Порядок принятия и изменения Конституции Российской Федерации

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

10.Понятие и виды конституционного контроля.

Конституционный контроль представляет собой проверку на соответствии Конституции нормативно-правовых актов, полномочий органов государственной власти, порядка проведения выборов и референдума, деятельности политических партий.

Виды конституционного контроля.

В учебниках либо много разных, либо нет вообще.

Виды конституционного контроля:

I. В зависимости от вступления в силу проверяемого нормативного акта.

1) Предварительный контроль. Когда проверяется нормативный акт, ещё не вступивший в законную силу. Например, во Франции так проверяются органические законы, обычные законы.

2) Последующий контроль. Когда проверяются нормативные акты, уже действующие, уже вступившие в законную юридическую силу. Например, в США, в Германии такой контроль осуществляется. В Индии тоже, в РФ…

II. В зависимости от структуры органов конституционного контроля.

1. Централизованный контроль. Когда один орган осуществляет конституционный контроль. Например, Конституционный Суд в Германии, Конституционный Совет во Франции.

2. Децентрализованный контроль. Когда конституционный контроль осуществляют все общие суды. Например, в США, в Индии, в Австралии…

III. В зависимости от предмета проверки.

1) Материальный контроль. При материальном контроле проверяется нормативно-правовой акт, например, органические законы во Франции проверяет Конституционный Совет, федеральные земельные законы проверяет Конституционный суд… В РФ тоже.

2) Формальный контроль. При формальном контроле проверяются какие-либо процедуры. Как правило, это проведение выборов и референдумов. Во Франции Конституционный Совет Франции проводит проверку выборов и референдумов. Конституционный Суд Германии проверяет деятельности политических партий на соответствие Конституции, он запретил деятельность коммунистической и неофашистской партий.

IV. В зависимости от обязательности проведения.

1. Обязательный контроль. Орган конституционного контроля обязан провести проверку нормативных актов до их вступления в силу или каких-либо процедур до объявления их результатов. Например, Конституционный Совет Франции обязательно проверяет органические законы и регламенты палат парламента до их вступления в силу. У нас такого закона.

2. Факультативный контроль. При факультативном контроле проверка зависит от воли субъекта, обладающего правом обращения в орган конституционного контроля, то есть направят обращения – рассмотрит орган конституционного контроля, не направят – не рассмотрят. Например, во Франции это обычные законы, в Германии – федеральные законы и законы земель, в РФ тоже.

V. В зависимости от применения на практике нормативного правового акта:

1) Абстрактный контроль. Когда проверяется нормативный акт независимо от того, применялся ли он на практике. Например, Конституционный Суд Германии проверяет законы по запросам органов власти.

2) Конкретный контроль. Проводится проверка нормативного акта, который был применён на практике (это обязательное условие) в конкретном деле, например, в суде. Примеры такого конкретного контроля – в Германии Конституционный Суд по жалобам граждан, к которым применили и везде, где общие суды осуществляют контроль (в США, там весь контроль конкретный и нет абстрактного).

11.Понятие конституционного строя и его основ.

Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: