Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди и малые социальные группы, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На разных возрастных этапах состав таких групп специфичен. Так, по отношению к юношеству таковыми выступают родители, другие родственники, сверстники, соседи, педагоги. Далее в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Молодежная субкультура также является агентом социализации и воздействует на молодёжь при помощи стилизованного механизма социализации, который действует в рамках определенной субкультуры. Как было сказано в 1.1, под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него [25, с. 125–126].
|
|
Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности и ценностные ориентации субкультура влияет на отношение ее носителей к миру, на их самосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т. п.
Субкультурное влияние проявляется через следование моде, использование жаргона, что оказывает прямо организующее влияние на речь, стиль, построение образов у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию молодежи идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. Музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, чувства и ощущения, которые невозможно передать словами. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде, поведении и даже взглядах на жизнь [47, с. 71].
Субкультура играет роль своеобразного буфера, в котором молодежь восполняет недостаток социализации, приобретает недостающие навыки, осваивает социальные роли. Вместе с тем, свободный поток любой информации, отсутствие объективных критериев при ее усвоении молодыми людьми создают ситуацию риска, при которой молодые люди усваивают антисоциальные и деструктивные нормы поведения.
|
|
Еще одним, более продвинутым вариантом в разрешении проблем воздействия молодежной субкультуры можно назвать создание искусственных движений на основе выявленных особенностей жизни разных типов молодежной субкультуры. Этот вариант представляется особенно привлекательным еще и потому, что позволяет заранее создавать безопасную для общества систему норм и ценностей, на которые будет ориентироваться молодежь. Однако и в этом случае остается проблема уже существующих движений. Кроме того, при опоре на неформальные признаки и свойства субкультуры, которые известны исследователям и на основании которых создавалась бы искусственная субкультура, последняя, вероятней всего, очень быстро потеряла бы свой субкультурный статус и стала формальной.
Но не все субкультуры одинаково позитивно влияют на развитие и социализацию молодежи в обществе. В моменты значительных потрясений и переломов, периодически возникающих в процессе развития любого общества и связанных с деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия [43, с. 41].
Молодежный экстремизм как массовое явление последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.
Однако попытаемся взглянуть на данную проблему с другой стороны. По некоторым данным можно предположить, что взрыв молодежного экстремизма обусловлен происходящей ныне коренной ломкой стереотипов поведения, складывавшихся веками и освященных культурой [25, с. 67].
Смена культурных эпох влечет за собой четкую смену стереотипов и норм поведения. Наиболее болезненными оказываются пограничные области, когда старые стереотипы уже не отражают изменившейся реальности, но еще продолжают существовать в жизни старшего поколения и навязываются молодым традиционной системой воспитания и образования [18, с. 54].
Тотальный кризис конца XIX – начала XX вв. был связан с тем, что классическая европейская культура исчерпала свои функции так же, как в свое время исчерпала их культура ритуальная. Общество оказалось на пороге существования, не связанного нормой, а, следовательно, и законом [28, с. 48].
На протяжении длительного периода противостояние «отцов» и «детей» происходило по одному из периферийных личностных признаков при преемственности признака доминирующего стремления к постоянству. Естественным образом сохранялись и стереотипы поведения, область которых изменялась и обогащалась за счет периферии.
Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения жизни, а, вместе с этим, отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру [21, с. 38].
У молодежи, воспитанной в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточном развитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение с осмысленной целостной картиной мира [17, с. 114].
|
|
Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс. Врожденные способности обусловливают у них высокую скорость постижения жизни и наработки навыков ориентирования в постоянно меняющемся мире [28, с. 115].
Субкультурные объединения влияют на молодежь тем, что это не государственное движение и в него может присоединиться любой, они свободны в реализации своих целей, принципов, морали.
Таким образом, особенностью субкультурных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы [ 25, с. 77].
Субкультурные объединения молодежи можно классифицировать по направлениям их деятельности и другим основаниям (подробно об этом анализировалось в параграфе 1.3). Но следует отметить, что присоединение к субкультурному молодежному объединению – нормальный и закономерный выбор молодого человека.
Исходные мотивы, приводящие его в субкультурные группы, оцениваются исследователями как естественные для данного возраста. Так, И. П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности молодежи в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же, как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы» [27, с. 43].
|
|
Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо молодой человек обычно вынужден присоединяться к той группе, которая доминирует на территории его проживания (социализации).
Наиболее распространенными причинами вступления в такие группы молодежи стали одиночество, непонимание родителей, обособленность, подражание, группирование, свобода, эмоциональная насыщенность общения, стремление компенсировать недостатки традиционных институтов и школы. При этом, как отмечает современная молодежь, вовлеченная в деятельность подобного рода субкультурных объединений, им нравятся такие черты характера членов объединения как умение постоять за себя (54%), смелость (40%), независимость (35%) (см. рис. 2.1).
Отличительной чертой общения молодежи во многих субкультурных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, определяет ценности и образ жизни группы.
Рисунок 2.1 – Мнение молодежи о привлекательных для них чертах характера членов субкультурных объединений, (в %)
По результатам исследования, проведенного при участии автора в январе 2013 года[1] видно, что основным мотивом, побуждающим молодых людей стать представителем той или иной субкультуры, является потребность в друзьях, желание обрести единомышленников (35,1%). Во-вторых, это мода; скука, поиск более интересного проведения досуга; конфликты в семье и в кругу сверстников (по 26,4%). В-третьих, это интерес к идеологии субкультуры (25,6%) и потребность в эмоциональных впечатлениях (19,3%) (см. рис. 2.2).
Где: 1 – интерес к идеологии субкультуры; 2 – потребность в друзьях, желание обрести единомышленников; 3 – мода; 4 – скука, поиск более интересного проведения досуга; 5 – стремление познать необычное; 6 – потребность в эмоциональных впечатлениях; 7 – конфликты в семье и в кругу сверстников; 8 – возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях; 9 – желание уйти от постоянного надзора родителей, педагогов.
Рисунок 2.2 – Распределение ответов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, побуждает молодых людей стать представителем той или иной субкультуры?», (в %)
Результаты исследования свидетельствуют о том, что существуют различия в позициях респондентов в отношении мнения о мотивах, побуждающих молодых людей стать представителем той или иной субкультуры в зависимости от вида деятельности. Так, для школьников в большей степени значимы такие мотивы как интерес к идеологии субкультуры, конфликты в семье и в кругу сверстников, желание уйти от постоянного надзора родителей, педагогов. Для студентов и работающей молодежи в большей степени значимы такие мотивы как скука, поиск более интересного проведения досуга, потребность в эмоциональных впечатлениях. Студенты в большей степени, чем участники других групп, становятся представителями молодежных субкультур из-за моды (см. рис. 2.3).
Где: 1 – интерес к идеологии субкультуры; 2 – потребность в друзьях, желание обрести единомышленников; 3 – мода; 4 – скука, поиск более интересного проведения досуга; 5 – стремление познать необычное; 6 – потребность в эмоциональных впечатлениях; 7 – конфликты в семье и в кругу сверстников; 8 – возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях; 9 – желание уйти от постоянного надзора родителей, педагогов.
Рисунок 2.3 – Распределение ответов на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, побуждает молодых людей стать представителем той или иной субкультуры?» в зависимости от вида деятельности, (в %)
Изменение предмета коммуникации, и особенно, появление постоянного предмета ее является зачастую первый симптом культурных перемен на микросоциальном уровне. Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственное отнюдь не только молодежному возрасту. Более того, некоторые субкультурные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи.
Анализ роли субкультурных объединений молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции они выполняют в развитии общества, и какое влияние они оказывают на молодежь.
Прежде всего, сам слой «субкультурности» как общественной активности никогда не исчезнет с горизонтов развития человеческого сообщества. Анализируя роль молодежных объединений необходимо правильно оценивать состояние субкультурного движения молодежи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор молодым человеком своего социального окружения и партнера. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодежную среду, провоцируют молодежь к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.
При этом важнейшая функция субкультурного молодежного объединения заключается еще и в том, что молодежные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими зонами общественной жизни и ее центром – основными социально-экономическими и политическими структурами [9, с. 44].
В современных условиях развития украинского общества, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом. Вероятно, это и стало причиной возникновения и широкого распространения молодежной субкультуры [8, с. 123].
Существует мнение, что главное для молодежи в неформальных группах – это возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: такая причина стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, об этом говорит лишь чуть более 7%. Около 5% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11% самое главное – это условия для развития своих способностей, возникающие в субкультурных объединениях [9, с. 78].
Анализируя вопросы, связанные с ролью субкультурных объединений и их влиянием на молодежь, интересными, на наш взгляд, являются результаты исследования, проведенного сотрудниками лаборатории проблем высшей школы Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» в 2009 году. Опрошено 839 чел. – представители молодежи. Распределение по полу: 42% юношей и 58% девушек. Средний возраст опрошенных составил 23,5 года, при этом минимальный 18 лет, максимальный 29 лет. Одной из задач данного исследования была попытка измерить отношение к современным молодежным субкультурам и движениям (см. табл. 2.1).
Среди ответивших из числа опрошенной молодежи на вопрос «Как Вы относитесь к современным молодежным субкультурам и движениям?» в среднем около 3% относится положительно к различным представителям современных молодежных субкультур и движений, и сами являются участниками некоторых из них. 15% опрошенной молодежи относится положительно к различным представителям современных молодежных субкультур и движений, но сами к ним не принадлежат (положительное отношение в большинстве случаев касается представителей R’n’b-культуры (35,4%); хип-хоп-культуры (30,8%), т. е. танцевальных направлений; футбольных фанатов (30,1%) и байкеров (26,3%)).
Таблица 2.1
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к современным молодежным субкультурам и движениям?», (в %)
Положительно, сам принадлежу к субкультуре | Положительно, но к ним не принадлежу | Безразлично | Отрицательно, не одобряю их существова-ние | Кое-что о них знаю, но мнение не сложилось | Ниче-го о них не знаю | |
Панки | 4,1 | 15,3 | 43,3 | 25,0 | 7,5 | 4,8 |
Альтернативщики | 3,7 | 18,2 | 42,2 | 10,9 | 9,3 | 15,7 |
Эмо | 1,2 | 11,4 | 39,5 | 27,6 | 6,1 | 14,2 |
Металлисты | 3,0 | 14,7 | 44,0 | 26,5 | 6,1 | 5,7 |
Готы | 1,3 | 10,7 | 41,1 | 29,3 | 7,1 | 10,5 |
Байкеры | 1,5 | 26,3 | 43,9 | 15,6 | 8,3 | 4,4 |
Скинхеды | 0,4 | 6,9 | 25,5 | 54,2 | 4,9 | 8,1 |
Гопники | 1,8 | 4,9 | 26,2 | 48,5 | 4,7 | 13,9 |
Хип-хоп | 6,6 | 30,8 | 40,6 | 11,9 | 4,8 | 5,3 |
R’n’b | 8,2 | 35,4 | 35,2 | 11,1 | 3,8 | 6,3 |
Растаманы | 2,6 | 15,1 | 39,2 | 24,2 | 4,9 | 14,0 |
Сатанисты | 1,0 | 5,4 | 23,6 | 57,8 | 3,6 | 8,6 |
Ролевики | 1,0 | 17,9 | 39,9 | 13,7 | 5,9 | 21,6 |
Толкиенисты | 1,3 | 12,8 | 36,5 | 12,9 | 6,8 | 29,7 |
Индустриальщики | 1,6 | 7,2 | 38,8 | 11,3 | 7,6 | 33,5 |
Фрики | 1,6 | 5,4 | 30,3 | 16,5 | 7,1 | 39,1 |
Fetish/BDSM | 1,0 | 5,7 | 30,7 | 20,1 | 6,2 | 36,3 |
Паркуры | 1,4 | 15,1 | 31,5 | 9,8 | 5,3 | 36,9 |
Диггеры | 1,5 | 9,1 | 33,7 | 10,7 | 6,4 | 38,6 |
Футбольные фанаты | 12,0 | 30,1 | 37,5 | 11,4 | 3,0 | 6,0 |
16% ничего не знают о современных молодежных субкультурах и движениях, особенно это касается таких субкультур молодежной направленности как фрики (39,1%), диггеры (38,6%), паркуристы (36,9%), фетиш (36,3%), индустриальщики (33,5%), толкиенисты (29,7%) и ролевики (21,6%). Возможно, это связанно с тем, что данные субкультуры на тот период времени имели слабые позиции среди молодежи, так как только относительно недавно стали набирать «поклонников» в молодежной среде. Около 6% кое-что знают о современных молодежных субкультурах и движениях, но мнение в их отношении не сложилось.
В 2009 году в среднем 36% респондентов безразлично отнеслись к современным молодежным субкультурам и движениям, 23% − выразили отрицательную позицию по отношению к ним. В большинстве выборов не одобряют существование таких субкультур как сатанисты (57,8%), скинхеды (54,2%), гопники (48,5%), т. е. субкультур асоциальной направленности. Такая же тенденция сохраняется и до настоящего времени.
По результатам исследования 2013 года, видно, что отношение к представителям современных молодежных субкультур в той или иной степени изменилось. Так, в целом положительно относятся к ним около 25% респондентов, но не принадлежат ни к одной молодежной субкультуре (что на 10% больше по сравнению с результатами опроса 2009 г.). Около 5% выразили положительное отношение и принадлежность к молодежным субкультурам.
В 2013 г. 46% респондентов безразлично отнеслись к современным молодежным субкультурам и движениям, что на 10% больше, чем в 2009 г.; и 13% − выразили отрицательную позицию по отношению к ним, что на 10% меньше по сравнению с результатами предыдущего опроса. При этом, третья часть респондентов в числе своих друзей имеет представителей молодежных субкультур (чаще всего – это готы, панки, рокеры, байкеры, хиппи, эмо, реперы, анимешники, металлисты; и представители асоциальных субкультур: скинхеды, националисты, неофашисты).
Таким образом, субкультурные объединения влияют на процесс социализации молодежи, на выстраивание отношений в обществе между различными социально-демографическими группами, на взаимоотношения с окружающим миром. Однако, не всегда это влияние позитивно. В зависимости от своей направленности и парадигм, субкультуры могут так же оказывать и негативное воздействие на социализацию молодого человека и провоцировать конфликты поколений, межсубкультурные и межрасовые конфликты. Но главным парадоксом молодежных субкультур является то, что молодой человек обращается к определенной субкультуре, чтобы выделится из толпы, занять свою нишу в социуме, а в итоге получается стирание границ индивидуальности, он попадает под массовизацию и шаблонность культуры [25, с. 71].