Основные аспекты внешней торговли

 

В процессе международной торговли возникает два направления товаропотоков - экспорт и импорт.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют различные виды. Данные о классификации видов импорта и экспорта представлены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация видов экспорта и импорта [5]

ЭКСПОРТ ИМПОРТ
1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране; 2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; 3) реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.; 4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки); 5) вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК. 1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения; 2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу; 3) реимпорт - обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров; 4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы; 5) ввоз продукции в рамках ТНК.

 

Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB; учет импортных поставок - в ценах CIF. Показатели оценки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характеристик внешней и международной торговли, таких как:

- стоимостной и физический объем (товарооборот). Стоимостной объем внешней торговли - исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный объем международной торговли представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в национальной валюте и переводятся в доллары США для целей международного сопоставления.

- товарная структура, представляющая собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий достигает фантастических масштабов. Кроме того, по оценкам Генерального соглашения оп тарифам и торговле/Всемирной торговой организации насчитывается более 600 видов услуг;

- географическая структура - представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная географическая структура - данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структура - данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например, страны-экспортеры нефти).

Субъектами международной торговли выступают все государства мира, которые в зависимости от уровня их экономического развития подразделяются на группы: страны с развитой рыночной экономикой (24 страны с высоким уровнем доходов на душу населения, в т.ч. «большая семерка»), развивающиеся страны (132 страны с низким и средним уровнем доходов на душу населения) и страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и СССР).

Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики, выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК). Так, в 90-е годы на внутрифирменную торговлю ТНК приходится более 40% международной торговли.

Развитие же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).

Таким образом, можно сделать вывод, что субъектами международной торговли выступают: страны мира; ТНК и МНК; региональные интеграционные группировки. В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека - товары и услуги.

Товар в широком смысле - это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги.

В более узком понимании товар - это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: