Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере

В русском языке слово «предпринимательство» употребляется в двух общих значениях: = характеризуя определенный вид деятельности; = обозначая определенную общественную группу, занимающуюся этой деятельностью. Слово «предпринимательство» ассоциируется прежде всего с экономической активностью. Экономическая активность – это все энергетические процессы, связанные с производством и обменом некоторых благ (материальных или духовных). Ни производство, ни обмен не могут совершаться спонтанно, поскольку всегда обладают относительно сложным характером и требуют сознательного участия человека. Следовательно, экономическая активность может быть либо вынужденной, либо свободной. Т.о., экономическая активность всегда выступает как деятельность, то есть как свободная трата жизненной энергии, осуществляемая под определенным (не абсолютным) давлением обстоятельств. Главным таким обстоятельством является потребность в продуктах труда. В результате разделения труда происходит специализация отдельных людей или групп людей на выполнении определенных трудовых функций, а также на производстве определенных продуктов. Это приводит к возникновению группы людей, специализирующихся на предпринимательстве. Предпринимательство есть разновидность экономической активности. А рыночные отношения в свою очередь порождают у многих граждан естественное стремление иметь «свое дело», с помощью которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности – предпринимательства.
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.).
В Законе РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" сказано, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.
Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры), с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него.

Субъектами предпринимательства могут быть:

• граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;

• граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

• объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность.

В соответствии с законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности" предприниматель (руководитель) имеет право:

• привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;

• самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;

• осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

• осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;

• нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.

Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос).

К производственному предпринимательству относится = деятельность, направленная на производство продукции, = проведение работ и услуг, = сбор, обработку и предоставление информации, = создание духовных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям.

Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.

Результатом производственно-предпринимательской деятельности является производство продукта, который требует своей реализации.

Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа товаров и услуг.

Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку его объектом купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.), т.е. происходит продажа одних денег в прямой или косвенной форме. Особенностью предпринимательства в культурно-досуговой сфере является то, что в ней уделяется внимание преимущественно двум первым видам предпринимательства.

Предпринимательство это инициатива физического или юридического лица, направленная на производство продукции, выполнение различных видов работ, оказание услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане, не ограниченные законом в правоспособности или дееспособности, а также юридические лица всех форм собственности. Предприниматель имеет право без ограничений и на собственный риск принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую законодательству.

Для развития предпринимательской деятельности важное значение имеет предпринимательская среда. Пред­принимательская среда - совокупность общественных инсти­тутов и условий, правовых норм, систем государственной поддержки. Это также определенный социальный климат, условия безопасности, специальная инфраструктура для предпринимательства, т.е. все то, что, обеспечивает даль­нейшее становление и развитие предпринимательства.

Одним из направлений предпринимательской деятель­ности является малое предпринимательство, или малый бизнес. Он наиболее характерен для социальной сферы.

Понятие малого предпринимательства связано, прежде всего, с критерием величины предприятия. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может произво­диться по оценке объема прибыли, по объему товарооборо­та, по числу занятых. В действующем законодательстве РФ наиболее значимым критерием принят учет численности.

Основными предпосылками развития предприниматель­ства в социальной сфере являются:

- правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;

- изменение отношений собственности и смещение ак­цента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;

- резкое сокращение финансовых средств, поступаю­щих из бюджета в социальную сферу;

- появление обеспеченных слоев населения, которые формируют платежеспособный спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.

В социальной сфере предпринимательство развивается по следующем направлениям:

- дополнительные услуги в рамках основной деятель­ности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей персональ­ных компьютеров, организация групп по изучению
иностранных языков, использование спортивных со­оружений в коммерческих целях);

- услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им учеб­ные пособия);

- услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования).

Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность: В социальной сфере предпринимательство осуществля­ется в основном путем оказания услуг населению, что обу­словливается наличием особых факторов, отличающих эту сферу от других сфер экономики.

Основные факторы, влияющие на развитие пред­принимательства в социальной сфере: 1. Нормативная база

Нормативная база предпринимательства состоит из:

- законодательных норм по поводу собственности и аренды;

- законодательных норм о возможных видах предпри­нимательской деятельности;

- налогового законодательства;

- законодательных норм авторского права;

- законодательства о правах потребителей.

Труд

Необходимо отметить, что высокая эффективность малого бизнеса в социальной сфере, его низкая фондоемкость и преобладание в структуре его ресурсов интеллектуального творческого человеческого капитала вызывают активный интерес предпринимателей. Низкий уровень заработной платы в ряде отраслей со­циальной сферы.

3. Капитал

Капитал - это здания, сооружения, оборудование и де­нежные средства, необходимые для осуществления пред­принимательской деятельности.

Информация

Информация - это сведения, которые уменьшают сте­пень неопределенности наших знаний о тех или иных объек­тах или процессах (например, в бизнесе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: