Законодательный процесс: стадии, законодательная инициатива

Под законодательным процессом следует понимать упорядоченную деятельность парламента и главы государства при возможном участии правительства и иных заинтересованных органов по созданию и принятию закона.

Нормативной основой федерального законодательного процессаявляется Конституция РФ, Регламент Государственной Думы и Регламент Совета Федерации. Специального закона о федеральном законодательном процессе не принято. Многие положения Конституции РФ о федеральном законодательном процессе получили конкретизацию в целом ряде постановлений Конституционного Суда РФ.

Основными стадиями федерального законодательного процесса в России являются 1) внесение законопроекта, 2) принятие закона Государственной Думой, 3) одобрение закона Советом Федерации, 4) подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ. В ходе федерального законодательного процесса 5) Совет Федерации и Президент РФ могут налагать вето на законы, т.е. отклонять их, 6) для урегулирования разногласий субъекты законодательного процесса, как правило, создают согласительные комиссии. Последние две стадии федерального законодательного процесса являются необязательными, т.е. возникают в случае выражения соответствующей инициативы уполномоченного органа власти.

Первая стадия федерального законодательного процесса – внесение законопроектов. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Вносить законопроекты в «нижнюю» палату могут субъекты права законодательной инициативы, круг которых определен в Конституции РФ.

Под законодательной инициативой следует понимать внесение в парламент уполномоченными органами или лицами проекта закона.Право законодательной инициативы на федеральном уровне власти принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ. Каждый член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут реализовать право законодательной инициативы. Государственная Дума в целом в отличие от Совета Федерации не может быть субъектом законодательной инициативы. Правом внесения законопроектов обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения, т.е. вопросам, связанным с осуществлением судебной власти. Граждане РФ не обладают правом законодательной инициативы не федеральном уровне власти.

В Конституции РФ специально перечисляются субъекты законодательной инициативы, правомочные вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Отсутствие в этом перечне таких субъектов законодательной инициативы как отдельные депутаты или члены Совета Федерации свидетельствует об особой значимости предмета такой инициативы и необходимости ее поддержки определенной группой лиц или соответствующим органом власти в целом.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Без заключения Правительства РФ законопроект может быть внесен в Государственную Думу при наличии положительного решения профильного комитета о соответствии законопроекта требованиям положений Регламента палаты. Заключение Правительства РФ обязательно должно быть представлено, как правило, к первому чтению.

Законодательная инициатива может реализовываться в форме внесения поправок к законопроектам.

К внесенному законопроекту должны прилагаться следующие документы: 1) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта (субъектов) законодательной инициативы, внесшего (внесших) законопроект; 3) перечень законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); 5) заключение Правительства Российской Федерации (по законопроектам, предусмотренным частью 3 статьей 104 Конституции РФ); 6) документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ (по законопроектам о принятии и исполнении федерального бюджета, изменении его параметров); 7) документы, предусмотренные Федеральным законом от 15.06.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (по законопроекту о ратификации, прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации); 8) официальные отзывы Правительства РФ и Верховного Суда РФ (по законопроекту о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ); 9) документы, предусмотренные Федеральным законом "О техническом регулировании" (по законопроекту о техническом регламенте); 9) заключение Правительства РФ и решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположены соответствующие участки недр (по законопроекту о соглашении о разделе продукции и по законопроекту о внесении изменений в соответствующий федеральный закон о соглашении о разделе продукции); 10) документ, подтверждающий согласование законопроекта о передаче перемещенной культурной ценности с органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление объектом культуры, представляющим собой культурную ценность (по законопроекту о передаче культурной ценности, перемещенной в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящейся на территории Российской Федерации); 11) документ, подтверждающий согласование законопроекта по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ соответственно с Верховным Судом РФ и субъектом РФ (по законопроекту по вопросу определения общего числа мировых судей и количества судебных участков субъекта РФ).

В тексте законопроекта должны содержаться положения о сроке и порядке вступления в силу закона, а также о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или их отдельных положений в связи с принятием данного закона. Иные, не названные в Регламенте Государственной Думы документы, не могут быть затребованы от субъекта законодательной инициативы.

Законопроекты по отдельным вопросам могут быть внесены только определенным субъектом законодательной инициативы. Например, международные договоры вносятся в Государственную Думу на ратификацию только Президентом РФ или Правительством РФ в зависимости от того, какой из названных органов принимал решение об их подписании. В соответствии с Конституцией РФ проект федерального закона о федеральном бюджете и отчет об исполнении федерального бюджета могут вноситься только Правительством РФ.

Законопроект и прилагаемые к нему материалы направляется на имя Председателя Государственной Думы. Законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата палаты и Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы, ему присваивается регистрационные номер и на него заводится электронная регистрационная карта. В ней фиксируется весь путь движения законопроекта. Председатель Государственной Думы направляет законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который оценивает соответствие законодательной инициативы формальным требованиям Регламента «нижней» палаты и вносит на рассмотрение Совета Государственной Думы предложения по дальнейшему движению законопроекту.

В случае соответствия законопроекта и материалов к нему формальным требованиям Регламента Государственной Думы Совет палаты назначает комитет(ы), ответственный(ые) по законопроекту, включает законопроект в примерную программу законопроектной работы палаты, направляет его в комитеты, комиссии, фракции и другим субъектам законодательной инициативы. В противном случае по предложению профильного комитета Совет Государственной Думы возвращает законопроект и материалы к нему субъекту(ам) законодательной инициативы для приведения их в соответствии с требованиями Регламента палаты.

Комитет, ответственный по законопроекту, готовит его к рассмотрению Государственной Думой. С этой целью обобщаются поступившие заключения, отзывы, предложения и замечания к законопроекту; законопроект и материалы к нему обсуждаются на заседаниях комитета, а также созданной рабочей группы с участием заинтересованных органов, экспертов и специалистов; в Аппарате палаты, государственных органах, Общественной палате РФ и других организациях в зависимости от специфики их деятельности могут проводиться научная, правовая, юридико-техническая, лингвистическая экспертизы. Подготовленный к первому чтению законопроект поступает из комитета, ответственного по законопроекту, в Совет палаты, который вносит этот законопроект на рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.

Вторая стадия федерального законодательного процесса - принятие закона Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает законопроекты, как правило, в трех чтениях. Каждое чтение имеет свое целевое назначение. В первом чтении депутаты обсуждают концепцию законопроекта, оценивают соответствие основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальность и практическую значимость. Во втором чтении депутаты обсуждают поправки к законопроекту, предложенные субъектами законодательной инициативы, и голосуют за принятие или отклонение поправок. В третьем чтении депутаты голосуют за законопроект в целом. Внесение поправок до или после проведения третьего чтения не допускается. На этом этапе устраняются возможные внутренние противоречия в тексте законопроекта, устанавливается правильная взаимосвязь статей, делается редакционная правка.

После первого и второго чтений депутаты могут проголосовать за принятие федерального закона или одобрение федерального конституционного закона, исключая процедуры соответственно второго и третьего или третьего чтений. Такое решение может быть принято депутатами только при наличии заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, отражающего результаты правовой, юридико-технической и лингвистической экспертиз. Принятия законопроекта в первом чтении, минуя процедуры второго и третьего чтений невозможно в отношении законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Между чтениями над законопроектом работает комитет, назначенный Советом Государственной Думы ответственным за подготовку законопроекта. Ответственный комитет готовит проекты решений Государственной Думы по законопроекту, изучает и обобщает поступившие на этапе второго чтения поправки. Поправки оформляются в виде трех таблиц. На пленарном заседании депутаты могут голосовать как в целом по таблицам поправок, так и по каждой поправке, включенной в одну из таблиц, в отдельности. «За» или «против» поправки из третьей таблицы депутаты голосуют в отдельности. Решение о направлении законопроекта на второе и третье чтение принимается Советом палаты после представления ответственного комитета о готовности документа к соответствующему чтению.

Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов палаты, т.е. от 450 депутатов (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть3), 105 (часть 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3), 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Третья стадия федерального законодательного процесса – одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы закон регистрируется в Совете Федерации и направляется всем его членам. Вместе с принятым законом в Совет Федерации направляются постановление Государственной Думы о принятии закона, стенограмма заседания «нижней» палаты, документы и материалы, которые были представлены при внесении законопроекта. Председатель или по его поручению заместитель по согласованию с председателями комитетов, комиссий «верхней» палаты определяют комитет (комиссию), ответственный(ую) за рассмотрение федерального закона. Комитет (комиссия) готовит заключение по данному закону к пленарному заседанию Совета Федерации.

В таком заключении дается оценка рассматриваемого закона и формулируется одно из следующих решений: 1) рекомендовать парламентариям одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; 2) рекомендовать отклонить такой федеральный закон.

В соответствии со статьей 106 Конституцией РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров России, статуса и защиты государственной границы РФ, войны и мира. Ответственный комитет (комиссия) должен указать в заключении, подлежит ли федеральный закон обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Совет Федерации обязан принять к рассмотрению поступивший из Государственной Думы закон в течение 14 дней и закончить его рассмотрение на следующем заседании принятием решения об одобрении или отклонении соответствующего федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1995 № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации»). Совет Федерации большинством голосов от общего числа его членов принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты. По результатам обсуждения закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: 1) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон; 2) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.

В случае если 14-дневный срок рассмотрения федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению палатой, истекает до очередного заседания Совета Федерации, то Совет палаты вправе принять одно из следующих решений: 1) поручить Председателю Совета Федерации направить Президенту РФ для подписания и обнародования федеральный закон, считающийся одобренным Советом Федерации в обычном конституционном порядке; 2) поручить Председателю Совета Федерации созвать внеочередное заседание палаты для рассмотрения федерального закона, по которому у комитетов (комиссий) имеются замечания.

При рассмотрении федерального закона на заседании Совета Федерации он считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа парламентариев, т.е. от установленного Конституцией РФ полного численного состава верхней палаты (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть3), 105 (часть 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3), 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»).

Решения Государственной Думы и Совета Федерации в ходе федерального законодательного процесса оформляются постановлениями.

Четвертая стадия федерального законодательного процесса - подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ. Подписание и обнародование главой государства принятого парламентом закона в ряде зарубежных стран и литературе может называться также промульгацией. Способами обнародования являются 1) опубликование федерального закона в предусмотренных официальных источниках опубликования; 2) оглашение посредством общедоступных средств массовой информации – телевидения и радио. Специальных указаний в законодательстве нет, но, в будущем, возможно, и Интернета. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцать дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Условия начала действия закона определяются Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания».

В качестве необязательной стадии федерального законодательного процесса можно назвать отклонение законов Советом Федерации или Президентом РФ. Совет Федерации в случае неодобрения большинством голосов принятого Государственной Думой федерального закона выражает несогласие с мнением «нижней» палаты Федерального Собрание. Отклонение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона может расцениваться в качестве вето «верхней» палаты, которое депутаты могут преодолеть. Государственная Дума полномочна повторно принять соответствующий закон не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Таким образом, вето Совета Федерации преодолевается квалифицированным большинством голосов парламентариев нижней палаты. Неодобрение Советом Федерации федерального конституционного закона не может быть преодолено Государственной Думой в рассмотренной процедуре.

Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может наложить на него вето, т.е. не подписать и не обнародовать этот закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федерального закона он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, вето главы государства считается преодоленным и отклоненный им ранее закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Президент РФ не обладает правом вето в отношении федеральных конституционных законов.

В качестве необязательной стадии федерального законодательного процесса можно назвать создание согласительных комиссий. Для преодоления возникших разногласий в федеральном законодательном процессе уполномоченные субъекты – палаты и Президент РФ – могут образовывать согласительные комиссии. Например, в случае отклонения федерального закона Советом Федерации или Президентом РФ создается согласительная комиссия с участием Государственной Думы. Согласительные комиссии могут создаваться в случае отклонения в Государственной Думе проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении. Решение в согласительной комиссии считается принятой стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовали все депутации. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным. После работы согласительных комиссий проект федерального закона, как правило, возвращается на тот этап законодательного процесса, который им не был пройден.

В особом порядке рассматриваются федеральные конституционные законы. В отличие от федеральных законов федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов парламентариев. За принятие федерального конституционного закона должно проголосовать две трети депутатов Государственной Думы. Одобрить такой закон должны три четвертых членов Совета Федерации. Если федеральный конституционный закон не набирает необходимого количества голосов в Совете Федерации, преодолеть такое несогласие верхней палаты Государственная Дума не может. В этом случае необходимо создавать согласительную комиссию и (или) снова принимать федеральный конституционный закон в другой редакции. Президент РФ также не может накладывать вето на федеральные конституционные законы. В течение семи дней с момента поступления к нему таких законов глава государства обязан подписать их и обнародовать.

В особом порядке принимается Закон РФ о поправке к Конституции РФ. Порядок его принятия устанавливается в Конституции РФ и Федеральном законе «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Закон РФ о поправке к Конституции РФ инициируется субъектами, определенными в статье 134 Конституции РФ. Перечень этих субъектов РФ отличается от перечня субъектов законодательной инициативы по федеральным конституционным законам и федеральным законам. Закон РФ о поправке к Конституции РФ принимается в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако для вступления в силу названного Закон необходимо одобрение данных поправок органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Результаты рассмотрения Закона РФ о поправке к Конституции РФ законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ подводит Совет Федерации. При наличии необходимого числа решений об одобрении поправок соответствующими региональными органами Закон РФ о поправке к Конституции РФ передается на промульгацию Президенту РФ.

В особом порядке принимается федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Порядок разработки и обсуждения федерального закона о бюджете устанавливается в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Правительства РФ и других нормативных правовых актах. Законопроект о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу вносит Правительство РФ. Составление проекта бюджета осуществляется Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти, в том числе Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. В подготовке и рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете участвуют несколько комитетов Государственной Думы, одним из которых обязательно является комитет по бюджету. Другие комитеты-соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов федерального бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете вносятся следующие законы: 1) об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; 2) о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; 3) о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В ходе федерального законодательного процесса обычно проводится «нулевое» чтение законопроектов, как таковое не предусмотренное Регламентом Государственной Думы. «Нулевое» чтение является неформальным институт, позволяющим согласовать до внесения законопроекта существующие противоречия субъектов федерального законодательного процесса и избежать конфликта сторон в будущем. «Нулевое» чтение осуществляется по проекту федерального закона о федеральном бюджете, а также может проводиться в отношении других законопроектов, имеющих общественную и государственную значимость. «Нулевое» чтение проводится до внесения соответствующего проекта в нижнюю палату парламента. На заседании, проводимом под эгидой «нулевого» чтения встречаются заинтересованные государственные органы, как правило, депутаты и представители исполнительной власти, имеющие принципиальные спорные позиции по предмету законопроекта.

В особом порядке рассматриваются проекты федеральных законов о технических регламентах. Этот порядок определяется Федеральным законом «О техническом регулировании». Предметом технического регламента являются обязательные для исполнения и применения требования к объектам технического регулирования – продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

 

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания. Федеральный конституционный закон: отличия от федерального закона.

Подписание и обнародование главой государства принятого парламентом закона в ряде зарубежных стран и литературе может называться также промульгацией. Способами обнародования являются 1) опубликование федерального закона в предусмотренных официальных источниках опубликования; 2) оглашение посредством общедоступных средств массовой информации – телевидения и радио. Специальных указаний в законодательстве нет, но, в будущем, возможно, и Интернета. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцать дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Условия начала действия закона определяются Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания».

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

"Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

"Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами. Первый способ. Нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня его опубликования. Второй способ. Нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. Третий способ – вступление закона в силу со дня его официального опубликования – стал приоритетным в последнее время. Четвертый способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий.

Федеральный конституционный закон: отличия от федерального закона:

- большая юридическая сила ФКЗ по сравнению с ФЗ;

- ФКЗ принимается по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ, а ФЗ по любому вопросу, отнесенному к исключительному ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и ее субъектов;

- усложненный порядок принятия ФКЗ по сравнению с ФЗ (принимается большинством голосов от общего количества депутатов ГД и членов СФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: