Классификация подъемно-транспортных машин облегчает подбор средств механизации на действующих объектах, а также их выбор при проектировании новых предприятий, при подборе подъемно-транспортных механизмов, работающих в закрытых помещениях. Принципы классификации таковы: по степени участия в подъемно-транспортных процессах, по назначению, по типу, по подтипу.
По степени участия в процессах перемещения подъемно-транспортные средства подразделяются на оборудование и оснастку.
Подъемно-транспортные средства, имеющие одно целевое назначение, различаются по типу и подтипу. Деление на подтипы отражает конструктивные различия, а также различия по способу перемещения груза, по приводу или другим признакам. В табл. 10.1 приведено различие подъемно-транспортных средств по подтипам лишь для наиболее распространенных типов.
Грузоподъемность каждого подъемно-транспортного средства представлена в табл. 10.1 от минимальной до максимально возможной, определяемой техническими характеристиками. Интервалы грузоподъемности определены на основе этих характеристик.
Выбор подъемно-транспортных средств из нескольких типов, относящихся к одной группе, осуществляется прежде всего исходя из расстояния транспортирования. в других случаях могут учитываться конструктивные особенности подъемно-транспортных средств, другие соображения.
Для работы на открытых площадках используются следующие подъемно-транспортные механизмы:
Краны относятся к механизмам прерывного действия. Цикл работы состоит из:
- рабочего цикла - захват, закрепление, подъем, перемещение, опускание и освобождение грузозахватных приспособлений;
- подготовительного - подъем грузозахватного приспособления, перемещение и опускание в исходное положение.
Краны бывают мостовые, портальные автомобильные, самоходные - колесные, гусеничные, стационарные.
Погрузчики и автопогрузчики с ДВС применяются на открытых площадках, электрические - внутри. Для маневра - передние ведущие, задние управляемые. Выпускаются грузоподъемностью от 1 до 200 т при пользовании вилочным захватом и высотой от 4 до 7 м. Скорость - 18-40 км/ч.
Электропогрузчики имеют меньшую грузоподъемность (0,25-1,5 т), меньшие габариты и лучшую маневренность (в вагонах, кузове).
Транспортеры - механизмы с рабочим органом непрерывного действия; бывают в зависимости от типа рабочего органа - ленточные, пластинчатые, скребковые, винтовые.
Экскаваторы имеют рабочее, силовое и ходовое оборудование. По рабочему процессу они делятся на:а) прерывистого действия- одноковшовые; б) непрерывного действия - многоковшовые.
По способу перемещения - колесные, гусеничные, шагающие.
По типу рабочего органа:
- с прямой лопатой - для рытья котлованов и перемещения груза выше места нахождения экскаватора;
- с обратной лопатой - для рытья небольших котлованов, траншей, канав, расположенных ниже места нахождения экскаватора;
- драглайны - скребковый ковш - для разработки выемок, насыпей, иногда с погрузкой в подвижной состав.
Одноковшовые погрузчики - механизмы с рабочим органом - ковшом периодического действия. Вместимость - 0,5-4 м3. Производительность ковшовых погрузчиков большая - 200 т/ч, поэтому их применяют при крупных объемах погрузочных работ.
Многоковшовые погрузчики называют элеваторами, имеют рабочий орган непрерывного действия, представляющий собой бесконечные цепи с укрепленными ковшами и подгребающий питатель в виде шнека или лопаты.
Таблица 10.1
Различие подъемно-транспортных средств по подтипам
Груп- | Целевое | Тип | Грузоподъемность, т | Длина транс- | |||||
па | назначение | 0...0,125 | 0,125...0,5 | 0.5...1 | 1...2 | 2...3 | 3...5 | портного пути, м | |
Транспорти-рование | Кары Автомобили Конвейеры | + + + | + + + | + + + | + + | + | + | 70...150 180...600 20...70 | |
Транспорти-рование и технологичес-кие операции | Поточно - механизированые линии Эстакады с тележками Конвейеры: подвесные напольные | + + + + | + + + + | + + + + | + | + | + | 8...30 8...30 20...70 20...70 | |
Подъем | Подъемники Стационарные тельферы Лебедки | + + + | + + + | + + | + + | + + | + | 1...24 1...12 1...12 | |
Подъем и хранение | Стеллажи элеваторные Вертикальные накопители | + + | + + | + | До 9 т | 1...8,8 1...6 | |||
Подъем и транспортирование | Монорельсы Краны: мостовые штабелеры поворотные консольные козловые Погрузчики Манипуляторы | + + + + + + До 0,15 т | + + + + + + | + + + + + + | + + + | + + | + + | 1...20 1...20 1...20 1...4,5 1...500 150...200 | |
Поворот | Кантователи | + | + | + | - |
Библиографический список
1. Николин В.И, Витвицкий Е.Е.,Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки.Омск, Вариант-Сибирь,2004.-382с.
2. Вельможин и др. Технология организации и управление грузовыми автомобильными перевозками. Учебник для вузов.- Волгоград 1999.-266 с.
3. Николин В.И. и др. Проектирование автотранспортных систем доставки грузов. – Омск Издательство СибАДИ. 2001.-184с.
4. Кожин А.П., Мезенцев В.Н. Математические методы в планировании и управлении грузовыми автомобильными перевозками. М.: Транспорт 1994.-304с.
5. Геронимус Б.Л., Цафрин Л.В. Экономико- математические методы в планировании на автомобильном транспорте М.: Транспорт, 1988-192с.
Учебное издание
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
Задания и методические указания по выполнению курсовой работы
для специальностей 15.02.00 и 24.04.00
Составители: В.Н. Шевченко, С.М. Мочалин,
О.В. Демиденко,Е.О. Чебакова
Редактор Т. И. Калинина
Лицензия ЛР № 020907 от 16.08.94.
Подписано к печати
Формат 60 ´ 90 1/16. Бумага писчая.
Оперативный способ печати.
Гарнитура Times New Roman Cyr.
Усл. п.л. 2,5, уч.-изд. л. 2,5.
Тираж 50 экз. Изд. № 11. Заказ.
Цена договорная
Издательство Сибирского автомобильно-дорожного института
644090, Омск, ул. П. Некрасова, 10
Полиграфический отдел УМУ СибАДИ
644080, Омск, пр. Мира, 5
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
Задания и методические указания по выполнению курсовой работы
для специальностeй 15.02.00 и 24.04.00
Омск
Издательство СибАДИ