Развитие бюджетной системы страны

Бюджетная политика государства.

Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.

Она является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется бюджетным посланием Президента РФ, направляемым Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Так как наиболее важным направлением бюджетной политики является сбор бюджетных доходов, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях.

Состояние государственных финансов оказывает сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели:

1. Уровень собираемости бюджетных доходов, в целом, и налогов, в частности.

2. Величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга.

3. Объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета.

4. Величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита.

5. Степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Т.о., разумная бюджетная политика предполагает осуществление её целенаправленного воздействия на экономический рост. Для этого необходима, прежде всего координация действий всех её составляющих (бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики) в направлении на восстановление инвестиционной активности в реальном секторе, проведение жестких мер государственного регулирования роста денежных доходов населения.

В России первые бюджетные росписи доходов и расходов составлялись при Екатерине II в 18 веке. Составление этих росписей было нерегулярным, и ежегодное бюджетное планирование начало осуществляться 1802 года после создания министерства финансов в России.

Годовые бюджетные росписи включали в себя все доходы и расходы государства и утверждались указом императора и были обязательными для всех государственных органов, участвующих в сборе доходов и получающих государственные средства.

Бюджетная система в этих условиях включала в себя только один бюджет – государственный бюджет, который охватывал всю территорию страны.

В таком виде бюджетные отношения просуществовали до начала 60-х годов 19 века. После отмены крепостного права в России была проведена также административная реформа, в результате которой в России были созданы органы местного управления в уездах, а затем в волостях. Эти органы получили ряд функций, которые раньше выполняло государство. В основном это функции, связанные с содержанием социальных объектов. Для осуществления этих функций местные органы были наделены доходами в виде налогов, в основном на недвижимость. Эти органы начали формировать собственную систему бюджетов, которые были независимы, автономны от государственного бюджета.

К началу 70-х годов в России была сформирована классическая бюджетная система унитарного государства, которая включала в себя два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты, уездные и волостные.

В конце 19 века бюджетная система находилась в неустойчивом положении. До начала 90-х годов для государственного бюджета был характерен большой бюджетный дефицит (порядка 30% расходов), но в середине 90-х годов была проведена денежная реформа под руководством министра финансов Витте. В результате этой реформы было осуществлено укрепление доходов государства за счет введения государственной винной монополии. С другой стороны была изменена структура государственного бюджета. Государственный бюджет был разделен на две части, на обыкновенный бюджет и чрезвычайный бюджет.

В обыкновенный бюджет включались все текущие доходы государства, которые существенно возросли за счет введения винной монополии. В расходах учитывались средства, необходимые для содержания государственных ведомств. Как правило, обыкновенный бюджет до 1914 года сбалансировался с большим профицитом.

Чрезвычайный бюджет формировался в основном за счет доходов от государственных имуществ и займов. Расходы были связаны с финансированием государственных железных дорог, в том числе их строительством, государственной почты и других видов государственной собственности. Кроме того, из этого бюджета финансировались расходы на содержание вооруженных сил в период войн. Этот бюджет был как правило дефицитен. Дефицит покрывался за счет профицита обыкновенного бюджета.

До первой мировой войны в целом бюджет был сбалансирован и имелся всегда достаточно большой профицит.

Местные бюджеты исполнялись в пределах поступающих доходов, и поэтому они всегда были бездефицитными. В некоторых крупных городах часть расходов покрывалась за счет выпуска займов, которые, как правило, размещались на внешних рынках.

После начала первой мировой войны резко ухудшилось состояние государственного бюджета за счет того, что уменьшились практически до нулевых показателей поступления по линии монополии. Была запрещена продажа алкогольных напитков, за исключением вин. Для компенсации этих доходов допускалась эмиссия денег. Фактически к началу 1917 года сбор регулярных налогов резко уменьшился, они составляли не более 2% всех расходов, и финансирование расходов осуществлялось в основном за счет эмиссии денежных знаков.

После прихода к власти советского правительства в ноябре 1917 года, годовые бюджеты перестали составляться, и вместо них стали использоваться квартальные бюджетные росписи. Такие росписи были составлены на 1 и 2 квартал 1918 года. Со второй половины 1918 года бюджет перестал составляться. Министерство финансов стало заниматься только выпуском денег в обращение и их распределением между наркоматами.

В этот же период перестали формироваться местные бюджеты. И фактически была ликвидирована бюджетная система государства.

Возрождение бюджетной системы произошло после проведения в 1922 и 1924 годах денежной реформы. Была стабилизирована национальная валюта – червонец. Это позволило восстановить систему денежных налогов, и расходы государства стали финансироваться за счет поступающих налоговых платежей.

Первые бюджеты были составлены в союзных республиках на 1922 год, а после образования СССР в декабре 1922 года был еще сформирован союзный бюджет, общий для всех республик.

Начиная с 1923 года бюджетная система включала в себя два уровня -союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик, входящих в СССР. В этот период эти бюджеты были автономны друг от друга и не объединялись в единый бюджет.

Местные бюджеты в начале 20-х годов не формировались и расходы на содержание местного хозяйства финансировались из бюджетов союзных республик.

Формирование местных бюджетов стало осуществляться только с 1927 года. Эти бюджеты были образованы за счет выделения доходов и расходов из бюджетов союзных республик.

С конца 20-х годов бюджетная система приобрела форму бюджетной системы федеративного государства, состояла из трех уровней и включала в себя автономные союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

В таком виде бюджетная система просуществовала до 1936 года, т.е. до принятия новой конституции СССР, в соответствии с которой была проведена очередная бюджетная реформа. В соответствии с конституцией, бюджетная система стала строиться на основе единства всех звеньев и видов бюджетов.

Начиная с 1937 года, стал формироваться единый консолидированный государственный бюджет СССР, который включал в себя все бюджеты административно-территориальных единиц. Структура бюджетной системы в целом сохранилась и включала в себя три уровня.

В этот же период в состав государственного бюджета был включен еще специальный целевой бюджетный фонд, который до этого был внебюджетным. Это государственный бюджет социального страхования. Он был предназначен для выплаты пособий рабочим и служащим и выплаты пенсий.

В таком виде бюджетная система просуществовала до начала 90-х годов.

После августовских событий 1991 года государственный бюджет СССР был упразднен и вместо консолидированной бюджетной системы СССР на территории РФ, и других государств были сформированы новые государственные бюджетные системы.

В настоящее время в РФ бюджетная система включает в себя федеральный бюджет, который до 1995 года назывался республиканским, и бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты.

При формировании бюджетной системы в начале 90-х годов автономными стали федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, а местные бюджеты остались консолидированы в бюджеты субъектов.

Начиная с 1 января 2000 года, структура бюджетной системы регулируется Бюджетным кодексом РФ.

ТЕМА 2: «БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ»

1. Организационно – правовые основы построения бюджетной системы РФ.

1.1. Субъект и нормы бюджетного права.

1.2. Бюджетный федерализм.

2. Принципы межбюджетных отношений.

3. Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы.

4.Компетенция органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере регулирования бюджетных правоотношений.

  1. Организационно – правовые основы построения бюджетной системы РФ.

Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы РФ, порядок формирования бюджетных доходов и перечень расходов, регламентируют бюджетный процесс, формирование и использование бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспчечн6ия социального и экономического развития страны.

Источники бюджетного права:

1. Конституция РФ.

2. Бюджетный Кодекс РФ.

3. Федеральные законы РФ.

4. Указы Президента РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: