированного и фаталистического отношения к себе и к своей учебе в классе. Подобно двум другим типам, они рассматривают себя неспособными к осуществлению контроля за своей учебой. Некоторые из них так усердно работали ради получения отметок в прошлом, что
более не находят учебу приятной. Они перегорели, чаще всего это более взрослые студенты, которым трудно сохранять юношеский энтузиазм. Некоторые из них имеют работу или семью и чаще всего физически устают и более заняты, чем «университетские ребята». Любое из этих обстоятельств может погасить их любознательность и привести к безразличному обучению. Обычно класс выказывает мало симпатий к этой малой группе (по подсчетам Манна - это 4%),
однако их можно сделать активными участниками процесса обучения.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Педагогу следует их вдохновлять, поднимать им настроение (например, письменные комплименты по их контрольной работе, но лучше всего - беседы с глазу на глаз). Помощью со стороны педагога может быть открытое признание, что тягостные настроения этих студентов замечены и их хотят лучше понять.

4. Независимые студенты в равной мере принимают то, что предлагает педагог и следуют своим собственным целям. Они чувствуют себя комфортно, выполняя то, что им задают, обычно предпочитают семинары лекциям, не мямлят, когда их просят высказать свое собственное мнение по теме. Это активные участники, они легко становятся друзьями педагога, до некоторой степени отождествляя себя с ним. Это идеальные, зрелые студенты, на них педагог может рассчитывать
при обсуждении на достаточно высоком уровне. По подсчетам Манна, это 12% от группы. Они редко представляют проблемы для педагога, но если преподаватель ведет занятия плохо, именно они могут высказать неудовольствие от имени группы.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов

Педагог должен признать их независимость и поощрять ее для того, чтобы стимулировать их к получению более высоких результатов в учебе по сравнению с другими студентами.

Ключом в работе с такими студентами является выявление, действительно ли они независимые или это проявление восстания, несогласия со статусом-кво.

5. «Герои» похожи на независимых в своем отождествлении себя с учителем и в их предпочтении к независимой и творческой работе. У них нет отстраненности независимых, но, тем не менее, они обеспокоены тем, чтобы учитель немедленно заметил, какие они отличные студенты и интересные люди. Говоря критически, «герои» не справляются со своими первоначальными обещаниями. Они интенсивно атакуют учителя с тем, чтобы сообщить ему
свои грандиозные планы, но чаще всего они разочаровывают его плохим выполнением намеченного. По классификации Манна, 10% студентов попадают под эту рубрику, а в каждом классе есть один или два человека.

Герои» обычно стараются, чтобы учитель заметил их очень быстро. Они часто остаются после первого занятия с тем, чтобы педагог знал, как их интересует предмет, и как много они уже знают от предыдущего чтения и курсов. Их первоначальные комментарии могут вдохнуть надежду в педагога, заставив его думать, что он встретился с необыкновенно выдающимся студентом. «Герои» любят дискуссии, они могут быть до раздражительности аргументированы, и никогда не соглашаются, что не правы в споре. При ближайшем рассмотрении окажется, что они не читали заданного материала и просто показывают свои прошлые знания. Неопытные педагоги могут быть удивлены, как плохо они могут отвечать на экзаменах или писать письменные работы. «Герои» обычно пропускают занятия чаще, нежели другие люди, когда новизна после начала изучения курса исчезнет или они начнут получать плохие отметки. Можно сделать вывод, что «герои» обычно обещают много, а делают мало. И это печально, так как это обычно очень способные студенты с высокими ожиданиями для себя. Они часто бросают учебу, иногда на год, два, а затем возвращаются уже более зрелыми.

курсовой работы, нежели у других, мудрый учитель порекомендует ему написать обычную тему, но выполнить задание блестяще, с использованием своих особых умений и навыков. Такое замечание подтвердит высокое мнение студента о себе, но покажет студенту, что он не свободен от ограничений, как и другие.

«Герои» обычно дают хороший результат в учебе, если с ними обращаться особым образом. Для успешной мотивации героя учитель должен поддерживать с ним хорошие отношения во время семестра. Если «герои» верят, что педагог ожидает от них великих свершений, то они, вероятно, достигнут успеха при мягком руководстве педагога ими.

6. «Снайпер» - это «герой», который враждебно настроен по отношению к педагогам, вряд ли приближается к ним и полон цинизма. Подобно «героям» (в группе Мана их было 9%), они очень высокого и положительного мнения о себе, но у них мало надежд, что мир их признает, или даст им шанс продемонстрировать свои достоинства. Обычно это протестанты, которые садятся как можно дальше от учителя и часто комментируют его ядовитыми, резкими замечаниями. Некоторые показывают свой протест, надевая необычную одежду на занятия.
Очевидно потому, что испытывают вину или страх за свою враждебность, они быстро ретируются, если их остроумие подвергается сомнению.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Первая задача педагога для установления хороших отношений с этим типом студентов -сдерживать гнев против них. Их колкие враждебные замечания следует часто просто игнорировать. Однако игнорирование «снайперов» не заставит их работать, не разобьет их враждебность и не приведет к установлению рабочих взаимоотношений. Более плодотворно, но трудно выполнимо - это с энтузиазмом ответить на их комментарии, подчеркнув, что у них положительно, и игнорировать то, что является враждебным. Оскорбительная улыбка, как привило, не работает с ними, особенно в начале семестра.

7. щущие внимания студенты - (11% в классе Манна), любят приходить в класс, чтобы пообщаться с другими студентами или профессором. Подобно героям, они любят дискуссии, обожают разговаривать. Для них социальные запросы доминируют над интеллектуальными. Они любят иметь друзей в классе, и многие устанавливают хорошие тесные контакты с педагогом. Эти студенты могут хорошо работать, если это то, что заставит их товарищей и
педагога хорошо думать о них. Они любят организовывать устные журналы, вечеринки и т.д., в классе выполняют роль социально-эмоциональных лидеров. Они не менее интеллигенты, нежели другие студенты, но обычно менее интеллектуальны.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Опытный педагог может заинтересовать их в интеллектуальном и социальном дискурсе. Так как внимание педагога очень важно для этих студентов, обычно их легко мотивировать. Педагог вначале должен уделять им внимание, но не показывать, что хорошо о них думает. Затем педагогу следует уменьшить уровень внимания к студентам, перенеся центр его тяжести на их хорошую академическую работу. Эта стратегия эффективно мотивирует этот тип студентов.

8. Молчащие студенты - в классах, изучаемых Манном, их было 20%. Они делали так мало комментариев, что их пришлось выделить в особую группу. Их опросы и оценка педагога показали, что они чутко реагировали на поведение педагога к ним. Из всех типов, эти студенты больше всех хотели установить тесные взаимоотношения, но более всего боялись, что педагог не будет высокого мнения о них и об их работе. Молчаливые студенты реагируют на оценку их педагогом
молчанием, а не враждебностью. В отличие от «снайперов», они осознают свое желание иметь личностные взаимоотношения с педагогом. Поэтому в работе с ними надо исходить их этого.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Самая типичная ошибка, которую может сделать педагог в работе с этими студентами -это игнорировать их, так как они не привлекают внимание и не ставят проблем. Хороший педагог отмечает в конце третьей недели студентов, которые с ним не беседовали и помечает их для себя с тем, чтобы уделить им внимание. Тепло улыбаясь им, двигаясь к тому месту в классе, где они сидят, устанавливая зрительный контакт с ними, глядя им в глаза, педагог помогает сдвинуть их с места. Желательно, чтобы они подошли первыми к педагогу, но если они не очень хорошо занимаются, то педагогу нужно взять инициативу. Ему следует не переусердствовать в усилиях устанавливать личные взаимоотношения с молчащими студентами, так как те могут излишне надоедать педагогу, особенно отзывчивому.

В учебно-методической литературе существуют и другие классификации студентов. Это невнимательные студенты, неподготовленные к занятиям, льстящие, обескураженные, неуверенные в себе, студенты, испытывающие социальный стресс, студенты, которые постоянно находят оправдание своим неуспехам в учебе, студенты с выдающимися академическими способностями и др.

Несколько слов о студентах, испытывающих социальный стресс. Большинство педагогов несклонны к тому, чтобы давать им меньше заданий или ставить им более высокие отметки, но к этим студентам должно быть повышенное внимание педагога, если необходимо иметь результат. Педагогу следует внимательно их слушать, без акцента на их особое состояние, не снижать к ним свои требования. Среди них могут быть студенты с какими-то заболеваниями, и педагогу следует рассмотреть эти вопросы в связи с перенапряжением на экзаменах, курсовых и т.п. Обычно более повержены стрессу первокурсники, более взрослые студенты с семьями, члены спортивных команд и т.д.

Студенты с выдающимися академическими способностями. Педагогу легко выделить таких студентов. Следует учитывать, что одаренные студенты очень восприимчивы к скуке, рутине, пытаются ускользнуть, если занятия не соответствуют их интеллектуальным запросам. Педагог должен культивировать личностные взаимоотношения с такими студентами и вдохновлять их на самостоятельную и творческую работу по предмету. Некоторые педагоги приглашают одаренных студентов регулярно обсуждать то, что они прочитали, Хотя эти студенты будут сопротивляться дополнительной нагрузке, они будут признательны в оценке их таланта и поощрении их самостоятельной работы, не за отметки.

Вывод. Демократизм педагога вуза, школы, техникума проявляется в том, что он по-разному относится к студентам, выбирает межличностную стратегию в зависимости от типажа студента с тем, чтобы установить взаимоотношения с ним, мотивировать его к изучению предмета, используя единые критерии выставления отметок за изучение курса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: