Правовые акты Советского государства

Первыми правовыми актами Советского государства можно считать обращение Петроградского ВРК "К гражданам России" и обращение II Всероссийского съезда Советов "Рабочим, солдатам и крестьянам". Важным правовым актом, который почти целиком вошел в первую Советскую Конституцию, была "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г.
Эта Декларация не была традиционным документом либерального государства о правах индивидуума. Она провозглашала принципы социальной и экономической политики, и уже в этом документе выражалась главная идея, отличавшая Советское государство от буржуазно-либерального: свободу человека надо защищать не от государства, а с помощью государства.
Конечно, перестройка всей системы права не могла быть моментальной, и в 1917-1918 гг. наряду с законами Советского государства действовали нормы старого права, которые постепенно теряли свою силу по мере становления нового законодательства.
Издавать законодательные акты имели право Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК, а с 1919 г. также Президиум ВЦИК. Правовые акты издавали также центральные органы управления и местные Советы. В выработке нормативных актов в ряде случаев принимали участие общественные организации трудящихся (например, профсоюзы в сфере трудового права). Чаще всего законодательные акты именовались декретами. Различить уровень этих актов можно было по уровню того органа, который их принял.
Вплоть до окончания гражданской войны Советское государство действовало в ситуации чрезвычайного положения. Ни целостной системы правовых норм, ни системы органов правопорядка создано еще не было. При отсутствии установленных правовых норм практические вопросы решались, или исходя из старых норм, или опираясь на "революционное правосознание", источником которого было классовое сознание (или даже "классовое чутье"). На деле это означало принятие решений под давлением обстоятельств, исходя из "революционной целесообразности". В целом господствовал здравый смысл и общие культурные нормы, но все стороны многомерного конфликта, который разразился в России, многократно прибегали к крайним мерам и страшным эксцессам, свойственным всякой революции и гражданской войне.
Но эксцессы - это особый срез истории государства и права. Он требует академического, свободного от идеологических пристрастий описания и изучения. Время для этого, видимо, еще не пришло.
Гражданское право.
В ходе первых мероприятий Советской власти в собственность государства последовательно перешли земля и ее недра, банки, предприятия промышленности, железные дороги и флот т.д. Сфера частной собственности граждан на орудия труда и средства производства, служащая для извлечения дохода, резко сократилась.
Многие акты были прямо направлены на подрыв частной собственности и особенно на пресечение нарастающего вала сделок, направленных на распродажу и разделение крупной собственности с целью вывести ее из-под угрозы национализации.
Сокращались договорные отношения. Вместе с тем еще в декабре 1917 г. СНК подтвердил, что все обязательства, возникающие из договоров по поставкам и заготовкам продовольствия для армии, сохранялись в силе. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились в основном уже на административном, а не гражданском праве.
Декрет ВЦИК "Об отмене наследования" (27 апреля 1918 г.) отменил наследование как по закону, так и по завещанию. После смерти владельца как движимое, так и недвижимое имущество становилось государственным достоянием. Супругу или ближайшим родственникам переходила лишь часть имущества, стоимостью не более 10 тысяч рублей (в инструкциях НКЮ разъяснялось, что главное - не установленный предел, а источник приобретения наследуемого имущества). Впрочем, имущество умершего могли получить его нуждавшиеся и нетрудоспособные родственники. Реально, декрет отменил наследование буржуазной частной собственности, но не трудовой. Особым декретом были запрещены дарение и всякое иное безвозмездное предоставление, передача, переуступка и т.п. имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей. В сфере интеллектуальной собственности государству было дано право на национализацию авторских произведений и изобретений. Авторские права было нельзя передавать по наследству.
Уголовное право.
Первым актом нового государства в области уголовного права было постановление II Всероссийского съезда Советов "Об отмене смертной казни". На деле смертную казнь, начиная с февраля 1918 г., применяла ВЧК. В июне 1918 г. ревтрибунал приговорил к смертной казни адмирала, обвиненного в попытке сдать Балтийский флот немцам. Против этого приговора резко протестовали левые эсеры. Примечательно, что будучи сторонниками террора и казней без суда в ВЧК, они отвергали именно судебный приговор как "возрождение буржуазной государственности". 16 июня 1918 г. было издано постановление НКЮ, наделившее ревтрибуналы правом применения высшей меры.
К апрелю 1918 г. было принято 17 уголовно-правовых декретов и 15 актов об отдельных преступлениях, к концу июля 1918 г., соответственно, 40 и 69. К правовым актам относятся руководства и инструкции НКЮ для ревтрибуналов. Они создавали нормы особенной части уголовного права в отношении дел, подсудных трибуналам. 6 октября 1918 г. Кассационный отдел при ВЦИК систематизировал эти нормы. Была сделана попытка сформулировать составы преступлений, отнесенных законодательством к компетенции трибуналов, раскрыть содержание понятия контрреволюционной деятельности. Перечень деяний, подпадающих под эту категорию, был очень широк и неравнозначен (от контрреволюционных выступлений, ставящих своей целью свержение Советского правительства, до угроз по отношению к деятелям советских или хозяйственных органов)(17).
Особенностью правовых актов этого периода была возможность привлечь к суду ревтрибунала провокаторов, осведомителей или иных служащих старого режима, деятельность которых до установления Советской власти признавалась вредной для революции. Однако для этого всякий раз требовалось специальное постановление местного Совета или исполкома. Формально, в этой части закону придавалась обратная сила - недопустимая по меркам современного правового государства вещь. По сути это была скорее превентивная мера с целью обезвредить потенциального противника.
В 1919 году НКЮ, обобщив законодательство и судебную практику общих судов и ревтрибуналов, издал документ по общей части уголовного права: "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР". "Руководящие начала..." дают общее определение права и уголовного права в классовой фразеологии. Так, задача советского уголовного права - посредством репрессий охранять систему общественных отношений, соответствующую интересам трудящихся масс. Документ включал восемь разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.
В целом, если отвлечься от идеологической ("классовой") окраски, основные принципы "Руководящих начал..." вполне соответствуют тем представлениям о преступлении и наказании, которые сложились в Новое время в гражданском обществе, а не в традиционном праве. Преступление определялось как нарушение общественных отношений, а наказание как мера, посредством которой власть защищает данный порядок общественных отношений. То есть, цель наказания определялась как охрана общества от будущих возможных преступлений как данного лица, так и других лиц, т.е. как задача общего предупреждения - а не как месть, "ликвидирующая" преступление.
При определении меры наказания суд должен был оценивать опасность для общества преступника, а не только совершенного им деяния. Таким образом, с самого начала советского уголовного права допускалась возможность превентивных наказаний - до совершения преступлений. Признаки, по которым можно было прогнозировать вероятность опасных для общества деяний, были классовыми. Тем самым все уголовное право неявно делилось на два совершенно различных раздела. Существовали "обычные" преступления, в отношении которых можно было применять гуманные методы воспитания и исправления, и "контрреволюционные" преступления, которые следовало карать и подавлять самыми крайними мерами. Так с самых первых шагов стала выделяться категория "государственных преступлений", оформленная позже.
При этом возникла и "классовая" дискриминация преступников. Считалось, что общие преступления может совершить даже пролетарий и крестьянин, а государственные - "классовый враг", хотя бы и замаскировавшийся под рабочего. Исходя из этих категорий строилась и система судов, и процесс. Перечислялись обстоятельства, которые должен был учитывать суд. Например, ревтрибунал выяснял: принадлежит ли преступник к имущему классу, имело ли преступление целью восстановление, сохранение или приобретение какой-либо привилегии, связанной с собственностью - или оно совершено неимущим в состоянии голода и нужды и т.п.
В известной мере тем самым воспроизводилась, но в перевернутом виде, уголовная система гражданского общества на ранних стадиях его формирования. Там уголовное право и система наказаний была открыто и жестко направлена против бедных ради защиты "республики собственников" (так, статистика показывает, что тюрьма как современный способ наказания была создана почти исключительно для бедных, а для имущих классов созданы особые меры наказания)(18).
Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В специальном разделе давались примерные виды наказаний: внушение, общественное порицание, бойкот, возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, воспрещение занимать ту или другую должность, конфискация имущества или его части, лишение политических прав, объявление врагом революции или народа, принудительные работы без помещения в места лишения свободы, лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел (по приговору лишь ревтрибунала). Предусматривалось условное осуждение совершивших преступление впервые при тяжелом стечении обстоятельств его жизни, когда безопасность общества не требует его изоляции.
Отметим, что советское уголовное право с самого начала включило принудительные работы в число важнейших видов наказания. Декрет Наркомюста от 23 июля 1918 г. установил, что лишение свободы всегда предполагает принудительные работы. Тем же декретом учреждались "изоляторы специального назначения" - для заключенных, виновных в дисциплинарных нарушениях, "неисправимых" (потенциально, все классовые враги на время чрезвычайного периода считались "неисправимыми").
Уголовное право РСФСР действовало как в отношении ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления на ее территории, а также в отношении тех, кто совершил преступления на территории другого государства, но уклонился от суда в месте совершения преступления и находился в пределах РСФСР.
Современные исследователи отмечают, что "Руководящие начала..." сыграли большую роль в улучшении деятельности судебных органов, в развитии уголовного права, были важным этапом на пути создания уголовного кодекса.
Трудовое право.
В прежних системах права России трудовое право не выделялось в особую отрасль, оно составляло краткую часть гражданского права. Теперь оно формируется как самостоятельная отрасль права. Вопросы трудовых отношений составляли важный раздел политэкономии марксизма и обсуждались в документах РСДРП с самого ее возникновения. Общие положения взглядов большевиков на трудовые отношения были отражены в декретах 1917-1918 гг.
Присущие марксизму категории рабочей силы, труда, прибавочной стоимости и заработной платы были разработаны применительно к рыночной экономике Запада в ее чистом, даже абстрактном варианте. Они не отражали реальных трудовых отношений в России и воспринимались общественным сознанием существенно иначе, нежели в теории. На революционном этапе развития Советского государства это не имело большого значения, т.к. из марксизма были взяты, в основном, злободневные идеи равенства, справедливости и освобождения от эксплуатации человека человеком. Впоследствии расхождение между теорией марксизма и советской реальностью стало все больше и больше вредить здоровью советского общества.
Первым правовым актом о труде было постановление СНК от 29 октября 1917 г. "О восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени". Советское государство было первым в мире, законодательно установившим 8-часовой рабочий день для всех лиц, занятых работой по найму. Продолжительность рабочей недели не должна была превышать 46 часов. Был запрещен ночной труд женщин и подростков до 16 лет (это, кстати, вызвало акции протеста некоторых фабзавкомов). Женщины и подростки до 18 лет не допускались к подземным и сверхурочным работам. Рабочий день подростков до 18 лет был ограничен 6 часами. Сверхурочные работы оплачивались в двойном размере и т.д. Постановление это было передано на места по телеграфу и вступало в силу немедленно. В декабре 1917 г. декретом ВЦИК было введено страхование по болезни. В июне 1918 г. СНК ввел оплачиваемые двухнедельные отпуска рабочим и служащим.
"Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" ввела всеобщую трудовую повинность. Позднее это положение вошло в первую Конституцию РСФСР, которая объявила труд обязанностью всех граждан и провозгласила лозунг: "Не трудящийся да не ест".
В декабре 1918 г. был принят первый кодекс законов о труде (КЗОТ). Он подробно регулировал трудовые отношения и связанные с ними социальные права (например, права на пособие по безработице). КЗОТ действовал как на государственных, так и на частных предприятиях. Он определил место профсоюзов, их полномочия в регулировании найма и увольнения, оплаты труда и т.д. Социальное страхование Кодекс заменял социальным обеспечением из фондов государства. Государственное обеспечение пенсий и оплаты нетрудоспособности стало важным социальным правом, которое после чрезвычайного периода гражданской войны неукоснительно соблюдалось в течение всего существования Советского государства(19).
Семейное право.
В Советском государстве семейное право впервые стало формироваться как самостоятельная отрасль, ранее оно входило в гражданское право. Уже в декабре 1917 г. были изданы два декрета: "О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака". Декреты содержали важные новые нормы о браке и семье, взаимоотношениях супругов, родителей и детей. Государство впредь признавало лишь гражданские браки, церковный брак объявлялся частным делом супругов. Акты гражданского состояния была уполномочена вести исключительно гражданская власть: отделы записей браков и рождений.
Устанавливались моногамная форма брака, добровольность вступления в брак, отменялись многие прежние ограничения. Для вступления в брак не требовалось согласия родителей, начальства, не влияла принадлежность к сословию, религии, национальности. Внебрачные дети уравнивались с брачными в правах и обязанностях как в отношениии родителей к детям, так и детей к родителям. Родителями ребенка записывались лица, подавшие об этом заявление. Допускался судебный порядок установления отцовства.
Вводился свободный развод по желанию одного или обоих супругов (при обоюдном согласии - без суда, прямо в ЗАГСе). С кем остаются несовершеннолетние дети, как распределяются обязанности супругов по их воспитанию и содержанию, решал суд.
16 сентября 1918 г. ВЦИК принял "Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве" - первый кодекс в советском праве. В нем отмечено, что церковные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. имели силу зарегистрированных браков. Однако брак, совершенный после революции по религиозным обрядам, не порождал никаких прав и обязанностей, если он не был зарегистрирован в загсе. Брак не создавал общности имущества супругов. Супруги могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно-договорные отношения. Нуждавшийся (т.е. не имевший прожиточного минимума и нетрудоспособный) супруг имел право на содержание от другого супруга, если последний был в состоянии оказывать ему поддержку. Заинтересованным лицам предоставлялось право доказывать или оспаривать отцовство судебным порядком. Суд, признавший отцовство, определял участие отца в расходах, связанных с беременностью, родами, рождением и содержанием ребенка(20).
В кодексе было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей и если это не делалось, суду предоставлялось право лишить родителей этих прав. Родители были обязаны заботиться о несовершеннолетних детях, их воспитании и подготовке к полезной деятельности. Родители обязаны были содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те в свою очередь обязаны были содержать нетрудоспособных и нуждающихся родителей, если они не получали содержание от государства. Кодекс не допускал усыновления ни своих, ни чужих детей, опасаясь их эксплуатации со стороны усыновителей. Введение в жизнь этого кодекса в многонациональной стране было сложным делом, особенно в мусульманских регионах РСФСР. Например, ЦИК и СНК Казахской АССР лишь 20 декабря 1920 г. принял декрет о запрещении калыма.

3. Гражданское право. Изменения в экономических отношениях, курс на социалистическое строительство не могли не отразиться и на гражданском праве. Прежде всего изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода ограничения, которые существовали до революции по половому, национальному, вероисповедному принципам. Теперь все граждане получили совершенно одинаковую гражданскую правоспособность. Если в политических правах полного равенства не существовало, то в гражданских оно осуществлялось последовательно. Что касается юридических лиц, то их круг и права заметно менялись по мере национализации различных объектов и других изменений в хозяйственном обороте. Выделяли след юр лица: кооперации, товарищества, потребительские кооперативные организации. Государство оказывало поддержку различным организациям. Согласно ДЕКРЕТУ от 13 декабря 1920 года О ФИНАНСИРОВАНИИ КООПЕРАЦИИ

содействие кооперации в выполнении возлагаемых на нее государством задач выражается в форме отпуска средств на операционные расходы согласно заданиям государственных органов и в форме пособий на организационные расходы кооперации. Местные потребительские общества, не пользующиеся пособиями из общегосударственных средств на покрытие организационных расходов, получают продукты питания и предметы широкого потребления из складов Районных Союзов Потребительских Обществ (Районных Отделений) и распределяют их между населением силами и средствами самого населения. Кооперативные организации, непосредственно созданные широкими массами трудящегося населения, могут явиться лучшим техническим аппаратом для осуществления государственных задач в области распределения и отчасти заготовок как продовольственных, так и прочих продуктов сельского хозяйства. Поэтому по декрету от 27 января 1920 года ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ ВСЕХ ВИДОВ КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ставя своей целью постепенное сближение и объединение кооперативных организаций всех видов, Совет Народных Комиссаров постановляет:

1. Кредитные и ссудо-сберегательные кооперативные товарищества, а равно их районные, губернские и областные союзы влить в находящиеся в тех же местах потребительские общества и их союзы, передав последним их актив и пассив, техническое оборудование и наличный персонал.

2. Возложить на потребительские общества, их местные союзы и Центральный Союз Потребительских Обществ производство тех производимых кредитными и ссудо-сберегательными товариществами операций по закупке, сбыту, посредничеству и т.п., кои не утратили еще своего значения с изменением политического и общественного строя в России.

Изменились отношения собственности. Масса объектов, притом наиболее ценных, перешла в государственную собственность. Это земля, большой круг промышленных предприятий, транспорт и т.д. Декретом от 28 июня 1918 года перешли в гос собственность КРУПНЕЙШИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ГОРНОЙ, МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕЙ, ТЕКСТИЛЬНОЙ, ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ, ЛЕСОПИЛЬНОЙ И ДЕРЕВООБДЕЛОЧНОЙ,

ТАБАЧНОЙ, СТЕКОЛЬНОЙ И КЕРАМИЧЕСКОЙ, КОЖЕВЕННОЙ, ЦЕМЕНТНОЙ И ПРОЧИМ ОТРАСЛЯМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПАРОВЫХ МЕЛЬНИЦ, ПРЕДПРИЯТИЙ ПО МЕСТНОМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ И ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА. Декретом от 27 мая 1918 года О ЛЕСАХ Всякая собственность на лес в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики отменяется навсегда.(ст.1). Ст. 2. Леса, принадлежавшие частным лицам и обществам, объявляются без всякого выкупа, явного или скрытого, общенародным достоянием Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. ДЕКРЕТОМ от 20 августа 1918 года Отменяется право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и не застроенные, как принадлежащие частным лицам и промышленным предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящиеся в пределах всех городских поселений(ст1). Статья 2. В городских поселениях с числом жителей свыше 10000 отменяется право частной собственности на все строения, которые вместе с находящейся под ними землей имеют стоимость или доходность свыше предела, установленного органами местной власти. ДЕКРЕТ от 26 ноября 1918 года признавал Всякое как опубликованное, так и неопубликованное научное, литературное, музыкальное или художественное произведение, в чьих бы руках оно ни находилось, по постановлению Народного Комиссариата Просвещения, достоянием Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. По ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 1920 года ст. 1. Все промышленные предприятия, находящиеся во владении частных лиц или обществ, имеющие число рабочих свыше 5 при механическом двигателе, или 10 без механического двигателя, объявляются национализированными.

Вместе с тем в силу сохраняющейся многоукладности экономики оставалась в значительном объеме и частная собственность на средства производства.

Переход крупнейших хозяйственных объектов в собственность государства породил новую отрасль, которую впоследствии стали называть хозяйственным правом. Дело в том, что по отношению к национализированным объектам государство выступало сразу в двух качествах: с одной стороны, как собственник, а с другой - как административная система. То есть хозяйственные объекты, по существу, переходили из сферы чисто гражданских правоотношений в сферу административного регулирования. Вот этот своеобразный сплав цивилистических и административно-правовых отношений и называют хозяйственным правом.

Для данного периода характерно сужение спектра гражданско-правовых отношений. Национализация вывела из гражданского оборота достаточно широкий круг объектов. Они перестали продаваться, покупаться, обмениваться и могли теперь передаваться от субъекта к субъекту лишь в порядке административного распоряжения. Все акты и договоры о правах на недра земли всяких лиц и частных обществ признаются утратившими силу.(ст2. Декрета о недрах земли от 30 апреля 1920 года). Эксплуатация недр и распределение добытых полезных ископаемых, а равно и общее руководство и надзор за горнопромысловыми операциями находятся в ведении Горного Совета Высшего Совета Народного Хозяйства и его органов и осуществляются на основании положений и инструкций, утверждаемых Президиумом Высшего Совета Народного Хозяйства.(ст3). Произведение, объявленное государственным достоянием, может быть размножаемо и распространяемо только Народным Комиссариатом Просвещения или другим Советским учреждением, по соглашению с Народным Комиссариатом Просвещения.

(ст2 ДЕКРЕТ О ПРИЗНАНИИ НАУЧНЫХ, ЛИТЕРАТУРНЫХ, МУЗЫКАЛЬНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОСТОЯНИЕМ).
Земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней(декрет о земле). ДЕКРЕТОМ от 14 декабря 1917 года запрещались любые сделки с недвижимостью. Лица, продолжающие продажу и покупку и т.д. недвижимых имуществ и земли и не подчиняющиеся настоящему Постановлению, по решению местных судов, подлежат денежным взысканиям вплоть до конфискации имущества. (ст 3).

По прежнему существовали договоры купли-продажи, подряда, дарения, личного найма и тд. Согласно ст. 1 декрета о дарении от 20 мая 1918года. Дарение и всякое иное безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше десяти тысяч рублей признается недействительным.. Дарение и всякое иное безвозмездное предоставление имущества на сумму от одной тысячи до десяти тысяч рублей должно быть облечено в форму нотариального или судебного акта. При несоблюдении этой формальности сделка признается недействительной.(ст2). Существовали также обязательства по векселю. Векселем называется долговое денежное обязательство, выданное одной стороной (векселедателем) другой стороне (векселедержателю) с соблюдением требований настоящего Положения и написанное на вексельной бумаге соответствующего достоинства (ст 1 ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕКСЕЛЯХ). Первый векселедержатель вправе передать вексель другому лицу. Каждый приобретатель векселя имеет право дальнейшей передачи его. Вексель может быть передаваем как одному, так и нескольким приобретателям, но без дробления вексельной суммы.(ст 6). Вексель передается по передаточной надписи, совершаемой на оборотной стороне векселя. Передаточная надпись должна содержать в себе подпись лица, передающего вексель, и может быть или именной, если в ней означен новый приобретатель, или бланковой, если в ней не сделано такого означения. В последнем случае каждый приобретатель векселя вправе передать его другому лицу без новой надписи простым вручением.(ст 7). Платеж по векселю, за исключением тех случаев, когда вексельная сумма выражена в червонцах банковыми билетами, производится в советских денежных знаках, и в тех случаях, когда вексельная сумма выражена в золотых рублях или червонцах, исчисляется по официальному курсу дня, предшествующего дню платежа. (ст3). В случае неплатежа по векселю, предъявленному к платежу, он должен быть опротестован векселедержателем в неплатеже (ст 11). Для совершения протеста векселедержатель должен предъявить вексель в нотариальный орган, а в случае отсутствия такового в месте платежа - народному судье на следующий день после срока, в который векселедатель обязался уплатить по векселю. В тот же день нотариальный орган или судья предъявляет лично или письменно требование о платеже обязанным по векселю лицам, и если до 3-х часов следующего дня платеж по векселю не поступит, нотариальный орган или народный судья в тот же день протестует вексель путем записи о протесте в особом реестре и отметки на самом векселе.(ст 12).

Гражданский оборот сузился и за счет введения довольно широкого круга монополий. То есть возник круг объектов, которые могли продаваться только государством, частная торговля ими была запрещена. Например, для того, чтобы получить из деревни хлеб, было монополизировано распределение таких товаров, как ткани, обувь, нитки, спички и т.д.

Была введена монополия внешней торговли. В этой сфере любые товары могли покупаться или продаваться только надлежащими государственными органами, что позволило установить полный контроль над валютным оборотом, воспрепятствовать вывозу капиталов за границу.

В апреле 1918 г. был издан Декрет об отмене наследования. Он реализовал давнюю идею марксистов о ликвидации права наследования как способе упразднения частной собственности. Представлялось, что таким образом можно наиболее безболезненно лишить эксплуататоров возможности накопления и передачи средств производства. Декрет именно так и решил эту задачу. Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тыс. руб., после смерти собственника переходило в доход государства. Эта сумма была довольно значительной в начале 1918 г. Например, прожиточный минимум в то время определялся в размере 240 руб. в месяц. Совершенно очевидно, что никакое более или менее крупное предприятие уже не могло теперь перейти по наследству. Важно, что интересы основной части населения этот Декрет не затрагивал, поскольку стоимость его имущества в большинстве случаев не превышала названной суммы. Декрет оговаривал, что в случае, если на иждивении наследодателя состояли нуждающиеся нетрудоспособные лица, они имели право получать содержание из имущества умершего.

4. Уголовное право. "Руководящие начала по уголовному праву РСФСР" 1919г.

Революция, естественно, привела к коренной ломке основных понятий и институтов уголовного права. Прежде всего, это относилось к общему понятию преступления. Если раньше преступным считалось просто всякое нарушение уголовного закона, то теперь в общем понятии преступления подчеркивалось то, что вскоре стали называть материальным пониманием преступления: общественную опасность деяния, которая в свою очередь включала опасность для нового общества и государства, хотя бы это и не было записано формально в норме закона; считалось преступным все, что вредит интересам рабочих и крестьян, делу революции. Преступление есть нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом(ст5). Несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14 - 18 лет, действующих без разумения.(ст 13). Суду и наказанию не подлежат лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни или вообще в таком состоянии, когда совершившие его не отдавали себе отчета в своих действиях, а равно и те, кто хотя и действовал в состоянии душевного равновесия, но к моменту приведения приговора в исполнение страдает душевной болезнью. К таковым лицам применяются лишь лечебные меры и меры предосторожности.(ст 14). Существовало понятие о допустимой самообороне. Согласно ст 15. Не применяется наказание к совершившему насилие над личностью нападающего, если это насилие явилось в данных условиях необходимым средством отражения нападения, или средством защиты от насилия над его или других личностью, и если совершенное насилие не превышает меры необходимой обороны.

Появился новый объект уголовно-правовой охраны - завоевание революции и новые составы преступлений контрреволюционные(заговоры и мятежи, направленные на свержение Советской власти, антисоветские выступления в печати, присвоение какими-либо организациями функций государственной власти для свержения Советов, вступление в контрреволюционные войска, продажа оружия контрреволюционной буржуазии, шпионаж, диверсия, вредительство, террористические акты, саботаж государственными служащими мероприятий Советской власти)

Особо опасными преступлениями, часто сливавшимися с контрреволюционными, признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательство устанавливало наказуемость должностных правонарушений - взяточничества, волокиты и некоторых других. Особо стояло проблема уголовно-правовой политики в военной сфере. Наиболее тяжким видом воинского преступления считалось использование военными специалистами своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательства, сообщничества с внутренними и внешними врагами. Особая уголовная ответственность устанавливалась также за хищение военного имущества, мародерство, грабежи и насилия над населением. К весне 1918 г. было впервые сформулировано понятие дезертирства как самовольного оставления рядов Красной Армии, установлена ответственность за неявку по призыву в тыловое ополчение и др.

В 4 разделе декрета говорится о стадиях совершения преступления. Преступление считается оконченным, когда намерение совершающего преступление осуществилось до конца. Покушением на преступление считается действие, направленное на совершение преступления, когда совершивший выполнил все, что считал необходимым для приведения своего умысла в исполнение, но преступный результат не наступил по причинам, от него не зависящим. Приготовлением к преступлению считается приискание, приобретение или приспособление лицом, подготовляющим преступление, средств, орудий и т.п. для совершения преступления. Стадия осуществления намерения совершающего преступление сама по себе не влияет на меру репрессии, которая определяется степенью опасности преступника.

Изменился взгляд и на наказание. Наказание - это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)(ст 7). В ст 8 сформулирована цель наказания- это охрана общественного порядка от совершившего преступление или покушавшегося на совершение такового и от будущих возможныхпреступлений как данного лица, так и других лиц. Однако можно выделить еще ряд целей, которые четко не сформулированы в это декрете, это устрашение(подавление выступлений, враждебных советской власти), перевоспитание(основные методы принуждения, убеждения). Сразу после революции меры и виды наказаний определялись правотворчеством масс. Одним из первых актов, наиболее полно перечисливших виды наказаний, была Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. "О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний". Инструкция устанавливала такие виды наказания, как денежный штраф, лишение свободы, удаление из столицы, отдельных местностей или пределов Российской Республики, вынесение общественного порицания, объявление виновного врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, полная или частичная конфискация имущества, принуждение к обязательным общественным работам. Несколько позже этот перечень был дополнен такими наказаниями, как объявление вне закона, лишение права занимать ответственные должности, объявление общественного бойкота. По существу, высшей мерой наказания было объявление вне закона, но оно применялось очень редко. На практике высшей мерой стало лишение свободы (чаще всего от семи дней до одного года - и лишь по наиболее опасным видам преступлений устанавливался предел "не ниже" такого-то срока). Только весной 1918 г. был установлен высокий срок лишения свободы - не ниже 10 лет, притом с конфискацией имущества, за перевод зерна на изготовление самогона - преступление, которое в условиях надвигающегося голода стало в высшей степени опасным и абсолютно безнравственным.

Следует особо сказать о таком виде наказания, как объявление врагом народа. Много лет спустя клеймо врага народа станет страшнее любого наказания, хотя формально уже не будет считаться таковым. Пока же это было достаточно безобидной мерой, скорее просто порицающей, нежели наказывающей.

Смертная казнь была отменена еще Временным правительством, но восстановлена летом 1917 г. на фронте. Советская власть сразу же отменила эту меру наказания вообще. Однако летом 1918 г. смертная казнь была восстановлена. Сделано это было в несколько завуалированной форме, даже не законом, а подзаконным актом. 16 июня Наркомюст принял постановление о трибуналах, которым этим судебным органам было предоставлено право применять любые меры наказания. В постановлении перечень мер наказания не приводился, поэтому не ясно, шла ли речь об уже применявшихся или вообще о всяких, которые можно придумать. На практике постановление было понято так, что можно применять и смертную казнь. Вскоре появился и первый смертный приговор.

Советское уголовное право отказалось и от таких тяжких наказаний, как каторга, ссылка в отдаленные места и некоторых других.

Известная мягкость системы наказаний вытекала в большой мере из представления, что падение капитализма лишит преступность ее материальной основы - частной собственности. Эта мысль, хотя и верная в принципе, понималась, однако, чересчур прямолинейно, если не сказать наивно.

Следует отметить и необычайную обширность системы наказаний. Кроме уже перечисленных форм законодательство и практика породили множество других, как, например, объявление общественного выговора в присутствии суда, лишение общественного доверия, запрещение выступать на собраниях, в особых случаях - приостановка издания за сообщение ложных и извращенных сведений о явлениях общественной жизни и т.п. Это позволяло судам предельно индивидуализировать наказание.

При определении наказания учитывались все существенные обстоятельства, и главное - личность обвиняемого, от чего зависело усиление или смягчение наказания.

Для уголовного права этого периода характерна и неопределенность санкции. Часто вместо установления конкретных мер декрет ограничивался указанием на необходимость карать виновных "по всей строгости революционных законов", "руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести", устанавливал несколько видов наказания или предусматривал лишение свободы, но предоставлял суду право решать вопрос о сроке и порядке его отбытия.

5. Трудовое право. Данная отрасль права развивалась наиболее интенсивно и предусматривала ряд прогрессивных демократических норм в сфере трудовых отношений.

Важнейшим нормативным актом этого периода стал Кодекс законов о труде (декабрь 1918 г.). КЗоТ состоял из девяти разделов и пяти приложений. Разделы располагались следующим образом:

1) о трудовой повинности;

2) право на применение труда;

3) порядок предоставления труда;

4) о предварительном испытании;

5) о переводе и увольнении трудящихся;

6) о вознаграждении за труд;

7) о рабочем времени;

8) об обеспечении надлежащей производительности труда;

9) об охране труда.

Впервые в Кодексе было провозглашено право граждан РСФСР на труд. Правда, в рассматриваемый период это право не могло гарантироваться Советским государством: однако само его провозглашение имело важное политическое значение. В Кодексе были закреплены основные положения, регулирующие порядок найма и увольнения с работы, рабочее время и время отдыха, причем, действие кодекса распространялось не только на государственные предприятия, но и на частные.

Конечно, очень многое из провозглашенного Кодексом не могло быть проведено вжизнь в связи с разгоревшейся гражданской войной и интервенцией. В 1919–1920 гг. принимается значительное количество нормативных актов, изменяющих и отменяющих постановления КЗоТ 1918 г. Прежде всего, здесь надо назвать Общее нормальное Положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и отменившее его Общее Положение о тарифе от 17 июня 1920 г., которые определяли не только оплаты труда, но и регулировали порядок найма и увольнения с работы и пр. По сути дела, Положение о тарифе заменило КЗоТ 1918 г.

Особое внимание в советских декретах по трудовому праву обращалось на привлечение граждан Советской Республики к общественно полезному труду. Конституция РСФСР 1918 г., а вслед за ней и КЗоТ закрепили всеобщую трудовую повинность, т.е. устанавливалась обязательность труда для всех трудоспособных. Советское государство, закрепив в Конституции 1918 г. принцип «не трудящийся, да не ест», стремилось к привлечению к общественно полезному труду буржуазии и других нетрудовых элементов.

Цели учета всего трудоспособного населения республики должна служить выдача всем трудящимся гражданам трудовых книжек, которые со временем должны были стать единственным удостоверением личности. Такой подход был обоснован. Для республики трудящихся трудовая книжка должна была заменить паспорт. Согласно Декрету СНК РСФСР от 5 октября 1918 г. «О трудовых книжках для трудящихся» выдача продовольственных карточек обусловливалась наличием трудовой книжки и соответствующих отметок в ней об отбывании трудовой повинности.

Условия гражданской войны наложили определенный отпечаток на методы проведения трудовой повинности. Руководствуясь Декретом СНК РСФСР от 29 октября 1918 г. «Об отделах распределения рабочей силы», государство сосредоточило в своих руках все сведения о наличии рабочих мест и безработных, чему способствовала национализация промышленных предприятий. Устройство на работу осуществлялось только через государственные органы учета и распределения рабочей силы. При этом свобода заключения и расторжения трудовых договоров была в определенной мере ограничена. Отделы распределения рабочей силы могли направлять безработного на менее квалифицированную работу, чем он мог выполнять. В этом случае работник не снимался с учета. В случае необходимости можно было направить безработного в другую местность для устройства там на работу.

Было издано постановление СНК РСФСР от 3 сентября 1918 г. «О воспрещении безработным отказываться от работы». Наряд, направляющий на работу, был обязательным и для предприятия. Возможность ухода трудящегося с работы по собственному желанию была затруднена; заявление об уходе поступало на рассмотрение профсоюзного комитета, и последний решал, удовлетворить его или нет. В 1919 г. был издан Декрет СНК РСФСР «О воспрещении самовольного перехода советских служащих из одного ведомства в другое».

Одним из наиболее действенных методов проведения трудовой повинности явились трудовые мобилизации. С их помощью государство укрепляло квалифицированными кадрами предприятия, как правило, оборонного значения. Практиковалась также и милитаризация промышленных предприятий, т.е. перевод их работников на положение военнослужащих.

КЗоТ 1918 г. содержал главы, регулирующие рабочее время и время отдыха, а также труд женщин и детей на производстве. Кодекс закреплял максимально возможную продолжительность рабочего времени и минимальную продолжительность времени отдыха. На практике, при заключении коллективных договоров между работниками и администрацией, а также при выработке правил внутреннего трудового распорядка, эти условия могли изменяться. Так, рабочие одного из предприятий Петрограда установили, что работа прекращается за 10 минут до обеда и на 2 часа раньше перед выходными днями. В то же время гражданская война заставила увеличить в ряде случаев рабочий день и отменить отпуска.

В связи с падением курса рубля зарплата выдавалась главным образом в натуральном виде – продуктами питания.

Много сложных вопросов возникло при проведении в жизнь норм о труде подростков. Запрещая детский труд, законодатель исходил из интересов здоровья детей. Однако в условиях недостатка детских учреждений (школ, детских домов и интернатов) увольнение детей с работы вело бы к увеличению детской безнадзорности и связанной с ней преступности. Кроме того, достаточно часто дети являлись единственными кормильцами в семье, поэтому практика пошла по пути допущения детского труда, за исключением подземных и вредных для здоровья работ.

Особую остроту приобрел в годы гражданской войны вопрос о воспитании дисциплины труда. Большую роль сыграли в этом деле рабочие дисциплинарные товарищеские суды, введенные Декретом СНК РСФСР от 14 ноября 1919 г. Однако нарушения трудовой дисциплины все еще были нередки. Особую опасность представляли прогулы. В целях борьбы сними СНК в 1920 г. принял Декрет «О борьбе с прогулами», предусматривавший обязательное возмещение прогульщиками рабочего времени. Укреплению трудовой дисциплины, повышению производительности труда способствовала и система поощрений. Декреты СНК предлагали активнее использовать меры материального поощрения, в том числе натуральное премирование.

Существенные изменения в годы гражданской войны произошли в области социального страхования. Положение о социальном обеспечении трудящихся, принятое Декретом СНК РСФСР 17 декабря 1918 г., еще называло в качестве основных источников средств для пособий и пенсий по социальному страхованию отчисления государственных и частных предприятий, но в связи с проведением политики военного коммунизма эти источники отпали. Взамен социального страхования было введено социальное обеспечение из государственного бюджета для нетрудоспособных и безработных.

РСФСР была первой Советской Республикой, кодифицировавшей трудовые нормы. Остальные советские республики использовали опыт Советской России.

Пролетарское государство должно было, конечно, резко улучшить условия труда и быта рабочего класса. Что и было проведено трудовым законодательством уже с первых дней революции.

Прежде всего это коснулось продолжительности рабочего времени и времени отдыха. Первым советским законом о труде стал Декрет СНК от 29 октября 1917 г. "О восьмичасовом рабочем дне", осуществивший требование пролетариата, сформулированное еще Женевским конгрессом I Интернационала в 1866 г. и проводившееся явочным порядком рабочими России уже в период буржуазно-демократической революции 1905 - 1907 гг.

Декрет устанавливал, что рабочий день не должен превышать восьми часов, не считая перерыва на обед. Для лиц, не достигших 18 лет, рабочий день сокращался до шести часов. В производствах и на работах особо вредных устанавливался сокращенный рабочий день. Сверхурочные работы допускались лишь в исключительных случаях с разрешения рабочих организаций. Лица, не достигшие 18 лет, и женщины к подземным и сверхурочным работам не допускались. В ночное время воспрещается пользоваться трудом рабочих женского и мужского пола в возрасте до 16 лет. Работать по найму могли подростки с 14 лет. Постановление от 11 декабря 1920года отмечает, что При установлении сверхурочных работ для взрослых до 2-х часов в сутки сверхурочные для несовершеннолетних не могут превышать одного часа (для малолетних до 16 лет рабочий день увеличивается до 5-ти часов, для подростков 16 - 18 лет до 7-ми часов). При установлении сверхурочных работ для взрослых свыше 2-х часов в сутки сверхурочные для несовершеннолетних не могут превышать 2-х часов в сутки (для малолетних рабочий день увеличивается до 6-ти часов в сутки, подростков - до 8-ми часов).

Рабочие и служащие всех отраслей наемного труда, проработавшие в предприятии, учреждении или у частного лица не менее 6 месяцев без перерыва, имеют право один раз в течение года получить отпуск в 2 недели с сохранением содержания и выдачею его вперед. (Постановление от 14 июня 1918 года об отпусках).

В июне 1918 г. для рабочих и служащих были впервые в истории русского права установлены отпуска с сохранением заработной платы.

Сразу после Октября стали осуществляться новые подходы к оплате труда. В ноябре 1917 г. народным комиссарам поручалось немедленно урезать все непомерно высокие оклады и пенсии чиновникам. Было улучшено материальное положение почтово-телеграфных служащих и учителей, проведено уравнивание в оплате труда женщин и мужчин, установлены нормы оплаты труда железнодорожникам, а также новые оклады военнослужащим и вольнонаемным военного ведомства соответственно специальности и должности.

Инициативу по регулированию заработной платы взяли на себя профсоюзы. В январе 1918 г. Петроградский союз рабочих-металлистов разработал Положение о нормах зарплаты в металлической промышленности Петрограда и его окрестностей, применявшееся на местах как общеобязательное. Оно послужило образцом для аналогичных положений в других отраслях хозяйства.

Постепенно сложились общие принципы определения уровня заработной платы. Она устанавливалась тарифными соглашениями, заключаемыми между профсоюзами и предпринимателями по определенным районам страны и отраслям производства. При этом, чтобы добиться более выгодных для рабочих условий, в начале 1918 г. были проведены массовые забастовки, поддерживаемые государством. Было установлено правило, по которому заработная плата не могла быть ниже прожиточного минимума. Рабочие выступили против уравниловки, однако разрыв между низшей и высшей оплатой в каждой отрасли был не более или чуть более двукратного. Решительную поддержку нашла сдельная оплата труда. Проводился известный марксистский принцип, гласящий, что жалованье чиновника не должно быть больше зарплаты квалифицированного рабочего.

Особо следует сказать об оплате труда специалистов. Советское государство, заинтересованное в привлечении интеллигенции, особенно технической, пошло на то, чтобы предоставить ей разного рода льготы. Так, если в середине 1918 г. жалованье наркомов, включая и председателя СНК В.И. Ленина, составляло 800 руб., то для ценных специалистов оно достигало 1200 руб., а с разрешения Совнаркома могло быть и больше.

Согласно постановлению от 22 августа 1918 года получающие заработную плату поденно получают ее за субботние и предпраздничные дни полностью, т.-е. как за 8 часов. Получающие сдельную плату никакой доплаты сверх заработанного в эти дни не получают.

Кардинально изменились принципы социального страхования. Принятые в декабре 1917 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности вследствие болезни, увечья, инвалидности, беременности, родов, а также безработицы.

Фонд соцстраха формировался за счет работодателя, в то время как до революции он пополнялся за счет самих рабочих. Застрахованным теперь гарантировалось полное возмещение утраченного заработка.

Однако задача состояла не только в том, чтобы возместить потерю трудоспособности, но и в том, чтобы свести к минимуму угрозу жизни и здоровью трудящихся на производстве. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда. Она находилась в ведении Наркомтруда и его местных органов и избиралась организациями самих трудящихся (профсоюзами, страховыми кассами). Инспекции предоставлялись широкие права по привлечению нанимателей к ответственности за нарушение законов о труде и непринятие мер к охране здоровья трудящихся.

Царское правительство нисколько не заботилось о занятости населения. После Февраля были созданы биржи труда, куда вошли на паритетных началах представители рабочих и предпринимателей. Теперь биржи перешли целиком в руки профсоюзов. Позже в их работу включились государственные органы, которые затем вообще функции трудоустройства взяли на себя.

Биржи труда вели учет рабочей силы и обеспечивали ее планомерное распределение. Они регистрировали спрос и предложение труда и оказывали безработным государственную помощь. Было установлено, что предприниматели при закрытии ими предприятий обязаны вносить определенные отчисления во Всероссийский фонд безработных.

Советское государство еще не могло обеспечить право на труд. Но оно уже декларировало всеобщую обязанность трудиться. Свое законодательное закрепление всеобщая трудовая повинность нашла в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция признала труд обязанностью всех граждан Советской Республики: "Не трудящийся да не ест".

Маркс и Энгельс полагали, что рабочий класс, придя к власти и получив в свои руки средства производства, станет добросовестно трудиться, поскольку это будет в его собственных интересах. В.И. Ленин более трезво смотрел на пролетариат, в силу чего еще до революции употребил понятие "сознательный рабочий", предполагающее, следовательно, и наличие иных рабочих.

Конечно, основная масса рабочих действительно с новой силой взялась за труд на предприятиях, перешедших в их руки. Однако нашлось немало и таких, которые сочли, что если теперь власть принадлежит им, то можно не работать или работать спустя рукава. Так с самого начала заявила о себе проблема производительности труда и трудовой дисциплины, которая останется постоянной на протяжении всей истории советского права.

За решение этой проблемы взялись сами рабочие. Предприятия Петрограда, Москвы, Урала разработали свои правила внутреннего распорядка. Установление новой, социалистической трудовой дисциплины и соблюдение законодательства о труде, особенно при сохранении частных и акционерных предприятий, требовали большой воспитательной работы. 1 апреля 1918 г. на заседании Президиума ВСНХ был обсужден проект закона о трудовой дисциплине, выработанный Всероссийским Советом Профессиональных Союзов на базе тех документов революционного творчества рабочих, которые принимались на местах еще накануне Октября в связи с установлением рабочего контроля над производством.

Таким образом, уже в первый период существования новой власти стала складываться определенная система советских правовых норм, регулирующих трудовые отношения.

6.Семейное право В 1917 году в России произошла Октябрьская революция, датированная официально 7 ноября 1917 года. В качестве одной из задач большевики, в руки которых перешла государственная власть, поставили отделение церкви от государства, отмену всех дореволюционных привилегий, а также законов, словом всего дореволюционного государственного аппарата. 18 декабря 1917 года был издан Декрет СНК РСФСР "О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния".

Единственной формой брака для всех граждан России, независимо от вероисповедования, стало заключение гражданского брака в государственных органах, т.е. гражданский брак. Браки по церковному обряду, заключенные после принятия Декрета, не влекли за собой юридических последствий, т.к. стали частным делом лиц, вступающих в брак. Вторым важнейшим положением Декрета стало уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей. Декрет также предусматривал возможность установления отцовства в судебном порядке. 19 декабря 1917 года был принят Декрет "О расторжении брака", который изъял все дела о расторжении брака из ведения религиозных судов. Дела о разводе возбужденные по заявлению одного из супругов, подлежали рассмотрению в местных судах. Развод по обоюдному согласию мог быть оформлен органом ЗАГСа.

Суд вызывал обоих супругов, и, убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит от обоих супругов или одного из них, судья единолично принимал определение о расторжении брака и выдавал свидетельство о разводе. Одновременно суд мог определить вопросы о месте проживания детей и об их алиментировании, а также о предоставлении мужем содержания жене. Безусловно, эти декреты по сравнению с дореволюционным брачным законодательством имели прогрессивный характер, т.к. очистили семейные отношения от феодальных (крепостнических) начал, от неравноправия женщины с мужчиной, от ущемления прав незаконнорожденных детей, сделали доступным развод широкому кругу лиц. Однако декреты не могли урегулировать все вопросы брака и семьи. Требовалось принятие кодифицированного закона.

Таким нормативным актом нового государства стал Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 года ВЦИК. Это был первый кодифицированный закон в истории молодого государства. Значение Кодекса заключалось в том, что он устанавливал (ст. 52), что только гражданский брак, зарегистрированный в отделе загса, порождает права и обязанности супругов. Условия вступления в брак устанавливались следующие: Вступающие в брак должны достигнуть брачного возраста.Брачный возраст определяется для женского пола в 16, а для мужского пола - в 18 лет. Вступающие в брак должны быть в здравом уме.Не могут вступать в брак лица, уже состоящие в зарегистрированном браке или в браке, имеющем силу зарегистрированного.

Не могут вступать в брак между собою родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры.

Заключение брака возможно только при наличности взаимного согласия вступающих в брак лиц.

Не служит препятствием для заключения брака разноверие лиц, желающих вступить в брак.

Не служит препятствием для вступления в брак монашество и состояние в иерейском или диаконском сане.

Не воспрещается вступление в брак лицам, давшим обет безбрачия, даже если лица эти являются представителями духовенства белого (католического) или черного. (ст 66 -73).

Признание брака недействительным производилось только в судебном порядке. Недействительным признается брак, совершенный до достижения супругами или одним из них брачного возраста, кроме случаев:

а) когда дело о недействительности брака возбуждено после наступления брачного возраста или

б) когда брак имел последствием рождение детей или беременность жены.

Брак прекращается смертью одного из супругов, а равно и судебным объявлением его умершим. Брак при жизни супругов может быть прекращен разводом. (ст 85-86). Основанием для развода может служить как обоюдное согласие обоих супругов, так и желание одного из них развестись. Просьба о расторжении брака может быть приносима как в письменной, так и в устной форме, с занесением ее в протокол. К просьбе о расторжении брака должно быть приложено свидетельство о браке или, за неимением у заявителя такого свидетельства, подписка о состоянии в браке и о месте совершения брака с принятием на себя ответственности за правильность сообщаемых сведений. Просьбы о расторжении брака подаются в местный суд по месту жительства обоих супругов или в местный суд по выбору обоих разводящихся, а если просьба о разводе исходит от одного из супругов, то по месту жительства супруга истца или ответчика. При неизвестности местожительства супруга, подлежащего вызову, а также в случае, если просьба о расторжении брака подается истцом по его местожительству, вызов ответчика производится в порядке, установленном для случаев неизвестности местожительства ответчика. При наличности обоюдного соглашения супругов, просьба о расторжении их брака может быть подана как в местный суд, так и в Отдел записей браков, в котором хранится запись о заключении данного брака. Заведующий Отделом записей актов гражданского состояния, убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов, делает запись о разводе и выдает бывшим супругам, по их желанию, свидетельство о разводе. (ст 87-92).

Кодекс (ст. 133) подтвердил равенство прав законных и незаконнорожденных детей в отношении родителей и их родственников, положительно решен вопрос об установлении (отыскании) отцовства. Относительно усыновления Кодекс указывал, что усыновление произведенное после издания Кодекса, не влечет юридических последствий, т.е. оно было отменено. Кодекс 1918 года впервые после Октябрьской революции урегулировал вопросы опеки, определил принципы и конкретные формы опеки. Опека устанавливается над несовершеннолетними и над душевно - больными и осуществляется либо Отделом Социального Обеспечения, либо специально назначенным для этой цели опекуном.(ст 190). Опеке подлежит всякое несовершеннолетнее лицо, не находящееся на попечении родителей. (ст 192). Она учреждается по постановлению Отдела Социального Обеспечения по месту жительства лица, над коим она устанавливается. (ст 194). Дети не имеют права на имущество родителей, равно и родители не имеют право на имущество детей(ст 160). Дети обязаны доставлять содержание своим лишившимся трудоспособности и нуждающимся родителям, если последние не получают содержания от государства по закону о страховании от болезни и старости или о мерах социального обеспечения.(ст 163). Т. о. Кодекс возложил обязанность по взаимному содержанию не только на родителей, но и на других восходящих и нисходящих родственников, а также на полнородных и неполнородных братьев и сестер. Кодекс законов об актах гражданского состояния отменил институт усыновления, так как под видом усыновления делалась попытка эксплуатации детского труда. В этом свете отмена усыновления была демократическим нововведением. Кодекс 1918 г. явился основным законодательным актом в области семейного права рассматриваемого периода. Он действовал без каких-либо изменений на протяжении 8 лет и содействовал уравнению женщин в правах с мужчинами и развитию их гражданского самосознания.

Светский характер брака, ослаблявший влияние церкви на массы и подрывавший ее материальную базу, утверждался в обстановке упорного сопротивления церкви. Только в 1920 г. церковь обязалась прекратить церковный бракоразводный процесс.

Введение гражданского брака затрагивало интересы не только православной, но и других конфессий. К примеру, сохраняя принцип моногамии, свойственной христианству, Декрет отрицал полигамию, закрепленную канонами мусульманства и некоторых других религий.

7. Процессуальное право. Разрушение старой судебной системы сопровождалось с неизбежностью и ликвидацией прежнего гражданского и уголовно-процессуального права. Вместе с тем, поскольку Судебные уставы 1864 г. были достаточно прогрессивными, некоторые их идеи сохранились и в советском процессуальном законодательстве. Это относится в первую очередь к общей характеристике процесса, исходившего из принципа состязательности, сочетаемого со следственными началами. Осуществлялся принцип права обвиняемого и подсудимого на защиту, правда, в новых формах. Положение другой стороны процесса - обвинителя - было тоже существенно изменено. Прежняя прокуратура была ликвидирована и никаким аналогичным органом не заменена.

В судебном процессе осуществлялись также принципы устности, гласности и непосредственности. Проводился и принцип коллегиального рассмотрения дел. Принцип коллегиальности был введен в известной мере даже в предварительное следствие.

Специальные процессуальные законы в это время не издавались, но процессуальные нормы содержались в тех декретах, которыми проводилась реорганизация судебной и следственной систем.

К ведению местных народных судов первоначально были отнесены гражданские дела с суммой иска до 3 тыс. руб. и уголовные, если обвиняемому угрожало наказание не свыше двух лет лишения свободы. По Декрету о суде N 2 компетенция местного суда была расширена. Ему передавалось рассмотрение дел по утверждению в правах наследования, исполнению завещаний, семейным и некоторым другим спорам.

Обвиняемый имел право на защиту как на суде, так и в стадии предварительного следствия. Последнее велось либо единолично судьей по подсудным ему делам, либо следственными комиссиями, осуществляющими все процессуальные действия, в том числе и предание суду. Защитниками и обвинителями могли выступать все неопороченные граждане обоего пола, не ограниченные в правах.

Суд не был стеснен никакими формальными соображениями в отношении доказательств и срока исковой давности. Чтобы судебные расходы не препятствовали трудящимся обращаться в суд, ему предоставлялось право отсрочить уплату пошлины и издержек по ведению дела, а по искам ценой до 100 руб. пошлина вообще не взималась. Решения и приговоры местных судов, по которым устанавливалось денежное взыскание свыше 100 руб. или лишение свободы свыше семи дней, могли быть обжалованы. Прежний апелляционный порядок обжалования отменялся, заменяясь кассацией. Суд кассационной инстанции имел право отменить решение не только вследствие существенного нарушения процессуального закона, но и в том случае, если считал, что обжалуемое решение явно несправедливо. Подача кассационной жалобы не останавливала исполнения; оно могло быть приостановлено только по специальному постановлению суда первой или кассационной инстанций.

В отличие от порядка, установленного в РСФСР, в Украинской республике кассационное обжалование решений народных судов не допускалось. Решение по делу могло быть пересмотрено тем же судом по обнаружении новых и существенных для дела обстоятельств.

Декрет о суде N 2 предоставил народным заседателям право отводить председателя в любой момент процесса, решать вопрос о мере наказания, уменьшать предусмотренное законом наказание вплоть до условного или полного освобождения от него подсудимого. Наделение народных заседателей столь обширными правами обусловливалось тем, что председателями судов могли оставаться старые, дореволюционные юристы, и контроль за ними со стороны народных заседателей был необходим.

Этим же Декретом устанавливалось, что судоговорение ведется на языке большинства местного населения. Допускались обжалования и пересмотр приговоров по мотивам несправедливости. Оправдательные приговоры обжалованию не подлежали.

Революционным трибуналам первоначально были подсудны дела о преступлениях против основ нового строя. Декрет СНК о революционных трибуналах от 4 мая 1918 г. расширил их подсудность за счет включения в нее дел о погромах, взяточничестве, подлоге, неправомерном использовании советских документов, хулиганстве и шпионаже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: