Как определить способ образования слова и не ошибиться

Русский язык

 

 

 

ЕГЭ

Часть 2 (В)

Сборка теоретических материалов из разных методических источников

 

Год

 

В1.

Задание проверяет умение определять основные способы словообразования.

 

Как определить способ образования слова и не ошибиться

Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо опре­делить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой сло­ва, а не с его грамматическим вариантом.

I. Если в слове один корень:

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приста­вочный.

безопасныйопасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);

соавторавтор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);

измельчитьмельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);

непонятныйпонятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пони­манию»). НО:

постройкастройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — приме-няю 2-ю позицию алгоритма: постройкапостроить (суффиксальный);

— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» —отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяю 2-ю позицию алго­ритма: объявлениеобъявлять (суффиксальный).

2. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс -тъ, то способ образования слова — суффиксальный.

белизна — бел(ый);

поручение — поруч(ить);

уходящийуход(ить).

Помните:

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

— причастия: окруженныйокруж(ить); убегавшийубега(ть); прочитанный — прочита(тъ); жареныйжар(итъ);

— деепричастия: играяигра(ть); прочитавпрочита(ть); прибежав — прибе-жа(ть); отправляясьотправля(ть)ся;

— наречия, оканчивающиеся на -о, -е, без приставок: медленно — медленн(ый); горя­чо — горяч(ий); певучепевуч(ий);

— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): построй­капострои(тъ); побелкапобел(ить); уважениеуваж(ать); заклинаниеза клин(ать); испытатель — испыта(ть);

глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.

 

3. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный.

переносица — нос;

— вчитаться — чита(тъ);

— по-немецкинемецк(ий).

4. Бессуффиксным способом образуются, как правило, существительные, обознача­ющие действие / признак как предмет, путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное) или путем добавления нулевого суффикса: отзывотзывать; отборотбирать; вздохвздыхать; приездприезжать; синь — си­ний; ширь — широкий; взрыввзрывать; подписьподписывать

II. Если в слове два и более корней:

1. При сложении одна или несколько производящих

основ объединяются с помощью

соединительных морфем:

сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;

сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово красный (багровый + красный); языкознание (знание язык(а)).

2. Сложносуффиксальный способ образования характеризуется одновременным сложением нескольких основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено­косилка (сено + кос(итъ) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник).

Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик).

3. Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но­вое слово, состоящее:

из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);

начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэ-ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС[эМЧээС] (Министерство чрез­вычайных ситуаций);

начальных звуков исходных слов: ТЮЗ — [т'ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р'йа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведе-, ние).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: