Внешняя политика России в 1801—1812 гг

Основные направления и задачи внешней политики В начале царствования Александра I основные внешнеполитические задачи оставались прежние, сложившиеся еще в конце XVIII столетия, когда Россия встала в один ряд с великими европей­скими державами. Ее геополитические интересы и приоритеты


последовательно трансформировались на протяжении нескольких веков, но в то же время в значительной степени оставались тради­ционными. Борьба за укрепление своих позиций на северо-западе — в Прибалтике, на юге — на черноморском побережье, обеспечение безопасности западной границы — все это были главные направле­ния во внешней политике России. Таким образом, основной задачей являлось создание естественной геополитической системы для Рос­сии, связанной с решением проблем ее национальной безопасности. Одновременно российское государство, как и другие великие дер­жавы той поры, стремилось к расширению территории, к завоева­нию новых подданных, к укреплению тем самым своего могущест­ва. Между тем эти завоевательные тенденции фактически не выхо­дили за рамки реализации указанной основной внешнеполитиче­ской задачи. В первой половине XIX в. интенсивно продолжался процесс формирования территории многонационального российского государства и складывания его границ: закрепление в составе им­перии (помимо собственно русских земель, Прибалтики и Белорус­сии, большей части Украины) Закавказья и Северного Кавказа, западного Казахстана, районов Дальнего Востока и части Северной Америки.

На внешнюю политику России, кроме международной ситуа­ции, влияли и другие факторы, прежде всего ее экономические интересы, необходимость развития экономического потенциала стра­ны, в том числе внешней торговли. Поэтому большое значение во внешней политике придавалось покровительству и защите торгов­ли через Балтийское море, а также — азовские и черноморские порты. Интенсивное освоение южных районов России (присоеди­ненных при Екатерине II) требовало обеспечения стабильности в черноморском регионе. Слабость русской буржуазии и неконкурен­тоспособность промышленных изделий на европейском рынке пред­полагали необходимость государственной поддержки в деле про­никновения на азиатские рынки (Персия, Турция и т. д.). Вместе с тем внешнеполитическая ориентация государства как в начале XIX в., так и далее определялась дворянством — господствующим сословием. В отличие от Западной Европы русская буржуазия фак­тически не участвовала в выработке внешнеполитического курса, хотя государство объективно учитывало и ее интересы.

Как в любой авторитарной стране, во внешней политике Рос­сии большое значение играли личностные взгляды и интересы, в первую очередь, самого императора и его ближайшего окружения.

В начале XIX в. Россия обладала значительными возможно­стями для проведения активной и эффективной внешней политики. Ее армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо орга­низована, экипирована и обучена. Дипломатическая служба была разветвленной и хорошо налаженной. Вместе с тем в начале царст­вования Александра I произошла реорганизация внешнеполитиче­ского ведомства. Коллегия иностранных дел, основанная Петром I и


руководившая внешней политикой в 1717—1802 гг., претерпела зна­чительные изменения. Были введены должности министра и това­рища министра иностранных дел. При сохранении старых аппарат­ных структур (в том числе коллегии) постепенно учреждались но­вые — департаменты. Процесс становления МИД России затянулся на несколько десятилетий (до 1832 г.). Международные проблемы обсуждались на заседаниях Непременного совета, Негласного комитета, а с 1810 г. — Государственного совета. К этому времени.

Россия имела постоянные дипломатические отношения с большин­ством европейских государств, Османской империей и Северо-Американскими Штатами. Внешняя политика была той областью, где наиболее тщательно оберегались прерогативы царя.

Император Александр I вошел в историю как искусный дипломат и политик. Он имел свои взгляды на систему международных отношений, сочетавшие некоторые пе­редовые идеи той эпохи с консерватизмом и легитимизмом. Его увлекала мысль о необходимости европейского единения, гармонии и строгом общеевропейском порядке, при котором народы Европы обрели бы истинное благополучие и процветание. В то же время эта идея французского просветительства трансформировалась в его сознании в необходимость сохранения легитимных принципов и поддержания угасающих феодальных институтов. Как дипломат Александр стремился к созданию системы многосторонних евро­пейских союзов, любил главенствовать на помпезных международ­ных конгрессах. Кроме этого, он широко использовал односторон­ние личные контакты с монархами и крупными политиками Евро­пы. Недаром Наполеон I неоднократно заявлял, что Александр яв­ляется самым выдающимся политиком и дипломатом среди евро­пейских государей.

В начале XIX в. (до Отечественной войны 1812 г.) Александр сменил четырех руководителей внешнеполитического ведомства. Первым (1802—1804) был граф А. Р. Воронцов — опытнейший госу­дарственный деятель и дипломат еще с екатерининских времен. Он придерживался проанглийской ориентации и постоянно призывал к союзу с Великобританией против наполеоновской Франции. Его сменил (1804—1806) князь А. Ю. Чарторыйский — польский ари­стократ, друг юности Александра I, внешнеполитические взгляды которого были эклектичны. Их основу составляли идея славянского единения, достижение суверенитета Польши под эгидой России и антигерманская направленность. Следующим министром (1806— 1807) стал барон А. Я. Будберг — сторонник союза России с Авст­рией и Пруссией. Затем в 1807 г. министром был назначен граф Н. П. Румянцев — видный русский государственный деятель и ди­пломат, возглавлявший до 1814 г. русскую дипломатическую служ­бу. Он известен осуществлением ряда мер, способствовавших раз­витию промышленности, внутренней и внешней торговли России.


В качестве министра принимал активное участие в Эрфуртском сви-дании Александра с Наполеоном, вырабатывал условия мирного договора со Швецией, в 1812 г. заключил союзный договор с Испа­нией. Большую известность он приобрел как собиратель книг и ру­кописей, положивших начало библиотеке Румянцевского музея (ны­не — Российская государственная библиотека), а также как орга­низатор "румянцевского" кружка, объединившего русских истори­ков и археографов. По инициативе Н. П. Румянцева и на его средст­ва было издано немало ценнейших памятников отечественной исто­рии и культуры. Единственный среди сановников Александра, он занимал самую высшую должность — государственного канцлера.

Первые годы царствования Александра I совпали со сложной международной обстановкой. Она определялась прежде всего не­удержимым стремлением наполеоновской Франции перекроить в своих интересах карту Европы, покорить и подчинить своему влия­нию многие европейские государства. В то же время другие евро­пейские державы не только пытались сдержать агрессию Наполео­на, но и преследовали своекорыстные интересы. В борьбе за терри­ториально-политический передел Европы участвовали фактически все великие державы того времени. Великобритания, хотя и не пре­тендовала на европейские территории, но, опираясь на свое эко­номическое могущество, стремилась к установлению гегемонии в европейских делах. Эта ситуация влияла на выработку позиции России.

Первые дипломатические шаги правительства Алексндра I в европейских делах свидетельствовали о желании сохранить ней­тралитет, свободу рук, четко определить свои внешнеполитические приоритеты. Император и его приближенные считали, что главной целью в Европе является поддержание мира и стабильности. Одна­ко разраставшаяся как снежная лавина наполеоновская агрессия заставила русского царя похоронить эти иллюзии и вплотную за­няться поисками союзников для решения главной европейской про­блемы — сдерживания Франции. Для решения этой задачи орга­ничными партнерами России могли быть только Англия, Австрия и Пруссия.

Одним из важнейших и традиционным направлением для рос­сийской внешней политики было восточное — участие в решении так называемого восточного вопроса. Эта международная пробле­ма особую остроту приобрела с конца XVIII в. С одной стороны, ее вызвало нараставшее ослабление Османской империи, включавшей в свой состав многие территории и народы Балканского полуостро­ва, Ближнего Востока и Северной Африки. В этих регионах росли национальные движения и сепаратистские тенденции. С другой сто­роны, усиливалось соперничество европейских держав в борьбе за влияние в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Россия принимала активное участие в решении восточного вопроса с конца XVIII — начала XIX в. Этому способствовало укрепление ее пози-


ций на Черном море после присоединения Новороссии и Крыма. Каждая из европейских держав преследовала собственные поли­тические, стратегические и экономические интересы. В одних меж­дународных ситуациях Англия, Франция и Австрия поддерживали принцип целостности Турции, в других они были готовы к ее рас­членению. Их действия на Ближнем Востоке постоянно были наце­лены на ослабление позиций России в этом регионе.

Для России восточный вопрос представлял сложный комплекс решения собственных внешнеполитических задач. Ей были необхо­димы стабилизация политической обстановки в черноморском ре­гионе, укрепление границ империи и нормализация взаимоотноше­ний с южным соседом — Турцией. Одновременно одной из важней­ших задач российской дипломатии было обеспечение наиболее вы­годного международно-правового режима черноморских проливов (Босфора и Дарданелл): свободное плавание по ним русских торго­вых кораблей, возможность прохода через них русских военных судов, гарантии Турцией недопущения в Черное море военно-мор­ских сил западных стран. Таким образом, русское правительство стремилось превратить Черное море в закрытый для других дер­жав российско-турецкий бассейн.

Не менее важной для России была балканская проблема — составная часть восточного вопроса. Цели национальных движений на Балканах, особенно активно развернувшихся с начала XIX в., и политики России в этом регионе во многом смыкались. В народных массах на Балканах жила надежда на помощь со стороны России, в которой они видели свою избавительницу от османского ига. Эта надежда опиралась на общие исторические и этнические корни, духовную связь и единую религию. Россия также стремилась учи­тывать интересы балканских народов в своих взаимоотношениях с Османской империей, выступала (в силу ряда заключенных ранее соглашений) их покровительницей и защитницей. Такое положение давало ей возможность использовать национальные движения в своих интересах, оказывать давление на Порту (принятое в Европе название турецкого правительства) и активно вмешиваться во внут­ренние дела Турции.

Одновременно внешнеполитические проекты России по восточному вопросу включали ее стремление к территориальным приоб­ретениям за счет Турции. Она претендовала на часть земель Бал­канского полуострова, в первую очередь, установление контроля над нижним течением Дуная, присоединение Дунайских княжеств (Молдовы и Валахии). Наиболее радикальные проекты сводились к полному расчленению Османской империи, захвату Стамбула (Кон­стантинополя) и зоны Босфорского пролива.

На Среднем Востоке у России складывались сложные отно­шения с крупной центрально-азиатской державой Персией (Иран). Между ними шла постоянная борьба за обладание Закавказьем (см. главу 8. Россия и Кавказ в первой половине XIX в.)


Во внешней политике России существовали и так называемые периферийные направления, имевшие в рассматриваемый период подчиненное значение. Россия развивала доброжелательные отно­шения с Северо-Американскими Штатами, Китаем, уделяла вни­мание Казахстану и Средней Азии, с государствами которой у нее постепенно складывались общие границы.

В начале XIX в. в Европе возникла сложная меж­дународная ситуация. Прежде всего она определя­лась гегемонистскими и захватническими устремлениями Франции, желанием Наполеона подчинить себе все государства западной и центральной Европы. Эти планы наталкивались, в первую очередь, на сопротивление Великобритании. Англо-французские противоре­чия за политическую и экономическую гегемонию во многом обу­словливали расстановку сил в Европе. Довольно непростым было положение в германских землях, где за преобладающее влияние боролись Австрия и Пруссия. Все это затрудняло выработку внеш­неполитических планов России, определение основных целей и ме­тодов их достижения.

Доктрина, разработанная в начале царствования Александра I, сводилась к тому, чтобы установить такие двусторонние отноше­ния России со всеми западноевропейскими государствами, которые не содержали бы обременительных для нее условий и не позволили бы втянуть ее в возможные международные конфликты (так назы­ваемая политика "свободных рук"). Заключением ряда соглашений российской дипломатии удалось выйти из военного противостояния с Англией, установить дружеские отношения с Австрией. В 1801 г. были подписаны новый русско-французский договор и секретная конвенция, по которой обе стороны обязались совместно решать проблемы Германии и Италии, согласовывать свои действия в ре­шении восточного вопроса. Россия надеялась, что политика "сво­бодных рук" позволит ей сдерживать наполеоновскую агрессию, укрепить свой авторитет в Германии и сохранить дружеские отно­шения с Австрией и Пруссией.

Эти расчеты не оправдались. Фактически с 1802 г. после под­писания Амьенского мирного договора с Англией Франция пере­стала считаться с интересами России и пыталась ослабить ее влия­ние как на Западе, так и на Востоке. Франция оккупировала Швей­царию, Геную, отвергла предложение России о посредничестве в переговорах с Пруссией. Она активизировала свое проникновение в Средиземноморье, Балканы и Ближний Восток.

Поэтому с 1803 г. русская дипломатия начала вырабатывать новую внешнеполитическую доктрину, направленную против фран­цузской агрессии. Россия отказалась от политики "свободных рук", начала искать новых союзников, перейдя к созданию антинаполео­новских коалиций и подготовке войны с Францией. Этот процесс ускорился после расстрела (по приказу Наполеона) герцога Энги-


енского, одного из представителей династии Бурбонов и родствен­ника Александра I, провозглашения Наполеона императором Фран­ции в 1804 г. и несколько позднее — королем Италии. В стремлении создать антинаполеоновскую коалицию Россию поддержала Вели­кобритания, которая с мая 1803 г. вновь находилась в состоянии войны с Францией. В апреле 1805 г. была подписана русско-анг­лийская союзная конвенция. Вскоре к ней присоединилась и Авст­рия. Так сформировалась 3-я антинаполеоновская коалиция, в которую вошли также Швеция и Неаполитанское королевство. Обра­зовавшаяся коалиция была непрочной. Противоречия между союз­никами не были преодолены, каждый из них имел свои интересы. Главная же цель, ради которой создавалась коалиция, — установ­ление в Европе такого порядка, который не позволил бы Франции производить дальнейшие захваты и угрожать независимости со­седних государств. В отличие от 1-й и 2-й коалиций конца XVIII в. задача свержения Наполеона и реставрации Бурбонов во Франции не ставилась.

Противоречия союзников проявились уже при разработке пла­нов военных операций. Несмотря на договоренность объединить усилия в борьбе против Франции в центральной Европе, большая часть австрийской армии была направлена в Италию для восста­новления там австрийского господства. В результате еще до подхо­да основных русских сил в октябре 1805 г. австрийская армия гене­рала Мака капитулировала в Ульме. Эта победа французов поста­вила в тяжелейшее положение русские военные силы под командо­ванием М. И. Кутузова, которые были вынуждены отступить, что­бы избежать окружения французскими войсками. В ноябре 1805 г. Наполеон занял Вену, перешел Дунай и продолжил преследование русской армии. Прикрываясь арьергардом под командованием П. И. Багратиона, основные русские силы оторвались от французов и сосредоточились в г. Ольмюце. 2 (14) декабря 1805 г. произошло сражение под Аустерлицем между армией Наполеона и объеди­ненными русско-австрийскими войсками. План австрийского гене­рального штаба, поддержанный Александром I, был рассчитан на наступление. Он предусматривал сложные маневры с целью отре­зать французские войска от Вены и оказался ошибочным. Сраже­ние было полностью проиграно. Австрийский и русский императо­ры были вынуждены бежать с поля боя.

Поражение под Аустерлицем имело далеко идущие политиче­ские последствия: Австрия заключила Прессбургский договор с Францией; Пруссия была крайне напугана и не помышляла в дан­ный период о борьбе с Наполеоном; Россия была вынуждена пре­кратить военные действия и отозвать свой экспедиционный корпус. 3-я коалиция распалась.

Перед правительством Александра I вновь встала задача вы­работки новой внешнеполитической программы. При этом особо приходилось учитывать усиление Франции в Средиземноморье и


на Ближнем Востоке. Наполеон овладел фактически всем запад­ным побережьем Адриатического моря, значительно укрепил свое влияние в Константинополе. Вскоре после Аустерлица турецкий султан признал за Наполеоном императорский титул и начал уста­навливать с ним более тесные политические контакты.

В этих условиях в январе 1806 г. состоялись ряд совещаний приближенных Александра, а также заседания специального Сове­та при царе. Мнения высших сановников разделились. Одни на­стаивали на продолжении борьбы против Наполеона совместно с Англией и новыми союзниками, другие — предлагали вернуться к политике "свободных рук", третьи считали возможным заключить мир с Францией при условии разграничения сфер влияния в цен­тральной Европе, Средиземноморье и на Балканах. В связи с этим одновременно велись переговоры в Лондоне о новом союзе против Наполеона и в Париже — о заключении мира. Русский поверенный в делах П. Убри, превысив свои полномочия, подписал в Париже с французским министром иностранных дел Ш. М. Талейраном кон­венцию, в которой признавались все завоевания Наполеона в Евро­пе и его доминирующее влияние в Средиземноморье. Конвенция полностью не соответствовала интересам России и не была рати­фицирована Александром I. Состояние войны между Россией и Францией формально сохранялось.

После неудачи миссии П. Убри русское правительство взяло курс на продолжение войны с Наполеоном. Основные усилия были сосредоточены на установлении союза с Пруссией. В связи с этим ушел в отставку А. Чарторыйский, отрицательно относившийся к этой политической комбинации. В 1806 г. сложилась 4-я антинапо­леоновская коалиция фактически в составе России, Пруссии, Анг­лии и Швеции. Однако военно-политические события развивались так стремительно, что формально коалиция в таком составе не была закреплена и существовала на основе русско-прусского соглаше­ния. Пруссия поспешила начать военные действия, предъявив 1 октября 1806 г. ультиматум Наполеону. Уже 14 октября в сраже­нии при Йене и Ауэрштедте французские войска наголову разбили прусскую армию. На континенте Россия вновь, как и в 1805 г., оста­лась один на один с Францией. Ей пришлось вести борьбу за свои непосредственные интересы, так как Наполеон грозил вытеснить Россию из Польши, установить барьер между нею и Западной Ев­ропой, полностью подорвать ее влияние на Ближнем Востоке.

Военные действия, развернувшиеся на территории Восточной Пруссии, происходили в сложных условиях для России. Одновре­менно она вела войну с Турцией в Молдове и с Персией в Закавка­зье. Несмотря на это, добиться молниеносного разгрома русской армии Наполеону не удалось. Наоборот, после сражений под Пултуском и Прейсиш-Эйлау стало ясно, что война затягивается. Алек­сандр надеялся на перелом в войне, поддержку Пруссии и Велико­британии. Однако весной 1807 г. ход военных действий изменился


не в пользу союзников. Решающее сражение произошло у Фридланда. Русская армия потерпела поражение и отступила за Неман. Французские войска вышли к границе России. Александр сознавал, что продолжение войны будет крайне сложным для России. Прус­сия была фактически разгромлена. Англия постоянно нарушала свои союзнические обязательства: в 1806 г. вместо 800 тыс. фунтов стер­лингов она предоставила России всего 300 тыс.; так и не выполнила обещание высадить десант в Европе и принять участие в боевых операциях на суше. Военная неудача, сложная политическая обста­новка на Востоке, потеря надежды на помощь союзников, опасность непосредственного вторжения Наполеона в пределы России — все это заставило Александра I принять решение о прекращении борь­бы и заключении мира с Францией. Одновременно к этому реше­нию подталкивал и сам Наполеон, приостановивший после Фридланда активные военные действия и не проявлявший явных наме­рений перейти российскую границу. Все это привело к началу мир­ных переговоров России и Франции в Тильзите.

Русско-французские переговоры прошли в несколь­ко этапов. 21 июня (2 июля) 1807 г. было подписано перемирие, немедленно ратифицированное Александром I. 25 июня (7 июля) состоялась личная встреча двух императоров на Немане, где для них был возведен специальный плот с роскошным шатром. На встре­че было решено заключить мирный договор. Обе стороны устали от войны и понимали необходимость ее прекращения. Однако сохра­нялись глобальные политические разногласия. Александр I доби­вался сохранения прусского государства, невмешательства Фран­ции в русско-турецкие отношения. Наполеону был необходим не только мир, но и союз с Россией, чтобы она примкнула к континен­тальной блокаде Англии. В связи с этим русская дипломатия была вынуждена заключить как мирный, так и союзный договоры.

По условиям мира Пруссия сохранила свою независимость, но ее территория оказалась значительно урезанной. Было образовано Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона, ставшее в дальнейшем плацдармом для его наступления на Россию. Алек­сандр вынужден был также признать господство Франции над Ио­ническими островами и передать Наполеону бухту Катор в Адриа­тике. Позиции России в Средиземноморье, завоеванные ею в конце XVIII в., были утрачены.

Подписанный одновременно союзный договор предусматривал, в первую очередь, обязательство России присоединиться к конти­нентальной блокаде Англии в случае ее отказа от заключения мира с Францией. Это было одно из тяжелейших условий для России, так как прекращение торговли с Великобританией означало ухуд­шение ее экономического положения, подрыв экономических инте­ресов русского дворянства и купечества. Вторым условием союза


было посредничество Франции в русско-турецком конфликте, на­вязанное ею России.

Русская общественность негативно встретила тильзитские со­глашения. Новая политика Александра I подвергалась острой кри­тике в аристократических, дипломатических и военных кругах. Бытовало общее мнение, впоследствии развитое в трудах многих русских историков, что Тильзитский мир был крайне невыгоден для России и что Наполеон "переиграл" Александра. Некоторые историки полагали, что это была вынужденная мера, а российская дипломатия добилась максимально возможного и уступила Напо­леону лишь то, что и так уже было им завоевано. Относительно обязательств на будущее, по мнению отдельных ученых, каждая из сторон имела широкую возможность их толкования. Главное же заключалось в том, что Россия сохранила политическую независи­мость. Она получила длительную мирную передышку в централь­ной Европе и обезопасила свои западные границы. Это предостави­ло ей возможность успешно решить другие внешнеполитические проблемы в отношениях с Турцией, Персией и Швецией.

На северо-западе Россия стремилась окончательно обезопасить Петербург и побережье Ботнического 1808—1809 гг. залива. Она опасалась, что территория Финляндии может стать вторым "Герцогством Варшавским", т. е. плацдармом для нападения на Россию любой европейской державы, находив­шейся в союзе со Швецией. Исходя из условий Тильзитского дого­вора, после того, как шведский король Густав IV Адольф отклонил требование о разрыве с Англией и присоединении к континенталь­ной блокаде, русские войска вступили в Финляндию. Между Росси­ей и Швецией началась последняя в истории двух государств вой­на, в результате которой изменилась территориально-политическая карта на севере Европы. Население Финляндии спокойно встрети­ло русские войска, так как местная национальная верхушка была враждебно настроена к Швеции.

В ходе военных действий в марте 1808 г. капитулировала по­граничная крепость Свартхолм. В апреле русские войска вступили в столицу Финляндии — Або. Несколько позднее пал Свеаборг. Во­енные успехи России были облегчены тем, что шведский король в 1808 г. бросил основные силы на завоевание Норвегии. В марте 1809 г. отряды под командованием П. И. Багратиона и М. Б. Барклая де Толли по льду Ботнического залива перешли на территорию Шве­ции. Король Густав IV Адольф был низложен. В августе 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мирный договор. Финляндия, включая Аландские острова, отходила к России. Швеция обязалась расторг­нуть союз с Великобританией и примкнуть к континентальной бло­каде.

В результате русско-шведской войны было создано Великое княжество Финляндское в составе России. Оно обладало внутрен-


ней автономией, управлялось по собственным законам, имело свою таможню, доходы княжества шли на внутренние нужды и не вли­вались в общероссийскую казну. В 1811 г. к Финляндии была при­соединена Выборгская губерния.

Русско-французские Взаимоотношения России и Франции после Тиль отношения зита оказывали существенное влияние на общую в 1808—1812 гг. международную обстановку в Европе. Достигну­тое согласие не сняло остроты противоречий между двумя держа­вами. Франция использовала союз с Россией для расширения своей агрессии и установления гегемонии в Европе. Она стремилась так­же подорвать позиции России на Ближнем Востоке. Правительство Александра I исходило из идеи дипломатического противостояния Наполеону в рамках тильзитской системы. Оно стремилось не до­пустить дальнейшего ослабления Пруссии и поддерживало Авст­рию дипломатическими средствами. Особую остроту для России представлял польский вопрос. Польша в геополитическом плане являлась важнейшим элементом внешней политики русского пра­вительства, так как она могла быть использована, с одной стороны, как плацдарм для развития агрессии против России, с другой, — как барьер, отгораживавший ее от Запада в политическом и эконо­мическом плане. В связи с этим российская дипломатия настойчиво протестовала против расширения территории Герцогства Варшав­ского и возможного предоставления независимости польскому госу­дарству.

Не менее острыми были противоречия России и Франции на Ближнем Востоке. Наполеон использовал этот фактор для отвлече­ния России от решения европейских проблем. Еще в Тильзите он предложил Александру I разделить территорию Османской импе­рии. В 1808 г. прошли переговоры между послом Франции в Петер­бурге А. Коленкуром и Н. П. Румянцевым. Однако в их процессе выявились различные подходы к данной проблеме и серьезные раз­ногласия. Франция демагогически ставила вопрос о полном разделе Османской империи, передаче России Стамбула (Константинополя) и Босфора с тем, чтобы самой утвердиться в Мраморном море и Дарданеллах. Россию этот проект категорически не устраивал, так как она продолжала придерживаться идеи о сохранении целостно­сти Турции. Перед Наполеоном она выдвигала конкретное требова­ние (в противовес его туманным обещаниям) согласиться на при­соединение к России Дунайских княжеств (Молдовы и Валахии).

В 1808 г. состоялась встреча Наполеона и Александра в Эрфурте. Она происходила в иных международных условиях, чем Тильзитская. Наполеон, "увязнув" в Испании, направлял все воен­ные и политические ресурсы для удержания в покорности порабо­щенной Европы и был крайне заинтересован в союзе с Россией. Новая политическая ситуация и твердость, проявленная русским правительством в Эрфурте, способствовали заключению соглаше-


ния, в котором интересы России были соблюдены в значительно большей степени, чем в Тильзите. Наполеон фактически признал права России на Бессарабию, Молдову, Валахию и Финляндию. Русская дипломатия уклонилась от обязательства активно участ­вовать в войнах Франции против Англии и Австрии. В ответ фран­цузский император наотрез отказался вывести войска из Пруссии и не способствовать расширению территории Герцогства Варшав­ского. Эрфуртское соглашение было очередным политическим ком­промиссом.

После Эрфурта политические противоречия между Россией и Францией продолжали обостряться. Франция болезненно отреаги­ровала на нежелание России принять активное участие в франко-австрийской войне 1809 г. Россия была весьма обеспокоена полити­кой Наполеона в Польше.

Особое значение в усугублении кризиса в русско-французских отношениях имела позиция России в вопросе о континентальной блокаде. Александр I всячески затягивал проведение блокадных мероприятий. Это было связано с тем, что полный разрыв экономи­ческих связей с Англией наносил существенный ущерб хозяйству России, ухудшал материальное положение всех сословий и, в пер­вую очередь, дворянства и купечества. Он наносил также значи­тельный урон государственным финансам, так как прекратил при­ток займов и субсидий из Лондона. Попытки возместить потери из-за упадка торговли с Англией за счет развития торговых связей с Францией успеха не принесли. Россия искала выход из сложив­шейся ситуации на путях расширения торговли с нейтральными странами. Она осуществлялась на американских, ганзейских и гре­ческих судах. Под нейтральным флагом в Россию продолжали контрабандно проникать английские товары. В 1810 г. было принято положение о "нейтральной торговле", которое устраняло все поме­хи к доступу в русские порты судов нейтральных стран. Француз­ское правительство было крайне раздражено этими мерами. На многочисленные демарши Франции с требованием прекратить ней­тральную торговлю Россия отвечала отказом.

Еще более обострила русско-французские отношения оккупа­ция Наполеоном северо-германских земель в декабре 1810 г., в со­став которых входило герцогство Ольденбургское — наследствен­ное владение русской императорской фамилии. С 1811 г. как Фран­ция, так и Россия начали непосредственную подготовку к новой войне.


Восточный вопрос во внешней поли­тике России в на­чале XIX в. Русско-турецкая война 1806—1812 гг.

В 1799 г. между Россией и Турцией был заклю­чен союзный договор, направленный против Франции. По нему Турция открывала проли­вы для русских военных кораблей, т. е. выход в Средиземное море. В 1799 — 1800 гг. эскадра Ф. Ф. Ушакова активно действовала у побережья Италии против французского экспедиционного корпуса.

После воцарения Александра I в кружке "молодых друзей" царя и Негласном комитете была разработана программа дейст­вий России в восточном вопросе. Она предполагала сохранение це­лостности Османской империи, отказ от политических сделок с дру­гими европейскими державами по ее разделу и в связи с этим даль­нейшее развитие и укрепление двусторонних русско-турецких от­ношений. Эта политика приносила свои результаты в сложных ме­ждународных условиях. В 1805 г. Россия и Турция подписали но­вый союзный договор, подтверждавший право прохода русских ко­раблей через черноморские проливы. Это дало возможность уси­лить действия эскадры адмирала Д. Н. Сенявина в Средиземном море против французских экспедиционных сил на Ионических ост­ровах.

Между тем русско-турецкие отношения осложнялись в связи с необходимостью для России выступать в защиту и поддержку христианских народов Балканского полуострова, томившихся под мусульманским игом. В начале XIX в. усилилось национально-осво­бодительное движение на Балканах. В 1804 г. началось сербское восстание, руководители которого обратились за помощью к России. Первоначально она, учитывая существование русско-турецко­го договора, поддержала сербов дипломатическими и политически­ми мерами. Кроме того, русское правительство скрытно оказывало (им помощь деньгами, оружием и боеприпасами.

Развитие национально-освободительного движения на Балка­нах вызвало у части российских политических деятелей стремле­ние к активизации политики в восточном вопросе. В начале 1806 г. А. Ю Чарторыйский выступил с идеей создания федерации балканских государств под верховным покровительством России. Однако этот проект не был принят русским правительством. Продолжала доминировать тенденция сохранения целостности Турции, так как в случае ее распада Россия опасалась новых крупных между­народных осложнений с другими европейскими государствами.

В 1806 г. русско-турецкие отношения резко ухудшились. Тур­ция, долго лавировавшая между Россией и Францией, после Аустерлица все более склонялась к союзу с последней. Порта закрыла проливы для русских кораблей и постоянно нарушала свои обяза­тельства в Дунайских княжествах. В декабре 1806 г. началась рус­ско-турецкая война. Турция вынашивала реваншистские планы в отношении Крыма и Причерноморья, намеревалась восстановить полное господство над Молдовой, Валахией и Сербией. Для России эта война имела вынужденный характер. Она не ставила перед со­бой задачи приобретения новых территорий за счет Турции. Глав­ной целью было закрепить политические позиции на Востоке, дос­тигнутые в конце XVIII столетия, укрепить свое влияние на Бал­канском полуострове.


В ходе войны окрепли и расширились связи между Россией и Сербией. Летом 1807 г. между ними было заключено соглашение, на основе которого Россия начала оказывать существенную матери­альную и военную помощь сербскому освободительному движению. Сербы, в свою очередь, помогали России, проводя в тылу у турок значительные военные операции.

На первом этапе войны (1806—1810) Россия не могла вести широкие наступательные операции. Дунайская армия насчитыва­ла всего 40 тыс человек. Ее командующие — И. И. Михельсон, А. А. Прозоровский, И. М. Каменский, последовательно сменявшие друг друга, — вели военные действия нерешительно, малоэффек­тивно затрачивая силы на взятие турецких крепостей на Дунае и на оборону его правого берега. В 1810 г. русские войска наконец перешли Дунай и достигли Балканских перевалов. Однако вследст­вие своей малочисленности они не смогли закрепиться в Северной Болгарии и отошли на исходные рубежи.

С 1807 г. против Турции активно действовала русская среди­земноморская эскадра под командованием талантливого флотовод­ца вице-адмирала Д. Н. Сенявина. Основную идею — прорыв через проливы и захват Константинополя при помощи военно-морского десанта — осуществить не удалась из-за недостатка сил. Поэтому Сенявин в марте 1807 г. занял в Эгейском море остров Тенедос и, создав там свою военно-морскую базу, прочно блокировал Дарданеллы. Пытаясь снять эту блокаду, турецкий флот вышел в Эгей­ское море, но 19 июня 1807 г. потерпел поражение у острова Лемнос (близ полуострова Афон) Далее он вынужден был вновь укрыться в проливах. Блокада Дарданелл продолжалась до августа 1807 г. После подписания Тильзитского договора и начала русско-турец­ких мирных переговоров эскадра Сенявина покинула Средиземное море и вернулась на родину.

Мирные переговоры России с Турцией при посредничестве Франции не увенчались успехом. На Дунае продолжались вялоте­кущие военные действия.

В марте 1811 г. командующим Дунайской армией был назна­чен М. И. Кутузов. Рост напряженности в Европе требовал от него решительных действий для скорейшего завершения русско-турец­кой войны. С назначением М. И. Кутузова начался второй этап вой­ны. Собрав разбросанные ранее по Дунайскому военному театру силы, Кутузов нанес туркам сокрушительное поражение под Ру-Щуком (июнь 1811 г.). В ноябре были окончательно разгромлены турецкие силы как на левом (у Слободзеи), так и на правом (у Ру - Щука) берегах Дуная. Это вынудило Порту немедленно пойти на переговоры о мире.

В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор. К России отошли Бессарабия и участок Черноморского побережья


Кавказа с городом Сухум. Молдова и Валахия остались в составе Османской империи на правах автономии. Была предоставлена широкая автономия Сербии. Россия в качестве гаранта получила право контроля выполнения турецким правительством этого усло­вия договора.

Бухарестский мирный договор имел большое значение для России. Он был заключен за месяц и ратифицирован за один день до вторжения Наполеона в Россию. Тем самым были расстроены его надежды на то, что турецкая армия будет активно действовать на юге. Договор позволил русскому командованию высвободить Ду­найскую армию (52 тыс.) и сосредоточить все силы на отражении наполеоновской агрессии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: