Виды психологических услуг: диагностика, коррекция, консультирование, психотерапия

1.Диагностика. для диагностики могут использовать проективные тестыВ клиническом, медицинском смысле "диагностика - процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в принятой медицинской терминологии". Такого рода диагностику часто используют для коррекции психических функций (памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы) человека, перенесшего тяжелое заболевание (инсульт, инфаркт). Цель - понять, что сохранно, а где произошла "поломка" - и попытаться восстановить. Специалист - нейропсихолог, клинический психолог.

Психологи диагностику используют для оценки качеств, личности, характера,способностей, исследования мотивации, уровня знаний, и т.д. - в зависимости от поставленной задачи.

Если речь идет об уровне подготовки ребенка к школе или о его учебных трудностях, то скорее всего, часто используют тестирование памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы. Начальная диагностика в зависимости от запроса и возраста ребенка может занять от 1 до 3 часов. Далее диагностика проводится регулярно - чтобы оценить эффективность проделанной работы. Специалист: психолог.

В семейном консультировании диагностика – сбор информации о проблеме с целью формирования гипотезы относительно причин возникновения и способов ее устранения. В зависимости от запроса можно диагностировать совместимость супругов, сложности детско-родительского взаимодействия, особенности структуры личности и межличностных отношений.

Палитра диагностических процедур достаточно широка - от стандартизованных тестов до наблюдения и беседы. Часто используется выполнение членами семьи несложных заданий: например, что-либо нарисовать, о чем-либо рассказать. Специалист: психолог.

Психологическая диагностика и обследование личности по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности воспитанника, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дает необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.

2.Коррекция – этот термин чаще употребляют, когда говорят об особенностях развития памяти, внимания, мышления у ребенка. Существуют определенные правила, по которым эти функции развиваются. Если какая-либо стадия развития ребенка пропущена, не усвоена, не пройдена, искажена, то восстановление развития психических функций этого периода развития позволит ребенку успешно развиваться в дальнейшем. Занятия с детьми часто проходят в игровой форме; используется много двигательных упражнений. Прогноз, как правило, хороший для возраста от 1 до 9 лет. Специалисты: коррекционный педагог, нейропсихолог.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста (для дошкольников) назначаются на основании результатов предварительной специальной диагностики.

Социально-психологические услуги предусматривают коррекцию психологического состояния несовершеннолетних для их адаптации в обществе:

- социально-психологическое консультирование, экстренная психологическая помощь;

- психологическая диагностика и обследование личности;

- психологическая коррекция;

- социально-психологический патронаж.

 

Психологическая коррекция проводится по результатам психологической диагностики. При проведении психологической коррекции педагог-психолог использует программы профилактики девиантного поведения с подростками, «Имматон» курс развития творческого мышления для разновозрастной группы, программа развития познавательной сферы для детей младшего возраста. Эти программы позволяют произвести коррекцию и улучшить психофизическое состояние несовершеннолетнего.

Психологическая коррекция как активное психологическое воздействие обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии, поведении воспитанников (неблагоприятных форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения отдельных лиц, конфликтных отношений родителей с детьми, нарушений общения у детей или искажения в их психическом развитии). Психологическая коррекция производится в различных формах: это беседы, тренинговые занятия, ролевые игры. Беседы могут проводиться как в группе так и индивидуально. Тренинговые занятия и ролевые игры проводятся в группах, разделенных по возрастам 3-6 лет, 7-13 лет, 14-18 лет. При проведении занятий воспитанники раскрепощаются, что приводит к снятию стресса и психологического напряжения. После завершения занятия воспитанники анализируют свои действия и поведение.

Социально-психологический патронаж основывается на систематическом наблюдении за клиентами, обеспечивает своевременное выявление ситуаций психологического дискомфорта, личностного или межличностного конфликта, способствующих усугублению трудной жизненной ситуации воспитанников, и оказание им необходимой в данный момент социально-психологической помощи. Социально-психологический патронаж семей воспитанников проводится во время пребывания несовершеннолетних в спец.учреждении и после возвращения в семью.

3.Индивидуальное или семейное консультирование – это совместная деятельность консультанта с одним или с несколькими членами семьи по поводу проблемы, направленная на поиск решения. Функция терапевта – выявить необходимые ресурсы, помочь найти способы решения проблемы. Как правило, такие варианты существуют. Тогда клиент берет на себя ответственность за свой выбор: оставить все как есть или решиться на изменения. Консультирование может длиться от 1 до 10 встреч. Специалист: семейный психолог, консультант.

Экстренное психологическое консультирование производит педагог-психолог в случае психологического напряжения. Экстренная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование воспитанников, содействует в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из критического состояния.

4.Психотерапия - понятие, близкое консультированию. Здесь нет четкой границы. В отличии от консультирования психотерапия гораздо более длительный процесс и направлена не столько на поиск ресурсов, сколько на изменение личности. Специалист: психотерапевт.

Психотерапевт должен иметь высшее образование и иметь диплом с направлением «психиатрия». Кроме того, он должен пройти курсы переподготовки и повышения квалификации в заведении, где готовят психологов. Такой специалист уже имеет право называться психотерапевтом, лечить психозы и неврозы вне стационара и без медикаментозной терапии. Однако частную практику можно открыть, только обладая хотя бы одной конкретной практической методикой работы с пациентами.

 

 

ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: