Тема 11. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Государственный бюджет: расходы и доходы государства
Виды состояний государственного бюджета
Дефицит государственного бюджета и его виды
Концепции государственного бюджета
Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Государственный долг, его виды и последствия
Государственный бюджет: расходы и доходы государства
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:
· на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и
|
|
безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством
· на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение
функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики
· на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату
пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)
Основными источниками доходов государства являются:
- налоги (включая взносы на социальное страхование)
- прибыль государственных предприятий
- сеньораж (доход от эмиссии денег)
- доходы от приватизации
Виды состояний государственного бюджета
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета
2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован
3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.
|
|
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Дефицит государственного бюджета и его виды
Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит.
Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:
dS = G – tY*
где d S – структурный дефицит бюджета, G – государственные закупки, t – налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП.
Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:
dС = d - dS = (G – tY) – (G – tY*) = t (Y* - Y)
где dС – циклический бюджетный дефицит, d - фактический бюджетный дефицит, dS – структурный бюджетный дефицит, G – государственные закупки, t – налоговая ставка, Y –фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП.
Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку при буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.