Всероссийский профессиональный конкурс

«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА 2013»

14 ноября 2013 День четвертый: десять «спиритических сеансов»

Идут мастер-классы лауреатов. Десять откровений, десять приглашений заглянуть в «святая святых» профессионалов, которые вышли в третий тур Всероссийского конкурса «Воспитатель года-2013».

Первой заворожила зал воспитатель 18-го детского сада комбинированного вида Санкт-Петербурга Наталья Загер. Даже название было загадочным: «И не друг, и не враг. А как?». Речь с залом, а затем с коллегами на сцене шла об увлечении компьютерными играми, которое постигло многих подростков, да и взрослых людей. Но тема была лишь поводом для того, чтобы продемонстрировать серию приемов, с помощью которых можно оценить обстановку и решить проблему, – ассоциативный ряд, «копилка», «галерея образов», «коллаж» и другие. Наталье Николаевне удалось взглянуть на эту широко обсуждаемую проблему неожиданно объективно, увидеть не только традиционные минусы, но и плюсы компьютерных игр.

В титрах следующего шедевра – имя воспитателя детского сада комбинированного вида «Пчелка» станицы Брюховецкой Евгении Бескоровайной. Она разделила своих коллег в зале на группы и по очереди вызывала их на сцену, чтобы продемонстрировать с их помощью систему психолого-педагогической поддержки ребенка. Художники занимались авторскими кинезиологическими «рисовалками». Садовники пришнуровывали «яблоки» в «дереву». А за всеми манипуляциями наблюдал макет человека с огромным языком, ушами и другими гипертрофированными частями тела, которые могли бы быть так развиты и у нас, если бы тело повторяло ситуацию развития различных отделов мозга.

Нестандартное оборудование привезла с собой на конкурс Татьяна Рослякова, воспитатель Центра развития ребенка – детского сада «Гнездышко» Ненецкого автономного округа. Это парашют и «волшебные палочки» - мягкие, разноцветные трубки, из которых можно сделать что угодно, даже геометрические фигуры. Все эти вещи для учителя – средство интеграции образовательных областей. А для ребенка? Воспитатели поломали над этим головы, но придумали, как использовать это оборудование для развития ребенка, обучения коммуникации и даже не музыкальных занятиях.

Конечно, всем был интересен следующий автор мастер-класса – единственный на конкурсе мужчина, воспитатель детского сада комбинированного вида «Страна чудес» Новоуральска Свердловской области Олег Скотников. Название его «фильмы», как говорили на заре кинематографа, привлекло зрителей – «Очеловечивание ребенка». Оказалось, что в поисках оригинальных и эффективных способов компенсации нарушений речи у детей Олег Александрович набрел на удивительную страну – Колобколандию. В ней живет Колобок и другие сказочные зверюшки. Поселились они в домике три на три квадрата. Игра со зверятами помогает детям учиться ориентироваться в пространстве, развивает речь, причем не только громкую, но и внутреннюю.

Красноярск выдвинул на конкурс яркого «режиссера», а вернее воспитателя детского сада №140 комбинированного вида Оксану Морозову. Оксана Юрьевна больше всего любит снимать в своих «фильмах», то есть брать с собой к детям собственноручно изготовленных мягких кукол. И это не просто куклы, это сибиряк Енисей, сибирячка Ангара, эвенка Синельга – очаровательные создания представляют практически все национальности Красноярского края. Дети с куклами играют в народные игры, разговаривают с ними, в общем, используются эти игрушки для вполне серьезных задач.

Развивать детские творческие способности можно по-разному. Один из способов – рисование. Одна из необычных, нетрадиционных техник – рисование на воде или эбру. Ирина Власова, воспитатель гимназии №1409 Москвы, доказала, что выражение «вилами на воде писано» не так однозначно, как может показаться… Использовав воду со специальным загустителем, кисть, краски и вязальную спицу, Ирина Тимофеевна нарисовала такой пейзаж, что зал даже не ахнул, а замер, засмотревшись на эту красоту…

Пригласив коллег на свой мастер-класс по английскому языку, педагог дополнительного образования детского сада «Северное сияние» Ханты-Мансийского автономного округа Елена Сазонова предложила им сначала оценить свои способности в этой сфере, наполнив стаканчики конфетами. Оценка оказалась в целом не очень высокой… Но после занятия, на котором воспитатели сумели выучить и весьма точно рассказать несколько английских фраз, она существенно повысилась. А все благодаря использованию нехитрой техники, когда учитель не только говорит, но и показывает жестами слова и целые предложения.

Трое коллег Шолбан Хомушку, воспитателя детского сада №29 города Кызыла Республики Тыва, во время ее мастер-класса создавали игровые мультимедийные презентации с эффектом анимации. И на какую интересную тему! Они сочиняли сказки, но не привычные, а с новыми сюжетами, с героями, взятыми из разных традиционных историй. Называлась это «Салат из сказок». Зал искренне хохотал, когда участники мастер-класса начали озвучивать свои «произведения», больше похожие на анекдоты…

Елена Савельева, воспитатель детского сада комбинированного вида №32 Мурманска, демонстрировала коллегам преимущества методов ТРИЗ, а точнее – мозгового штурма. Весь зал предлагал варианты решения следующей проблемы: как Вовочке полакомиться яблоком, если в саду живет злая собака? Две группы на сцене решения записывали, анализировали и выбрали лучший вариант – подружиться с хозяином: и друга приобретешь, и яблоко съешь.

Заключительный мастер-класс – это всегда непросто, тем более для автора сего «последнего сеанса». Но музыкального руководителя детского сада комбинированного вида №147 Челябинска Светлану Солодову это совсем не смутило. Она спокойно, легко и весело развивала у всех присутствующих чувство ритма. Оказывается вся окружающая обстановка детского сада может стать большим развивающим пособием. Светлана Юрьевна. познакомила нас с уникальным пособием – ритмическими шахматами, научила ими пользоваться. Мы играли в игру «Ритмическое эхо». А когда коллеги на сцене исполнили мелодию на ложках, а зал прочеканил «От топота копыт пыль по полю летит», получился слаженный номер – хоть сейчас на гастроли можно ехать! «Не возникло ли у вас желания прямо завтра использовать ритм в своей работе?» - спросила Светлана. Конечно, возникло!

15 ноября 2013 День пятый:

А начался стол с блиц-вопросов. Такого, например: «Что вы почувствовали, когда поняли, что вы в «десятке»?

Целую россыпь эмоций описали конкурсанты! Радость, удовлетворение, озабоченность, шок, самоудовлетворение, ответственность, гордость за свой край, разноцветный фейерверк эмоций и так далее…

Любопытно было услышать искренние истории о том, как воспитатели пришли в профессию. Многие, оказалось, сделали это почти случайно, вслед за своими родными детьми, но нисколько не пожалели о своем выборе и остались после того, как дети вышли из детсадовского возраста. Светлана Солодова из Челябинской области предварительно все свое детство тренировалась на 23… любимых куклах. А Олег Скотников из Свердловской области решил стать педагогом во время длительного плавания на подводной лодке во время службы в армии. Сюжеты для педагогического сериала!

Следующий вопрос Ольги Николаевны Максимович вернул воспитателей ко дню сегодняшнему. Касался он отношения конкурсантов к новому Закону «Об образовании в РФ», согласно которому дошкольное образование стало отдельным уровнем российского образования. Вся «десятка» обнаружила не просто знание закона, но и глубокое его понимание, а также умение применить на практике. «Нужно выстраивать индивидуальный маршрут каждого ребенка, и для этого у педагога есть целый инструментарий. Надо воспитывать самостоятельность детей», - сказала Елена Сазонова из Ханты-Мансийского АО. Жаль только, что родители строят свой заказ в прежних формах - хотят, чтобы детей в первую очередь научили читать и писать… Права москвичка Ирина Власова: «Не ускорять развитие ребенка!». Права петербурженка Наталья Загер: «Детство ради детства!». Права Татьяна Рослякова из Ненецкого АО: «Важно сохранить почемучек, которые приходят в детский сад…». «Не ребенок должен готовится к школе, а школа должна готовиться к ребенку. ФГОС дошкольного образования - стандарт поддержки развития детства», - убеждена Елена Савельева из Мурманской области.

Дальше воспитателям предложили назвать конкретные методы, которые они используют во время педагогических мероприятий. Лауреаты с удовольствием раскрыли свои профессиональные секреты. Не обошлось без дискуссии. Участница из Краснодарского края Евгения Бескоровайная убеждена, что дети очень любят соревноваться, она убеждена, что в игре обязательно должны быть победители и проигравшие, чтобы малыши научились проигрывать, а победители - утешать проигравших. С ней не согласна ее коллега Елена Сазонова, она исключает соревновательный момент из своих занятий, использует форму фестиваля, где каждый ребенок может показать свои творческие возможности. Оксана Морозова из Красноярского края использует и сюрпризные моменты, и проблемно-поисковый метод, и сюжетно-ролевую игру. Шолбан Хомушку из Республики Тыва считает очень важной задачей развитие коммуникативных навыков, она учит своих ребят договариваться друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: