Виды толкования по субъектам

В зависимости от юр последствий, к которым приводит толкование: официальное и неофициальное. Официальное проводится гос органами и должностными лицами, общественными организациями и результаты закрепляются в спец акте и имеют общеобязательное значение для всех субъектов права. Такое толкование является юр-и значимым и вызывает юр последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение. Оф толкование может быть аутентичным (авторским) и легальным (разрешенным). Аутентичное состоит в том, что толкование исходит от органа издавшего закон (норму). Разрешение не нужно так как толкование основано на правотворческой функции органа. Субъектами такого толкования может быть любые правотворческие органы.

Легальным толкованием занимаются органы, которые не издавали норму, но имеют право ее толковать. Таким правом обладает кс рф по толкованию конституции.

Официальное толкование может быть нормативным (общим) и казуальным. Смысл нормативного состоит в том, что оно предназначается для общего рук-ва в процессе применения права и относится к неограниченному числу случаев. Однако оно НЕ СОЗДАЕТ НОВЫХ НОРМ. Признаки: обязательность, общий характер, возможность неоднократного использования. Казуальное сводится к толкованию нормы по поводу конкретного случая и характеризуется однократным использованием. Например разъяснение судьей правовой нормы участникам дела.

Неофициальное дается субъектами, не обладающими полномочиями толкования правовой нормы. Они осуществляют разъяснение в форме рекомендация или советов, поэтому нет юр обязательного значения, властной юр силы. Такое толкование может быть обыденным, профессиональным, доктринальным. Обыденное- может осуществлять любой субъект права. Профессиональное - дают юристы-практики. Доктринальное — дается ученными в своих статьях, монографиях.

 

66. Толкование норм права по объёму.

Подразделяется на 3 вида: буквальное (адекватное), ограничительное и расширительное (распространительное).

1.Буквальное толкование - толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, иными словами, дух и буква адекватны.

Таких норм большинство. Конечно, это надо еще установить с помощью внимательного анализа, дабы не допустить ошибки. Однако законодателю не всегда удается полностью совместить дух и букву правовой нормы, и тогда правоприменителю приходится прибегать к расширительному или ограничительному толкованию.

2.Ограничительное толкование- толкование, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например, в ст. 57 Конституции РФ говорится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Но вполне очевидно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане.

3.Расширительное толкование - толкование, когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения. В ст. 120 Конституции закреплено: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Получается, что другим нормативным правовым актам судьи не подчиняются. Однако совершенно ясно, что слово "закон" употреблен здесь в широком смысле - как официальный акт, исходящий от государства,

От расширительного толкования следует отличать близкий к нему институт - толкование права по аналогии, когда широкое значение придается не конкретной норме, а всему праву, и дело решается исходя из его общего духа, принципов, социальной направленности. Здесь особую роль приобретают правосознание, личный опыт и профессионализм судей, ибо интерпретируется и оценивается право в целом. Общие принципы толкования:всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;закон обратной силы не имеет;что законом не запрещено, то разрешено;чрезвычайные законы толкуются ограничительно;законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.

 

67. Способы(приёмы) толкования норм права.

Способы толкования - совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл содержания нормы права и выраженной в ней воле законодателя. Толкование характеризуется элементами творчества. Большинство юристов уверены, что толкование имеет свою технологию. Юристы издавна стремились выработать технику толкования,и совокупность используемых ими средств получила название ЮР-Й ГЕРМИНЕФТИКИ. Без знания юр герминевтики применение права было бы невозможным. Современная наука и практика использует различные приемы и правила толкования. В процессе толкования используются различные знания: 1. о языке; 2. о связях между элементами норм права; 3.о связях толкуемой нормы с другми нормами; 4. знание об условиях реализации.

Толкование способы: языковой, словесный (текстовой), логический, историко-политический, теологический и тд.

1. Языковой способ - разъяснение смысла путем грамматического анализа текста предписания. С грамматической точки зрения – закон - мысль выраженная словами. Языковое толкование - уяснение содержания путем исследования словесных формулировок. Ряд правил: 1. словам и выражениям следует придавать выражение, которое они имеют в литературном языке, если нет основания для иной их интерпретации. В международном праве это именуется «золотым правилом толкования»; 2. если законодатель с помощью легальной дефиниции или иным путем установил значение термина, то именно в этом смысле его и следует употреблять; 3. значение термина для данной отрасли права нельзя распространять на другие.

2.Логическое толкование - интерпретация нормы права на основе законов логики. При данном способе выясняется прежде всего внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех ее элементов - гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможные логические противоречия, когда одно утверждение исключает другое; анализируются и оцениваются иносказания, переносный смысл, соотношение духа и буквы толкуемого правила.

3.Систематический способ - норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения. Это обусловлено системностью самого права, где все нормы тесно взаимосвязаны, расположены в определенном порядке, обладают свойством иерархичности (по своей юридической силе), зависят друг от друга.

4. Историко-политическое толкование обязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма, - не отпали ли эти условия, не изменилась ли принципиально политическая и экономическая ситуация. Важно выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость.

5.Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится "растолковывать" тем, кто в них не сведущ, кто не является специалистом в данной области.

6.Телеологические (целевое) толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт. Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле, но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности.

 

Методичка

71. Понятие и основные признаки принуждения. Виды принуждения + методичка

В системе средств обеспечения охраны интересов гос-ва, общества, личности, законности и правопорядка в стране важное место наряду с убеждением принадлежит государственному принуждению, как одному из основных методов гос-ого руководства обществом и правового регулирования общ-х отношений.

Принуждение, как атрибут гос власти существует тысячелетиями. Оно является спутником человечества, любой человеческой организации и особенно гос-й. Однако не смотря на свой почтенный возраст, принуждение далеко не изучено и не осмысленно.

Гос принуждение - один из ресурсов гос власти в условиях всех исторических и современных государств, обеспечивающих силу гос-ва. Вместе с тем любое гос-во основано на определенной системе гос-ого принуждения, и, как справедливо отмечается вюр литературе, власть, непременно, предполагает принуждение, а в определенных ситуациях, сила может служить единственным основанием власти (пример, Украина). Факторы, обуславливающие сохранение и расширение гос-ого принуждения:

во-первых, гос-е принуждение остается средством решения разного рода традиционных соц-х конфликтов.

Во-вторых, востребованность в распределении гос-ого принуждения обусловлено резким обострением в конце 20 века- начале 21 века проблем терроризма в современном мире. Невероятная жестокость, масштабы насилия характеризуют террористические акты, как действия приносящие массы жертв.

В-третьих, по состоянию на 20-21 столетия, гос-е принуждение используется международным сообществом, как инструмент обеспечения международной стабильности (Ливия, Ирак, бомбежка Югославии)

ПРИЗНАКИ СТР 54 ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: