В связи с высокой степенью накала конкурентной борьбы на международном туристском рынке большинство туристских фирм стали предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе. Это резко и сильно увеличило рынок, расширив систему спроса и предложения, позволило дифференцировать его и специализироваться турфирмам на определенном виде программ, что способствовало повышению уровня обслуживания.
Программный туризм – это комплексный подход к подготовке обслуживания туристов, полностью учитывающий их интересы в соответствии с целью путешествия, возрастом туристов, составом группы, социальной принадлежностью и другое.
Программное обслуживание -этокомплексное предоставление определенного набора услуг клиенту в процессе преодоления им пространства (на транспорте, пешком, на животных или другим способом), подчиненное одной цели (мотиву), побудившей клиента к решению собственных задач (возможности знакомства, обучения, самовыражения, удовлетворения любопытства и др.) с помощью путешествия.
|
|
Программа обслуживания - это набор запланированных услуг, распределенный по дням и времени их предоставления.
Рекреационная деятельность -это мероприятия по расширенному воспроизводству человеческих сил. Программное обслуживание и рекреационная деятельность взаимосвязаны. Без рекреационной деятельности, без рекреационных занятий невозможна хорошая программа обслуживания. Поэтому можно сказать, что рекреационные занятия также есть основа туристских программ.
Программа обслуживания - это определенный цикл рекреационных занятий.
Циклы рекреационных занятий должны удовлетворять двум фундаментальным требованиям:
• полезность
• индивидуальная привлекательность (аттрактивность)
ЦРЗ делятся на зимние, летние и внесезонные.
Основой для формирования программ отдыха, создания циклов рекреационных занятий служат элементарные рекреационные занятия.
В основе типизации рекреационной деятельности лежит её функциональная ориентация. Рекреационные функции:
• лечебная -направленная на восстановление здоровья человека
• познавательная -направленная на развитие духовного потенциала личности
• спортивно-оздоровительная- направленная на развитие физических сил человека.
Элементарные рекреационные занятия, исходя из их функциональной ориентации, делятся на:
• целевые -когда являются главным мотивом рекр. деятельности;
• дополнительные -когда не реализуют основную цель рекреации, но разнообразят цикл рекреационных занятий;
• сопутствующие - они не дают специфического рекреационного эффекта,
но необходимы по физиологическим (сон), технологическим (ожидание)
ограничениям.
|
|
Например, экскурсии будут целевыми для реализации познавательной функции, дополнительными - для оздоровительной, сопутствующей - для лечебной.
При моделировании ЦРЗ необходимо помнить, что элементарные рекреационные занятия находятся в определенной зависимости в рамках одного цикла. С этой точки зрения они могут быть:
· взаимозаменяемыми (альтернативными)-дающими возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЗРЭ на другие
Это дает возможность разнообразить программу отдыха и в то же время является очень важным основанием типизации ЗРЭ, когда к одному типу относят взаимозаменяемые ЗРЭ, терминологически объединённые каким-либо понятием(напр., малоподвижные игры в помещении- шахматы, домино, отгадывание кроссвордов и т.п.)
· взаимообусловленные- приводящие к понятию «режим рекреационной деятельности», к построению циклов (напр., водные процедуры следуют за гимнастикой, активные виды предшествуют пассивным)
· противопоказанные- являющие несовместимость некоторых видов ЗРЭ с другими в данный отрезок времени(напр., танцы и чтение)
Формирование «Программы тура»
При окончательном формировании тура туроператор обязан, подготовить и представить на утверждение руководства проект программы обслуживания Данный процесс объединяет вышеперечисленные операции в виде документа «Программа тура». На данном моменте в функциональные обязанности менеджера по направлению входит подготовка описательной части туристского маршрута, как для работников туристских фирм, так и для клиентов.
При формировании тура и выпуска программы тура, необходимо использовать рекламную информацию различных видов (фотографии, слайды, видеозаписи, альбомы и т.д.).
Проект программы обслуживания туристов.
При ее разработке определяются:
- маршрут путешествия;
- название тура с указанием количества дней, ночей, которое должно привлекать туристов, быть интересным, интригующим, вызывающим желание совершить путешествие.
- цель, задачи тура;
- интригующие сведения о путешествии, туре, (стране туристской поездки), об обычаях местного населения, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной; о состоянии окружающейприродной среды, условиях обмена валюты;
- описание тура по классификации путешествий;
- перечень туристских предприятий — исполнителей (поставщиков) услуг;
- период предоставления услуг каждым предприятием — исполнителем услуг;
- состав экскурсий и достопримечательных объектов, перечень туристских походов, прогулок (входящих в стоимость тура и возможность их приобретения за дополнительную плату);
- комплекс досуговыхмероприятий (входящих в стоимость тура и возможность их приобретения за дополнительную плату);
- продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;
- количество туристов, участвующих в путешествии;
- виды транспорта для внутренних перевозок;
- потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;
- необходимое количество транспортных средств;
- порядок подготовки рекламных и информационных материалов;
- форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество;
- программу тура (по дням);
- калькуляцию тура;
- условия безопасности туристов на маршруте;
- сведения о принимающей туристской фирме (телефоны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций);
- образец ваучера и листок отметок к ваучеру (или заменяющие их документы, согласованные с принимающей стороной);
|
|
- информацию о правилах въезда в страну (место), временного пребывания там, о таможенных требованиях.
Видами услуг, входящих почти в любую туристскую программу обслуживания, являются:
· Размещение
· Питание
· Досугово-развлекательные услуги
· Спортивные программы
· Курортные услуги
· Транспортные услуги
· Экскурсионные услуги
· Бытовые услуги
· Прочих услуг(оформление виз, паспортов, медицинских и ветеринарных сертификатов, прокат автомобилей, страхование)
· Туристские товары
Что же мы должны запланировать, чтобы наше обслуживание было программным? Вы должны обязательно продумать:
- где ваши туристы будут размещаться, или, как говорили в старину, почивать;
- где они будут трапезничать;
- чем будут восхищаться;
- как и на чем будут перемещаться;
- что и кто их развлечет;
- что им может понадобиться ещё непосредственно в ваших условиях.
Главное, о чем не стоит забывать, что любая туристская программа должна иметь тематическую направленность. А вот уже в зависимости от тематики тура составляется определенный набор услуг, а также ранжируется комфортность заявленных услуг, от которой уже зависит цена на конкретный турпродукт.
Услуги, включенные в вашу программу, делятся на основные и дополнительные. При этом основные обязательно должны быть четко распределены по дням и времени их предоставления. Дополнительные услуги могут предлагаться исключительно для желающих в свободное от основной программы время и за отдельную (дополнительную) плату. А если предложение Ваше будет особенно экстравагантным, наподобие тех примеров, которые я привела выше, то нелишне задуматься и о безопасности.
Начинать разработку будущей программы туристского путешествия Вы должны с изучения туристских ресурсов, имеющихся в Вашей местности. Потом необходимо выделить ресурсы, связанные какой-либо одной темой или объединенные в общую идею.
В зависимости от тематики тура составляется определенный набор услуг, который зависит от цели путешествия и уровня заказанной комфортности. При этом программа состоит из основных услуг (включенных в договор и оплаченных клиентом), дополнительных и сопутствующих (оплаченных в момент потребления во время путешествия или в месте пребывания). Программа обслуживания- план мероприятий с указанием дат и времени пребывания в пунктах остановки на маршруте, в гостинице, посещений мест туристского интереса с целью их осмотра (экскурсии), питания, а также перемещения на маршруте с помощью указанных в программе внутримаршрутных транспортных средств.
|
|
Цель поездки.
Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристского обслуживания. Мы уже знаем, что, путешествуя, турист может поставить несколько целей, но только одна из них может быть доминирующей. В зависимости от цели отличают следующие виды туризма:
Пляжный