Основные задачи муниципального управления

К основным задачам, способствующим достижению главной цели муниципального управления, относятся:

*удовлетворение потребностей населения в различного рода услугах (в социально-культурных и иных сферах местной жизни);

*реализация социально-экономического потенциала муниципального образования;

*оптимальное сочетание местных и государственных интересов;

*распределение социальных благ гарантированных государством (минимальный государственный социальный стандарт, обеспечивают их доступность, всеобщность, адресность и т.д.);

*поддержание систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования (пожарная и общественная безопасность, водоснабжение и канализация, и др.);

*обеспечение условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении превосходящих минимальный государственный социальный стандарт (МГСС).

 

 

14. Планирование в органах местного самоуправления

Планирование - это основной метод осуществления муниципальными органами присвоенной им хозяйственно-организаторской функции.

Планирование разделяется на следующие последовательные стадии:

– разработка плана;

– организация осуществления плана;

– контроль за выполнением составленного плана (здесь вступает в силу метод контроля в деятельности муниципальных органов).

Значение метода планирования в становлении и развитии системы местного самоуправления трудно переоценить. Единый план деятельности органов местного самоуправления позволяет органам местного самоуправления гармонично развиваться и совершенствоваться, действуя в одном направлении, руководствуясь единой целью.

Планирование может иметь место во всех сферах муниципальной системы: обслуживании населения муниципального образования, бюджетном процессе, науке и культуре, использовании финансовых, трудовых и иных ресурсов.

Планирование – это определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей той или иной управляемой деятельности.

Классифицируется по срокам (перспективное, текущее, внешнее, по объему (внешние – администрация свои планы, внутренние- нижестоящими орг местного самоуправления), по уровню (федеральное – в пределах РФ (рег, нац программы; муниципальное – разработка с учетам особенностей конкретного МО)

 

15. Организация деятельности органов местного самоуправления

 

Организационной основой муниципального образования являются система и структура органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, порядок организации и осуществления муниципальной службы.

Деятельность органов местного самоуправления регулируется на трех уровнях:

а) общегосударственном, федеральном — Конститу­цией РФ и федеральными законами;

На уровне субъектов РФ решаются более конкретные вопросы. Они: принимают законы о местном самоуправлении на своей террито­рии и контролируют их соблюдение; определяют порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собствен­ность, отношения между бюджетами данного субъекта РФ и местными бюджетами и др.

На федеральном уровне определяются об­щие основы и принципы организации местного самоуправления, осу­ществляется контроль за их соблюдением, обеспечивается соответст­вие законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Кон­ституции РФ и федеральным законам, а также соблюдение гарантий осуществления обязанностей государства в данной области, предус­мотренных Конституцией РФ и законодательством. Федеральная власть определяет законодательным путем порядок передачи объек­тов федеральной собственности в муниципальную собственность и отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами. И по другим вопросам федеральная власть обеспечивает создание единых в масштабах всей страны основ местного самоуправления и гарантий его самостоятельности.

б) региональном — конституция­ми, уставами, законами субъектов РФ;

в) местном — уставами муни­ципальных образований.

На уровне муниципальных объединений самостоятельно разраба­тывается и принимается представительным органом местного самоуп­равления или непосредственно населением устав муниципального об­разования, который подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Отказ в регистрации может иметь место только на основании его противоречия Конституции РФ и может быть обжалован в судебном порядке.

В уставе муниципального образования определяются его границы и состав территории, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, предметы ведения, срок полномочий депутатов представительных органов мест­ного самоуправления, членов других выборных органов, выборных должностных лиц; виды, порядок принятия и вступления в силу нор­мативных правовых актов органов местного самоуправления; порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекраще­ния полномочий выборных органов местного самоуправления и выбор­ных должностных лиц; статус и социальные гарантии депутатов; усло­вия и порядок организации муниципальной службы; общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственнос­тью и др.

(из конспекта) Деятельность власти воплощается в:

– планах

– регламентах,

– инструкциях

– организационных процедурах

и в значительной степени зависит от того, насколько рационального организована местная структура самоуправления

Немаловажное значение в деятельности органов местного самоуправление - эффективность.

 

16. Исполнение контроля в органах местного самоуправления

 

Муниципальная власть избирается населением. Она действует от имени граждан и в их интересах. Соответственно, население имеет право осуществлять контроль над деятельностью ее органов. Эта возможность реализуется путем обращения в компетентные инстанции с заявлениями, жалобами, письмами. Непосредственную проверку деятельности осуществляет целая система надзорных органов. Они работают как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях.

Контроль и надзор в сфере местного самоуправления - это совокупность способов обеспечения соблюдения законов, иных нормативных правовых актов, в том числе и уставов муниципальных образований в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Контроль и надзор в сфере местного самоуправления можно подразделить на:

– государственный, который осуществляется полномочными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,

– муниципальный (внутри), заключающийся в возможностях одних муниципальных органов и должностных лиц в отношении других.

Как правило, контроль и надзор нацелены на то, чтобы воздействовать на соответствующие органы и должностных лиц местного самоуправления и обеспечить их деятельность на основании нормативных правовых предписаний - без вмешательства в нее. Лишь в некоторых случаях законодатель разрешает контролирующему органу взять на себя выполнение задач вместо соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления - как исключительную меру, вводимую по обозначенной законом процедуре и лишь на определенный срок.

Существуют следующие основные виды муниципального контроля в муниципальном районе: экологический, бюджетный, правовой, а также надзор за исполнением работ. В уставы МО включаются соответствующие положения об их формах.

Статья 17.1. Муниципальный контроль (введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

 

(из конспекта)

Контрольная функция заложена в уставы субъектов муниципальных образований. что является объектом контроля?

В сфере местного самоуправления объектами контроля являются:

– органы местного самоуправления и принимаемые ими акты;

– решения, принятые органами местного самоуправления на референдуме;

– решения предоставленные органами муниципальной власти для решения в муниципальном образовании

 

субъектами контрольной деятельности явл.:

– население муниципального органа

– органы местного самоуправления

– органы госвласти РФ

– органы, осущ контрольно-надзорную деятельность

– судебные органы

 

 

17. Федеральный закон № 131 о структуре огранов местного самоуправления.

 

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Содержит в себе следующие главы:

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления
Глава 3. Вопросы местного значения
Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
Глава 7. Муниципальные правовые акты
Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления
Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество
Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью
Глава 11. Особенности организации местного самоуправления
Глава 12. Переходные положения

 

 

18. Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать своё конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления. Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район).Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

 

19. Исполнительные органы местного самоуправления

органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).

Местная администрация (от лат. administratio – управление, руководство) – исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции:

1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов;

2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение;

3) управление муниципальной собственностью;

4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся:

1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители);

2) аппарат администрации;

3) департаменты, управления, комитеты;

4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации выполняет следующие функции:

а) организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования;

б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

в) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации;

д) организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования;

е) заключает договоры, соглашения;

ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной администрации может быть:

1) глава муниципального образования;

2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

 

20. Классификация органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления классифицируются по различным призна­кам

По способу образования и делегирования полномочий они делятся на выбор­ные и другие. Первые отличаются тем, что население напрямую наделяет их полно­мочиями по решению вопросов местного значения. Вторые создаются для обеспе­чения этих полномочий и могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (муниципальные комиссии: административная, жилищ­ная и пр.). Выборные органы получают полномочия непосредственно от населе­ния, т. е. выборы являются не только способом образования органов, но и спосо­бом наделения их полномочиями. Органы, формируемые иными способами, получают свои полномочия чаще всего от выборных органов.

По назначению органы местного самоуправления делятся на органы общего и специального назначения (или органы с широкой и узкой специализацией). Под первыми понимаются те органы, деятельность которых распространяется на все или большую часть сфер деятельности местного самоуправления (представитель­ный орган, администрация, а также такие органы, как, например, финансовый орган или орган по управлению муниципальной недвижимостью). Под вторыми понимаются «отраслевые» органы, занимающиеся одной или несколькими сфе­рами муниципальной деятельности (например, городской транспорт, образова­ние, культура и т. д.).

Деление по исполняемым полномочиям вытекает из классификации самих полно­мочий местного самоуправления, которые подразделяются на следующие группы:

♦ собственные полномочия по решению вопросов местного значения, выпол­няемые в обязательном порядке согласно Конституции РФ, федеральным и региональным законам;

♦ полномочия, делегированные органами государственной власти федераль­ными или региональными законами;

♦ добровольные полномочия, порученные населением муниципального обра­зования или реализуемые муниципальной властью по своему усмотрению. Последние связаны, например, с кооперированием муниципальных образований, с выполнением договоров (в том числе с зарубежными партнерами), членством в различных ассоциациях, союзах и т.­В зависимости от способа принятия решений органы местного самоуправле­ния подразделяются на коллегиальные и единоличные. Коллегиальное принятие решений характеризует саму суть выборных органов. Оно целесообразно, если решения имеют принципиальное значение для муниципального образования, а также в тех случаях, когда со стороны населения возможны предположения о предвзятом отношении или личном интересе должностного лица (например, предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т. п.). Такие решения могут приниматься специально создаваемыми коллегиальными органами.

В то же время вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно решаются на основе единоначалия, когда конкретными сферами деятельности управляют профессионалы, несущие ответственность за результа­ты этой деятельности.

По типу исполняемых функций органы местного самоуправления делятся на представительные (проектная функция) и исполнительные (программная фун­кция). Представление интересов заключается в их выявлении, агрегировании, аккумулировании, принятии программы (проекта) развития муниципального об­разования (отсюда термин «проектная функция») и правовых актов, необходи­мых для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разра­ботки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления («программная функция»), направленной на осуществление проекта. Этим ти­пам функций соответствуют основные типы органов местного самоуправления — представительные и исполнительные.

С точки зрения данной классификации можно охарактеризовать каждый орган местного самоуправления. Например, комитет по социальной политике является: по способу образования — формируемым на основе назначения, по назначению — органом специального назначения, по полномочиям — исполняющим и соб­ственные, и делегированные полномочия, по способу принятия решений — кол­легиальным, по типу исполняемых функций — исполнительным. Однако такое разделение достаточно условно и практически по всем классификационным при­знакам возможны варианты частичного или даже полного совмещения разно­родных функций в одном органе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: