Практическая работа № 1. Методические указания

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Тольятти, 2015г.


ОДОБРЕНО Методическим советом ГАПОУ КТиХО   Протокол № _ 00 _ от «_ 00 _» __ ааааааааа _ 2015г.   РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин   Протокол № _ 1 _ от «_ 28 _» _ августа _ 2015г.
Автор (составитель): К.И. Чебачева, преподаватель истории
Обществознание / методические указания по выполнению практических работ/ ГАПОУ КТиХО, 2015г.,.
   
Рецензент(ы): Л.М. Чеботарь, преподаватель высшей квалификационной категории

Практические работы, представленные в данном сборнике, разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание» для студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям технического профиля: 51.02.01 Народное художественное творчество (хореографическое творчество), 54.02.01 Дизайн (в области культуры и искусства), 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).

Методические указания по выполнению практических работ будут полезны как студентам, так и преподавателям, для организации текущего контроля по обществознанию.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка  
Практическая работа № 1 «Глобализация»  
Практическая работа № 2 «Искусство и его роль в жизни людей»  
Практическая работа № 3 «Типы экономических систем»  
Практическая работа № 4 «Семья в современной России»  
Практическая работа № 5 «Формы государства»  
Практическая работа № 6 «Права и обязанности человека и гражданина»  
Порядок оформления отчета по практической работе  
Приложения  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Цель составления данного сборника - сформировать у студента навыки работы с информационными ресурсами и целостного представления о теориях, идеях и концепциях науки об обществе и социализации ответственной личности.

Практические работы содержат открытые вопросы, таблицы, тексты. Для выполнения практических работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы студент должен внимательно ознакомиться с заданиями и балльной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки заданий практической работы № N» На основании изученной информации студент должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.

Практические работы, выполненные в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники (см.. раздел «Порядок оформления отчета по практической работе» и Приложение 1).

 


Практическая работа № 1

«Глобализация»

 

Цель: закрепить полученные знания об глобальных проблемах современности; совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся;

 

Задание 1. Допишите недостающие понятия.

 

Наиболее характерными чертами глобализации являются:

формирование единого мирового экономического пространства;

......................................,

......................................,

формирование единого языка;

унификация культуры;

......................................,

......................................,

 

Глобальными проблемами являются:

предотвращение мировой ядерной войны;

......................................,

истощение природных ресурсов;

преодоление экологического кризиса;

......................................,

......................................,

распространение опасных, неизлечимых болезней;

......................................,

......................................,

 

Задание 2. Исправьте ошибку в предложениях.

С распадом колониальной системы взаимодействие народов уменьшилось за счет усовершенствования средств сообщения.

На современном этапе всемирно-исторического процесса приостанавливается интернационализация общественной жизни.

• В настоящее время на нашей планете не складывается общечеловеческая цивилизация, ветвями, подвидами, модификациями которой являются все ныне существующие общества и культуры.

• В настоящее время мы можем говорить о формировании многополюсного мира.

• Отсутствие взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах получило название «глобализация».

• С конца ХХ в. постепенно появляется территориальность как принцип организации экономической и культурной жизни.

• В настоящее время в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают против сохранения национальных традиций, в том числе в сфере экономики и культуры.

• Глобальные проблемы порождены равномерностью общественного развития, равноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами

 

Задание 3. Прочитайте текст. Сформулируйте определение понятия «развивающиеся страны». Почему, по мнению автора, разрыв между развитыми и развивающимися странами увеличивается? Какие проблемы типичны для развивающихся стран? К какому

типу стран - развитых («ядро») или развивающихся («периферия») - можно отнести современную Россию? Обоснуйте свой

 

Т. Шанин: «Я полагаю, что характеристика страны как развивающейся связана с рядом внутриструктурных и внешнеструктурных факторов. К последним относится то, что страна оказывается завязанной в мир, где мошны е индустриальные страны завладели

рынками и развитыми технологиями. И эта страна не может догнать их не потому, что не прилагает к этому усилий, но потому, что не может сделать этого без тех стран, в которых уже создана аза для быстрого развития. В свое время, в 50-е гг., считалось, что отставшие страны должны догнать ушедших вперед, поскольку первые могут учиться и многое перенимать у вторых. Но выяснилось, что не все так просто. В ушедших вперед странах создается база развития, а в тех, что отстали, возникает структура отставания. В результате более вероятно не устранение разрыва, а дальнейшая поляризация развитых и развивающихся стран.

С другой стороны, внутри страны из-за усилий пробиться вперед складывается сильный раскол между очень развитыми социальными технологическими формами и очень отсталыми. И этот раскол задерживает развитие страны. Подобная ситуация весьма

типична. Например, половина Бразилии - это крестьяне, обрабатывающие свою землю

вручную. Невдалеке же нередко расположены самые современные крупные заводы. В Рио-де-Жанейро внизу - необыкновенное богатство, а поднимаешься наверх совершенно

другой мир. То есть для развивающихся стран типична низкая интеграция общества, и это накладывает отпечаток на процессы социального развития. Я думаю, что Россия начала ХХ в. вполне вписывается в такое понимание развивающейся страны. С той только разницей, что она была государством с долгой традицией независимости, в то время как большинство нынешних развивающихся стран - бывшие колонии. В начале ХХ в. у России был неплохой шанс перейти из развивающейся в развитые страны. Сейчас у нее встает проблема позитивного включения в мировое сообщество, прежде всего в то, что нынче называют "общеевропейским домом"».

 

Задание 4. Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах

глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация

выгодна международному терроризму?

 

О. В. Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал - неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей

с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный

террорист друг от друга практически неотличимы».

 

Задание 5. Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

 

Л.Я. Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими...Бороться с террористами должно государство, но победить их

может только общество».

 

Критерии оценки практической работы:

Задания (при полном ответе на все вопросы задания) Баллы Примечание
Задание 1  
Задание 2   + 10 баллов за логичность и структуру в ответе + 5 баллов за аккуратность в выполнении работы
Задание 3  
Задание 4  
Задание 5  

 

 

Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100   отлично
80 ÷ 89   хорошо
70 ÷ 79   удовлетворительно
менее 70   не удовлетворительно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: