Своеобразие социализации детей в разных типах семей

Тема 3: «Сущность и своеобразие процесса социализации ребенка в семье»

Сущность процесса социализации ребенка в семье.

Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными. С самого начала своей жизни он включен в социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.

Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

На каждом этапе развития личности доминирующим является определенный институт социализации. И в дошкольном возрасте, на стадии ранней социализации, все исследователи указывают на ведущую роль семьи. Первичную информацию об окружающем мире ребенок получает именно в семье. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по двум направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания; по механизму социального научения.

Уникальность и незаменимость семьи в том, что она может передать детям социальный опыт, правильно интегрировать ребенка в большой мир, самый важный институт социализации личности. Лишь семья может полноценно социализировать ребенка, дать ему основу для прочного вхождения в жизнь, способность выбирать, решать за себя и нести ответственность за свои поступки. И напротив, отсутствие опыта семейного воспитания, например, у детей - сирот и детей, воспитывающихся в интернатах, приводит к значительным затруднениям в их социализации.

Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение роли. Семейная гармония и взаимопонимание между супругами напрямую влияет на восприятие детьми их семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей, где образцом будут семейные отношения отца и матери.

Самую первую информацию об окружающем мире ребёнок получает только в семье, где именно отец и мать и являются первыми, кто поставит ребёнка на путь социализации в обществе и тот факт, насколько она будет успешной, зависит только от самих родителей, от их чуткости, терпения, грамотности, нравственности и образованности.

 

 

Своеобразие социализации детей в разных типах семей.

Сегодня все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают признаки дезорганизации семьи, свидетельствующие о кризисе ее развития и увеличение количества неблагополучных семейных союзов. Напомним, что под неблагополучной семьей понимается такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются трудные дети. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые не лучшим образом сказываются на их дальнейшей жизни.

В неполной семье процесс воспитания обычно деформирован. В целом проблема отца, его влияния – одна из ключевых в семейных отношениях вообще. Плохие взаимоотношения с отцом, либо отец отсутствует вообще, либо редко появляется и не занимается ребенком, лишают детей, особенно мальчиков, необходимого для их развития мужского внимания. Отсутствие отца – это отсутствие образца подражания у мальчика и возможности приобрести опыт общения и понимания противоположного пола для девочек. Отсутствие в семье отца, как мужчины является важной предпосылкой отклонений в личностного развития ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей. Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек; затрудняется обучение навыкам общения с представителями противоположного пола. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

По отношению к одиноким матерям, старающимся найти утешение в воспитании ребенка, но не всегда умеющим это хорошо делать, эффективной может быть следующая тактика педагога:

▪ демонстрировать свою поддержку одинокой матери в ее стремлении быть хорошим воспитателем своего ребенка;

▪ обращать внимание других родителей на ее педагогические достижения,

▪ замечать и подчеркивать позитивные изменения в развитии ребенка, радоваться им;

▪ быть особо осторожными при оценке поведения, деятельности ребенка, учитывая ранимость матери в отношении всего, что касается ребенка.

 

Дети из неблагополучных и неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем в виде нарушений отношений с окружающими. У детей из таких семей наблюдается эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, меньшая сила собственного Я, пассивность, робость, пугливость, нерешительность или агрессивность, конфликтность. Такие дети требуют особо сердечного отношения со стороны педагога, проявляющегося в заботе, уходе, внимании.

В зоне особого внимания педагогов дошкольного учреждения должны находиться молодые семьи, не имеющие опыта воспитания, не владеющие необходимыми знаниями и умениями. Задача педагога - содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Причем важно учить молодых родителей понимать своего ребенка, учитывать его возрастные возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: