С 1815 г. открылся новый этап в истории международных отношений и внешней политики России. Его возникновение было обусловлено окончательным разгромом Наполеона, подписанием Венского договора и заключением ряда соглашений между великими державами. Франция была весьма ослаблена. Англия получила преобладающее влияние на морях и возможность усилить свою экономическую и колониальную экспансию. Австрия и Пруссия, примкнувшие на последнем этапе к антинаполеоновской коалиции, сохранили свое значение в европейской политике.
Разгром наполеоновской империи привел к значительному росту международного авторитета России, Александр I, по оценке современников, стал арбитром Европы. Российское правительство стремилось использовать результаты победы для упрочения своих новых границ, расширения политического влияния в Европе и на Балканах. Оно стремилось также к укреплению мирных отношений с другими европейскими государствами. Важнейшим принципом внешней политики стала поддержка Венской системы, т. е. европейского равновесия и дворянско-монархических режимов на континенте. Задачи, стоявшие перед Россией, были противоречивы. С одной стороны, на Балканах она покровительствовала национальным движениям христианских народов; в Европе Александр I также не мог не считаться с теми изменениями, которые произошли после французской революции и наполеоновских завоеваний. С другой стороны, он проводил консервативную политику, основанную на принципе легитимизма. Это вносило элементы двойственности и непоследовательности в решение внешнеполитических вопросов.
|
|
Российское Министерство иностранных дел после 1815 г. возглавляли И. Каподистрия и К. В. Нессельроде, имевшие разные внешнеполитические взгляды.
Граф И. Каподистрия, грек по национальности, с 1809 г. состоял на русской дипломатической службе, участвовал в работе Венского конгресса. В 1815 г. он получил звание статс-секретаря по иностранным делам и с 1816 г. (совместно с К. В. Нессельроде) управлял Министерством иностранных дел. Каподистрия ведал отношениями России со странами Востока. Придерживаясь либеральных взглядов, основную задачу русской внешней политики он видел в
укреплении отношений с Францией. Он придавал большое значение политике России на Балканах, выступал за активизацию ее помощи христианским народам. Несогласный с реакционной политикой Священного союза, он ушел в отставку в 1822 г. и покинул Россию. В 1827 г. Каподистрия был избран первым президентом боровшейся за независимость Греции.
К. В. Нессельроде, сын обедневшего лифляндского дворянина и дочери богатого еврейского банкира, состоял на дипломатической службе с 1801 г. и в течение 40 лет (с 1816 по 1856 г.) возглавлял российское Министерство иностранных дел. Он был проводником консервативного направления во внешней политике России первой половины XIX в. Это означало: политику времен Священного союза, курс на подавление революционных и национальных движений, в 20-е годы отказ от оказания помощи греческим повстанцам. В 30—40-е годы он последовательно продолжал выступать за подавление любых революционных движений (польского восстания 1830 г., французской и бельгийской революций 1830 г., венгерской революции 1849 г.). Он придерживался проавстрийской ориентации и находился под сильным влиянием канцлера К. Меттерниха. С именем Нессельроде связаны внешнеполитические неудачи России в восточном вопросе в 40-е — начале 50-х годов XIX в. и дипломатический провал накануне Крымской войны.
|
|
Европейское Внешняя политика России в Европе была основана направление на Венской системе. В марте 1815 г. был подписан договор о Четверном союзе. В него вошли Россия, Англия, Австрия и Пруссия. Союз был нацелен на проведение в жизнь решений Венского конгресса и, в первую очередь, относительно Франции. Ее территория была оккупирована державами-победительницами. Франции предстояло выплатить огромную контрибуцию.
В сентябре 1815 г. между Россией, Австрией и Пруссией был заключен Священный союз. Акт о его создании составил Александр I. Текст имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу помощь. Однако под религиозной оболочкой скрывалась общая политическая задача — поддержка старых монархических династий и защита принципа легитимизма. В 1818, 1820 гг. на конгрессах Священного союза в Аахене и Троппау эта идеологическая цель была трансформирована в политический принцип, дававший право вмешательства членов союза во внутренние дела других государств с целью подавления революционного движения. Наиболее активными членами Священного союза были Россия и Австрия. Англия, формально не подписавшая Акт, на деле поддерживала консервативную политику Священного союза.
Четверной и Священный союзы были созданы в связи с тем, что все европейские правительства понимали необходимость достижения согласованных действий для решения спорных вопросов.
Союзы приглушили, но не сняли остроту противоречий между великими державами. Наоборот, они углубились, так как Англия и Австрия стремились ослабить международный авторитет и политическое влияние России.
В этих условиях Россия активизировала свои отношения с Францией, Испанией, Пруссией и другими государствами. Александр I, поддерживая режим Бурбонов, в то же время настаивал на сохранении конституционного порядка и препятствовал распространению ультрароялистских настроений, характерных для двора и части французского дворянства. Общая политика России в отношении Франции заключалась в стремлении облегчить ее участь поверженной страны и вернуть в ранг великой державы как необходимый элемент европейского равновесия. Россия целенаправленно поддерживала просьбы французского правительства о досрочном выводе оккупационных войск и сокращении размеров контрибуции.
В 1818 г. состоялся международный конгресс Четверного союза в Аахене, в работе которого участвовала и Франция. По настоянию Александра I страны-победительницы приняли решение о выводе оккупационных войск с территории Франции. Она была принята в число участников Священного союза. Наибольшее значение имело принятие на Аахенском конгрессе Декларации держав — участниц, провозгласившей их солидарность в поддержании принципов "международного права, спокойствия, веры и нравственности". За этой формулировкой скрывалось стремление великих держав совместно укреплять абсолютистский строй в Европе и бороться с революционными движениями.
|
|
В борьбе Австрии и Пруссии за лидерство в Германском союзе Россия придерживалась в основном нейтральной позиции. Она выступала за скорейшее урегулирование территориальных споров между германскими государствами. Петербургский кабинет полагал, что равновесие в Европе будет более устойчивым, если Австрия или Пруссия не будут иметь преобладающего влияния в Германском союзе. Поэтому российская дипломатия противодействовала экспансионистским планам Австрии в Германии и Италии.
В первые годы утверждения Венской системы значительно активизировались отношения России с Испанией, которую Александр рассматривал как противовес возросшему влиянию Англии на юге Европы и в Средиземноморье. В 1817 г. Россия выступила одним из посредников в испано-португальском конфликте, занимала доброжелательную позицию в вопросе об отношениях Испании с ее латиноамериканскими колониями. После начала испанской революции 1820 г. Россия сохранила дипломатические отношения с этой страной и в первое время считала нежелательным иностранное вмешательство в испанские дела.
Все эти действия российской дипломатии указывали на то, что в рамках Венской системы она пыталась противопоставить англо-
австрийскому сближению свои особые отношения с Францией и Испанией. Главным сторонником подобной политической комбинации был И. Каподистрия.. Однако бурно развивавшиеся революционные события в Европе усилили консерватизм внешнеполитического курса России и заставили Александра I пойти на дальнейшее сближение с Венским двором.
В 20-е годы XIX в. происходили крупные международные события, в которых одно из ведущих мест занимала Россия. Европейская политика Петербургского кабинета была связана со стремлением противодействовать развитию революционных движений в ряде европейских стран и желанием заслонить от их влияния Российскую империю. Кроме того, Россия боролась за сохранение своей преобладающей роли на международной арене и, в первую очередь, против распространения влияния Великобритании в Центральной и Юго-Восточной Европе, Средиземноморье и Османской империи. Постепенно нарастал pycскоанглийский антагонизм, особенно остро проявившийся в последующие десятилетия.
|
|
В 1820 г. началась буржуазная революция в Испании — выступление против неограниченной власти Фердинанда VII Бурбона, восстановленного на испанском престоле в 1814 г. Вслед за испанской произошли революции в Италии и Португалии. Венский конгресс закрепил политическую раздробленность Италии. В Королевстве Обеих Сицилий силой австрийских штыков была восстановлена власть Бурбонов. Возросла фактическая зависимость от австрийских Габсбургов и других итальянских государств — Венеции, Ломбардии, Тосканы и др. Тяга к национальной независимости и ограничению монархической власти породила в 1820 г. революции в Пьемонте и Королевстве Обеих Сицилий.
Все эти революционные события заставили европейских монархов консолидировать свои силы. Отношение Александра I к революционным событиям постепенно менялось от сдержанно выжидательного к открыто враждебному. Как глава Священного союза он был готов к организации контрреволюционных мер. Одновременно он стремился обеспечить коллективное вмешательство в дела Италии и Испании, отказавшись от предложения Австрии действовать на двусторонней основе.
В связи с этим в октябре 1820 г. в Троппау был созван конгресс пяти союзных держав — России, Австрии, Пруссии, Франции и Англии. Позднее место заседаний было перенесено в Лайбах. Главным вопросом повестки дня была выработка мер по подавлению революционных выступлений. В ноябре 1820 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали протокол о праве вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (принцип интервенции) и дополнение к нему, касавшееся мер по подавлению неаполитанской революции. Англия и Франция отказались официально присоеди-
ниться к этим документам, однако признали право союзников на вмешательство в итальянские события. На основе достигнутой договоренности 100-тысячная австрийская армия быстро расправилась с революционным народом Неаполя и Пьемонта. В них были восстановлены абсолютные монархии и австрийское влияние.
Усиление реакционной линии России по отношению к революциям в Италии было связано с изменением взглядов Александра I, вызванным как европейскими, так и внутриполитическими событиями. Большое воздействие оказало на него известие о восстании в Семеновском полку (1820), полученное им во время конгресса в Троппау. Однако он отказался от идеи участия российских войск в подавлении итальянской революции, крайне непопулярной в русском обществе и, в первую очередь, среди прогрессивно настроенных офицеров гвардии.
Завершение конгресса в Лайбахе было связано с подписанием новой Декларации Австрии, Пруссии и России об оккупации Неаполя и Пьемонта австрийскими войсками. Она подтверждала их решимость использовать насильственные методы для восстановления там власти легитимных монархов.
В ходе работы конгресса вновь проявилось острое соперничество между Россией и Англией. В принципе не выступая против принятых решений, Великобритания всемерно пыталась ограничить российское влияние на развитие международных отношений и принизить роль самого Александра I как арбитра Европы. Между ним и министром иностранных дел Великобритании лордом Р. Каслри постоянно происходили бурные дискуссии.
На конгрессе в Троппау — Лайбахе вопрос об испанской революции специально не обсуждался. Однако уже тогда Россия, Австрия и Франция, обеспокоенные усиливавшимся радикализмом испанских революционеров, высказали идею о необходимости вмешательства в дела Пиренейского полуострова. Так постепенно усиливалась консервативная линия в политике Александра I и в испанском вопросе.
Последний конгресс Священного союза состоялся в Вероне в 1822 г. Это был наиболее представительный форум европейских государств. В Верону прибыли российский император Александр I, австрийский император Франц I, прусский король Фридрих Вильгельм III, итальянские монархи, английский и французский министры иностранных дел, видные дипломаты и военачальники разных стран. Конгресс проходил в условиях разраставшейся революции в Испании, широкого освободительного движения в испанских колониях в Латинской Америке и начавшегося в 1821 г. греческого восстания, обострившего противоречия европейских держав в восточном вопросе.
Программа российской делегации на Веронском конгресс имела явно консервативный характер. Вместе с отставкой графа И. Каподистрии (май 1822) Россия окончательно отказалась от дипло-
матических методов урегулирования проблем революционных движений в Европе и отдала предпочтение идее прямого вооруженного вмешательства.
Центральное место в работе конгресса занимал вопрос о революции в Испании, вылившийся в обсуждение дипломатической подготовки иностранной интервенции в нее. Инициатором выступала Франция, опасавшаяся пагубного влияния испанских событий на внутреннее положение в своей стране. Было принято решение о французской интервенции в Испанию. Ее войска в битве под Трокадеро нанесли поражение испанской армии. Осенью 1823 г. революция в Испании была подавлена.
Другие международные вопросы, которые обсуждались в Вероне, вызвали неоднозначное отношение к ним и серьезные политические разногласия представителей европейских государств. Вопрос об отношении к восставшим латиноамериканским колониям Испании вызвал серьезные разногласия: Англия настаивала на признании их независимости; Австрия и Пруссия ответили категорическим отказом; Россия заняла уклончивую позицию.
По инициативе Англии на конгрессе обсуждался вопрос о мерах по прекращению работорговли. Россия безоговорочно поддержала их, однако Франция не согласилась с программой, предложенной Великобританией.
В день окончания работы Веронского конгресс Австрия, Россия и Пруссия вновь приняли циркуляр, осуждавший революции, в том числе и греческое восстание. Однако добиться согласованных действий в этом вопросе державам не удалось.
Последний конгресс Священного союза свидетельствовал о значительном поправении европейской дипломатии. Не признавая неизбежности крушения старых абсолютистских порядков и развития Европы по пути социально-политического прогресса, Александр I и его союзники пытались предотвратить эти процессы не только методами дипломатического воздействия, но и прямым вооруженным вмешательством. Временно они достигли своей цели: первая в XIX в. волна европейских революций была отбита, Венская система сохранена, власть ряда европейских монархов восстановлена.
Итоги этой политики были неоднозначно восприняты русским обществом. Значительная часть официальных кругов приветствовала их. Представители прогрессивных кругов (в первую очередь, будущие декабристы) решительно осуждали консерватизм внешнеполитического курса Александра и сложившийся блок России, Австрии, Пруссии. Либерально настроенный государственный и общественный деятель поэт П. А. Вяземский метко определил его как "тройной булат самодержавия".
В период Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода 1813—1814 гг. внимание России было отвлечено от Турции и Балкан. Однако российское правительство
продолжало рассматривать восточное направление своей политики как одно из важнейших. Задачи в решении восточного вопроса оставались прежними: укрепление и обеспечение безопасности южных границ, создание благоприятных внешнеполитических условий для развития Новороссии, защита торговых интересов России в черноморском регионе, обеспечение наиболее благоприятного режима судоходства через черноморские проливы.
Одновременно правительство Александра I не могло и не хотело устраниться от вмешательства в балканские дела и взаимоотношения Порты с ее подданными-христианами. Расширившиеся в период русско-турецких войн конца XVIII — начала XIX в. политические и духовные связи с балканскими народами накладывали на русское правительство обязательство по их поддержке. В то же время российская дипломатия, действуя в рамках Священного союза и придерживаясь принципа легитимизма, полностью отказалась от идеи расчленения Османской империи и создания конфедерации славянских государств под своей эгидой. Некоторые идеи графа И. Каподистгаии, связанные с планом радикального решения балканского вопроса, не получили поддержки и не были реализованы. Наоборот, русское правительство занимало твердую позицию отказа от военной конфронтации с Турцией и все спорные вопросы пыталось решать дипломатическими средствами. Характерной чертой политики Александра I в восточном вопросе в период Священного союза было стремление к согласованным действиям с европейскими странами. Этому не мешало даже понимание российской дипломатией, что Великобритания, Австрия, Франция имели собственные интересы на Востоке, противостоявшие России.
В 1812—1814 гг. международная обстановка в Юго-Восточной Европе оставалась крайне напряженной. Окончание войны России с Турцией не привело к стабилизации их отношений. Турция, вынужденная по Бухарестскому мирному договору уступить России Бессарабию, подтвердить автономию Дунайских княжеств и предоставить самоуправление Сербии, стремилась к политическому реваншу, восстановлению своих позиций на Балканах. В Османской империи разжигались религиозный фанатизм, антиславянские и антирусские настроения. Они подогревались английской и французской дипломатией, которая последовательно боролась против России в восточном вопросе.
В 1813 г., собрав огромные силы, турки начали военные действия против продолжавшегося восстания сербов и разгромили их. Руководитель восстания Карагеоргий эмигрировал в Австрию. Новый сербский господарь Милош Обренович принял турецкие условия, восстанавливавшие многие старые порядки. В 1815 г. в Сербии вновь вспыхнуло восстание. Россия, одержавшая к этому времени победу над Наполеоном, смогла более решительно выступить в защиту сербов. Она поддержала их дипломатическими средствами, настаивая на строгом выполнении Турцией условия Бухарестского
мирного договора об автономии Сербии. В результате в 1816 г. между Турцией и Сербией был подписан новый мир, по которому султан окончательно признал сербскую автономию.
В 1816 г. в Константинополь был направлен со специальной миссией граф Г. А. Строганов. В его задачу входило добиться от Порты строгого выполнения условий Бухарестского мирного договора, главным образом, подтверждения автономных прав Дунайских княжеств. Не менее остро стоял вопрос о свободе навигации в проливах и о торговле российских подданных в Османской империи. В 1820 г. русская дипломатия предложила Порте точно зафиксировать привилегии для российской торговли в турецких владениях и ввести более низкий взаимный таможенный тариф. Однако последняя отказалась подписать подобное соглашение, что не способствовало улучшению русско-турецких отношений. Строганов имел инструкции решать все эти вопросы мирными, дипломатическими средствами, не доводя дело до нового вооруженного конфликта.
Проводя умеренную и сдержанную политику в отношении Турции, Россия постепенно теряла свое влияние в восточном Средиземноморье, где значительно усилились позиции Великобритании. Последняя фактически установила свой протекторат над Ионическими островами. В 1819 — 1820 гг. на них вспыхнули антианглийские восстания, жестоко подавленные британскими властями.
В 20-х годах XIX в. восточный вопрос получил новое развитие в связи с широким национально-освободительным восстанием в Греции. В 1814 г. в Одессе греческие патриоты создали тайную организацию "Филики Этерия" ("Общество друзей") и начали подготовку к освобождению Балкан. В 1817—1820 гг. деятельность этеристов распространилась в Молдове, Валахии, Сербии, Болгарии, собственно Греции и греческих общинах за рубежом. Во всех планах "Филики Этерии" главное место занимал вопрос подготовки восстания в Греции одновременно с антитурецкими выступлениями в других районах Балкан.
Правительство Александра I принципиально осуждало деятельность греческого тайного общества, однако в целом продолжало покровительствовать грекам. Многие греческие патриоты не только нашли убежище в России, но и заняли видное положение в армии и на дипломатической службе. Наиболее наглядным примером явилась карьера графа И. Каподистрии.
В марте 1821 г. вспыхнуло греческое восстание под руководством А. Ипсиланти, участника Отечественной войны 1812 г. и бывшего генерала русской службы. Первоначально русское правительство заняло по отношению к греческому движению более жесткую позицию, чем ожидали сами восставшие. Ипсиланти был уволен с русской службы без права возвращения в Россию. Александр I произвел демарш, осудивший греческую революцию, и довел его до сведения европейских дворов и Порты. Однако постепенно позиция России стала меняться. Это было связано с действиями турецкого
правительства, которое закрыло проливы для русских кораблей, ввело свои войска в Дунайские княжества, жестоко расправлялось с греческими повстанцами. В этих условиях Россия пыталась добиться согласованных действий европейских держав и коллективного нажима на Турцию для решения греческого вопроса. Но она натолкнулась на противодействие Англии и Австрии, которые саботировали все русские планы "умиротворения" греков. Британский министр иностранных дел лорд Р. Каслри прямо заявил о том, что поражение восставших греков от Турции явится для его кабинета лучшим вариантом и "будет простейшим способом устранить осложнения, возникшие на Востоке". Такая позиция европейских держав заставила Александра I временно отступить в этом вопросе.
В дальнейшей активизации политики России по отношению к греческому восстанию большая роль принадлежала русской общественности. Передовая Россия сочувственно относилась к восставшим грекам. Фактически все слои русского общества — дворянство, купечество, духовенство — выступали за оказание помощи греческому народу.
Постепенно изменялась и политика Великобритании. После смерти Р. Каслри новый министр иностранных дел Дж. Каннинг в марте 1823 г. поразил европейские дворы, неожиданно признав греков воюющей стороной. Английские банки предоставили им помощь в размере 800 тыс. фунтов стерлингов. Британская дипломатия предпринимала сложные дипломатические маневры не столько для того, чтобы обеспечить реальную помощь грекам, сколько для того, чтобы связать России руки в этой международной проблеме.
В 1823—1824 гг. русское правительство продолжало добиваться урегулирования греческого вопроса путем коллективных акций всех союзных держав. В 1824 г. оно сформулировало программу решения этого вопроса, связанную с предоставлением Греции частичной автономии в составе Турции, что отразило определенное изменение позиции России и ее стремление оказать грекам конкретную политическую поддержку. Однако русская программа была еще довольно умеренной. Она предусматривала ("Мемуар" К. В. Нессельроде, разосланный европейским кабинетам) автономию Греции лишь на части ее территории. Греки же стремились к полной независимости. В результате русские предложения были отвергнуты как греческой, так и турецкой сторонами.
Это был опрометчивый шаг, сделанный греками, так как их военное положение стремительно ухудшалось в связи с тем, что в Грецию на помощь туркам прибыли две хорошо вооруженные и обученные по европейскому образцу дивизии вассала султана — египетского паши Мухаммеда Али. Греческая революция стояла на грани полного военного поражения. Серьезной опасности подверглось и мирное греческое население.
В начале 1825 г. собралась Петербургская конференция, в которой участвовали Россия, Австрия, Пруссия, Англия и Фран-
ция. Она была последней попыткой российского правительства согласовать действия держав. Программа российского правительства была враждебно встречена Австрией и Англией, прохладно — Францией и Пруссией. После того как Турция отвергла предложения о посредничестве от участников конференции, Александр в последние месяцы своей жизни принял решение действовать самостоятельно в греческом вопросе. Началась концентрация русских войск на границах с Турцией.
Таким образом, политика России в греческом вопросе в 1821— 1825 гг. претерпела эволюцию от открытого осуждения повстанцев до попытки оказать им содействие соединенными усилиями европейских держав и, в конечном счете, понимания необходимости действовать самостоятельно и решительно.
Взаимоотношения России с государствами американского континента. Бурные события в Новом Свете в последней четверти XVIII в., возникновение молодой заокеанской республики и действия ее в качестве субъекта международной политики привлекали внимание российского правительства.
С момента образования США (Северо-Американских Штатов) американское правительство поставило перед собой задачу установления дипломатических отношений с Россией. Оно искало помощи России в борьбе против Англии, не желавшей мириться с потерей своих бывших колоний. В начале XIX в. русско-американские отношения развивались в дружественном направлении. В 1804 г. началась переписка между Александром I и президентом Т. Джефферсоном. В 1809 г. были установлены дипломатические отношения между Россией и США, что повлекло за собой значительное расширение экономических связей. В годы континентальной блокады американские суда стали частыми гостями на Санкт-Петербургском рейде.
Интересы двух стран непосредственно не сталкивались на мировой арене. В то же время зачастую у них оказывался общий противник — Англия. Поэтому в первой половине XIX в. Северо-Американские Штаты делали все возможное для укрепления связей с Россией. Во время Отечественной войны 1812 г. американская общественность и правительство оказывали моральную поддержку русскому народу, боровшемуся против наполеоновской агрессии.
В период англо-американской войны 1812 — 1814 гг. русское правительство, несмотря на союз с Англией, заняло доброжелательную позицию по отношению к США. Англо-американская война завершилась Гентским мирным договором 1814 г. Однако сохранялись спорные вопросы. В 1821 г. в их решении арбитром выступил Александр I. Он уладил конфликт, возникший в связи с частной собственностью, вывезенной во время войны англичанами из Северо-Американских Штатов, в пользу последних.
В конце XVIII в. была организована Российско-американская компания, осуществлявшая торговлю на Аляске и северо-западном побережье Америки. Она опиралась на русские поселения на Аляске, которые появились там еще в середине XVIII в. Административным центром Русской Америки являлся Ново-Архангельск, расположенный на острове Баранова (Ситха). По островам и северозападному побережью был разбросан ряд поселений, представлявших собой небольшие крепости, редуты и одиночные зимовья. С 1812 по 1841 г. Россия владела также крепостью Росс в Калифорнии.
До 1823 г. русское правительство в целом поддерживало деятельность Российско-американской компании на Аляске. Однако оно противодействовало стремлению руководства компании к расширению территории и активизации торговой деятельности. Правительство понимало, что малочисленность русской колонии (около 800 человек) и ее удаленность от метрополии создают сложности по ее дальнейшему освоению и охране. Россия не хотела также осложнений с Северо-Американскими Штатами. В 1821 г. указом Александра I была четко определена сфера интересов России на северозападном побережье Америки: от Берингова пролива до 51 градуса северной широты. Согласно указу, иностранным судам воспрещалось не только приставать к подвластным России берегам и островам, но и приближаться/к ним на расстояние в 100 миль. Несмотря на свою умеренность, указ вызвал противодействие США.
В декабре 1823 г. была провозглашена доктрина президента США Д. Монро — "Америка для американцев". Ее главная идея была такова: "Американские континенты в виду свободного и независимого положения не должны впредь рассматриваться в качестве объектов для будущей колонизации любой европейской державы". Эта политическая доктрина означала противодействие европейскому вмешательству в Америку и вместе с тем распространение колониальной экспансии самих окрепших Северо-Американских Штатов.
Доктрина Монро, направленная прежде всего против Англии, которая обладала наиболее крупными колониальными владениями в Северной Америке, в определенной степени затрагивала и интересы России на Аляске. В апреле 1824 г. между Россией и США была подписана конвенция о торговле, мореплавании и территориальном разграничении на северо-западе Америки. Соглашение было достигнуто путем взаимных уступок, но со стороны России они были более значительными. Русские обязывались не селиться к югу, а американцы — к северу от 54 градуса северной широты. Таким образом, зона русского влияния сокращалась по сравнению с указом Александра I 1821 г. По ст. 4 американские суда и торговцы допускались на территории, принадлежавшие России на Аляске и прилегавших островах. По сути это означало ослабление деятельности Российско-американской компании. Американские купцы
начали беззастенчивый грабеж местного населения и бесконтрольный вывоз пушнины из российских владений.
В отношениях двух стран заметное место занял также торговый договор 1832 г., основанный на принципе наибольшего благоприятствования и ожививший российско-американские связи. (Договор действовал вплоть до начала первой мировой войны 1914— 1918 гг.)
Внимание России к испанским колониям в Латинской Америке и португальской Бразилии возросло в результате установления континентальной блокады в Европе. Русское правительство было заинтересовано в расширении торговли с Латинской Америкой и получении оттуда колониальных товаров, поступление которых в Россию было прервано в связи с разрывом русско-английских отношений.
В 1810 г. началась война за независимость испанских колоний в Латинской Америке. Эта война и отношение к ней европейских государств на длительное время стали важной международной проблемой. Первоначально русское правительство придерживалось дружественного нейтралитета и было готово заключить торговые соглашения с восставшими колониями, что означало бы их фактическое признание. После Венского конгресса и реставрации Бурбонов в Испании позиция России по отношению к восставшим начала меняться. Это было связано с общим поправением внешнеполитического курса Александра I и принципами Священного союза. На его конгрессах постоянно возникал вопрос об отношении к восставшим колониям. Однако общей линии по отношению к Латинской Америке союзникам выработать не удалось. Великобритания поспешила признать новые независимые государства. У других европейских держав из-за отсутствия сильных военных флотов не было реальной возможности вмешаться в события в южном полушарии Нового Света.
Россия, в принципе осуждая действия латиноамериканских повстанцев, заняла позицию твердого нейтралитета. Более того, в 1824 г. она официально заявила, что вооруженное вмешательство в разногласия между Испанией и ее американскими провинциями не представляется возможным, согласившись лишь на мирное посредничество.
Вместе с тем дипломатическое признание Россией новых государств Латинской Америки затянулось на долгие годы. Этот процесс начался в 1827 г. с установления дипломатических отношений с Бразилией.