Информация как правовая категория

В современном обществе информационные ресурсы играют огромную роль и требуют к себе серьезного отношения как к интеллектуальному богатству, которое должно использоваться эффективно. Цивилизованное решение вопросов информационного взаимодействия является прерогативой области права. Информация является своеобразным объектом правового регулирования. Право выступает как регулятор информационных отношений, информационных процессов.

Информация выступает своеобразным звеном между гражданами и государственными институтами. Сбои в информационных процессах (искажения, неполнота информационных отношений и их недооценка и т.п.) существенным образом затрагивают общественную и информационную безопасность, затрудняют управление в обществе. Важнейший показатель качества информационной деятельности и построения единого информационного пространства - информационная безопасность личности, общества и государства. При этом нормальная жизнедеятельность гражданина, общественных и государственных институтов в информационной сфере возможна только в условиях четкой, последовательной и систематизированной правовой регламентации этой сферы.

Активное развитие в последние годы информационного законодательства предполагает важность и необходимость осмысления с позиций общей теории права происходящих информационных процессов, информационно-правовых явлений, которые по своей сути существенным образом затрагивают интересы личности, общества и государства.

Представляется важным в этой связи кратко остановиться на общей характеристике механизма правового регулирования как универсальной правовой категории, позволяющей осмыслить любое правовое явление, независимо от его отраслевой принадлежности. Эта правовая категория позволяет раскрыть единство, тесную взаимосвязь между различными правовыми явлениями, охарактеризовать их с функциональной, деятельностной стороны.

Информационно-правовое регулирование по своей сущности заключается в упорядочении общественных отношений в информационной сфере, в установлении с помощью информационно-правовых норм юридических прав и обязанностей участников этих отношений. Базируясь на государственной информационной политике, оно направлено на:

упорядочение и закрепление наиболее целесообразных общественных отношений в информационной сфере;

охрану урегулированных правом отношений в этой сфере;

порождение и развитие новых информационных отношений, соответствующих требованиям цивилизованной жизнедеятельности;

вытеснение из информационной сферы общественных отношений, не отвечающих современным условиям.

Известно, что нормы права - это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие взаимоотношения субъектов в различных сферах жизнедеятельности. Соответственно информационно-правовые нормы можно определить как нормы права, регулирующие отношения в информационной сфере, и определяющие каким должно быть (может быть) поведение субъектов в сфере производства, преобразования и потребления информации.

Активное развитие информационных отношений и процессов, увеличение законодательной базы, направленной на их регламентацию, обуславливает становление и развитие такой комплексной отрасли права, как информационное.

Информационное право следует рассматривать как комплексную отрасль права, состоящую из различных информационно-правовых институтов, включающих нормы разных отраслей права, и направленных на регламентацию сложного и многообразного комплекса общественных отношений в информационной сфере - сфере деятельности субъектов, связанной с производством, преобразованием и потреблением информации.

Комплексный характер информационного права обусловлен тем, что информационные отношения регулируются нормами разных отраслей права. Большой объем общественных отношений в информационной сфере регламентируется административно-правовыми актами. Например, к ним следует отнести акты, определяющие статус органов государственной власти, должностных лиц и их полномочия в информационной сфере; акты, определяющие правовые режимы информации и ее защиты, составы административных правонарушений в информационной сфере и ответственность за их совершение и др.

Уголовное право устанавливает, какие информационные правонарушения являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Институты авторского права и интеллектуальной собственности являются прерогативой гражданско-правового регулирования.

Составными частями информационного права являются информационно-правовые институты - группы, совокупности информационно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в информационной сфере. В частности, в их составе следует выделить институты: информационных ресурсов, государственной тайны, конфиденциальной информации, защиты информации, ответственности за совершение информационных правонарушений и др.

В качестве основополагающих начал, положений, идей, требований, выражающих и характеризующих сущность информационного права, выступают его принципы. Например, к ним относятся принципы законодательного закрепления прав граждан, организаций и государства в информационной сфере, защиты авторских прав, обеспечения доступности информации, не отнесенной законом к информации с ограниченным доступом и др. Вопрос о принципах информационного права нуждается в самостоятельном исследовании. Эти принципы должны быть четко сформулированы и законодательно закреплены. Они должны оказывать концептуальное влияние на всю информационно-правовую материю, на всю иерархию нормативных правовых актов информационного законодательства при их принятии и на законопроектную работу в этой области в целом.

((((11)))). 11. Редакции СМИ как одна из целевых аудиторий связей с общественностью и рекламного бизнеса

Взаимодействие специалиста по связям с общественностью с редакцией СМИ и журналистами: организационный, творческий и правовой аспекты. Система media relations в России сегодня. Функции и принципы организации пресс-служб. Формы и методы работы пресс-службы со СМИ.

Исследование средств массовой информации. Мониторинг СМИ: клиппинг (подборка материалов по определенной теме или о событии), аннотации материалов (изложение их содержания в сжатой форме заметки, точно отражающей основное содержание первоисточника) и медиа-дайджест (подборка материалов из СМИ). Понятие о контент-анализе СМИ. Банк данных о СМИ. Понятие о медиакарте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: