ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тольятти, 2015г.
ОДОБРЕНО Методическим советом ГАПОУ КТиХО Протокол № _ 00 _ от «_ 00 _» __ ааааааааа _ 2015г. | РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол № _ 1 _ от «_ 28 _» _ августа _ 2015г. |
Автор (составитель): | К.И. Чебачева, преподаватель истории |
Обществознание / методические указания по выполнению практических работ/ ГАПОУ КТиХО, 2015г.,. | |
Рецензент(ы): | Л.М. Чеботарь, преподаватель высшей квалификационной категории |
Практические работы, представленные в данном сборнике, разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание» для студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям технического профиля: 51.02.01 Народное художественное творчество (хореографическое творчество), 54.02.01 Дизайн (в области культуры и искусства), 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).
|
|
Методические указания по выполнению практических работ будут полезны как студентам, так и преподавателям, для организации текущего контроля по обществознанию.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | |
Практическая работа № 1 «Глобализация» | |
Практическая работа № 2 «Искусство и его роль в жизни людей» | |
Практическая работа № 3 «Типы экономических систем» | |
Практическая работа № 4 «Семья в современной России» | |
Практическая работа № 5 «Формы государства» | |
Практическая работа № 6 «Права и обязанности человека и гражданина» | |
Порядок оформления отчета по практической работе | |
Приложения |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель составления данного сборника - сформировать у студента навыки работы с информационными ресурсами и целостного представления о теориях, идеях и концепциях науки об обществе и социализации ответственной личности.
Практические работы содержат открытые вопросы, таблицы, тексты. Для выполнения практических работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы студент должен внимательно ознакомиться с заданиями и балльной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки заданий практической работы № N» На основании изученной информации студент должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.
|
|
Практические работы, выполненные в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники (см.. раздел «Порядок оформления отчета по практической работе» и Приложение 1).
Практическая работа № 1
«Глобализация»
Цель: закрепить полученные знания об глобальных проблемах современности; совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся;
Задание 1. Допишите недостающие понятия.
• Наиболее характерными чертами глобализации являются:
формирование единого мирового экономического пространства;
......................................,
......................................,
формирование единого языка;
унификация культуры;
......................................,
......................................,
• Глобальными проблемами являются:
предотвращение мировой ядерной войны;
......................................,
истощение природных ресурсов;
преодоление экологического кризиса;
......................................,
......................................,
распространение опасных, неизлечимых болезней;
......................................,
......................................,
Задание 2. Исправьте ошибку в предложениях.
• С распадом колониальной системы взаимодействие народов уменьшилось за счет усовершенствования средств сообщения.
• На современном этапе всемирно-исторического процесса приостанавливается интернационализация общественной жизни.
• В настоящее время на нашей планете не складывается общечеловеческая цивилизация, ветвями, подвидами, модификациями которой являются все ныне существующие общества и культуры.
• В настоящее время мы можем говорить о формировании многополюсного мира.
• Отсутствие взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название «глобализация».
• С конца ХХ в. постепенно появляется территориальность как принцип организации экономической и культурной жизни.
• В настоящее время в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают против сохранения национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.
• Глобальные проблемы порождены равномерностью общественного развития, равноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами
Задание 3. Прочитайте текст. Сформулируйте определение понятия «развивающиеся страны». Почему, по мнению автора, разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличивается? Какие проблемы типичны для развивающихся стран? К какому
типу стран - развитых («ядро») или развивающихся («периферия») - можно отнести современную Россию? Обоснуйте свой
Т. Шанин: «Я полагаю, что характеристика страны как развивающейся связана с рядом внутриструктурных и внешнеструктурных факторов. К последним относится то, что страна оказывается завязанной в мир, где мошны е индустриальные страны завладели
рынками и развитыми технологиями. И эта страна не может догнать их не потому, что не прилагает к этому усилий, но потому, что не может сделать этого без тех стран, в которых уже создана аза для быстрого развития. В свое время, в 50-е гг., считалось, что отставшие страны должны догнать ушедших вперед, поскольку первые могут учиться и многое перенимать у вторых. Но выяснилось, что не все так просто. В ушедших вперед странах создается база развития, а в тех, что отстали, возникает структура отставания. В результате более вероятно не устранение разрыва, а дальнейшая поляризация развитых и развивающихся стран.
С другой стороны, внутри страны из-за усилий пробиться вперед складывается сильный раскол между очень развитыми социальными технологическими формами и очень отсталыми. И этот раскол задерживает развитие страны. Подобная ситуация весьма
|
|
типична. Например, половина Бразилии - это крестьяне, обрабатывающие свою землю
вручную. Невдалеке же нередко расположены самые современные крупные заводы. В Рио-де-Жанейро внизу - необыкновенное богатство, а поднимаешься наверх совершенно
другой мир. То есть для развивающихся стран типична низкая интеграция общества, и это накладывает отпечаток на процессы социального развития. Я думаю, что Россия начала ХХ в. вполне вписывается в такое понимание развивающейся страны. С той только разницей, что она была государством с долгой традицией независимости, в то время как большинство нынешних развивающихся стран - бывшие колонии. В начале ХХ в. у России был неплохой шанс перейти из развивающейся в развитые страны. Сейчас у нее встает проблема позитивного включения в мировое сообщество, прежде всего в то, что нынче называют "общеевропейским домом"».
Задание 4. Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах
глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация
выгодна международному терроризму?
О. В. Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал - неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей
с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный
террорист друг от друга практически неотличимы».
Задание 5. Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.
Л.Я. Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими...Бороться с террористами должно государство, но победить их
|
|
может только общество».
Критерии оценки практической работы:
Задания (при полном ответе на все вопросы задания) | Баллы | Примечание |
Задание 1 | ||
Задание 2 | + 10 баллов за логичность и структуру в ответе + 5 баллов за аккуратность в выполнении работы | |
Задание 3 | ||
Задание 4 | ||
Задание 5 |
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | отлично | |
80 ÷ 89 | хорошо | |
70 ÷ 79 | удовлетворительно | |
менее 70 | не удовлетворительно |