Выбор стратегии бизнеса

Стратегия деловой активности

10.1. Виды деловых стратегий

10.2. Выбор стратегии бизнеса

10.3. Наступательная стратегия

10.4. Оборонительная стратегия

10.5. Стратегия сокращения и смены бизнеса

Виды деловых стратегий

Теория и практика бизнеса выработала множество стратегических подходов ведения дел. Это разнообразие обусловлено конкретными условиями, в которых осуществляется бизнес, совокупностью внешних и внутренних факторов, тенденциями в соответствующей отрасли, характером поставленных целей и рядом других факторов (рис.21).

Все виды стратегий, встречающихся в мире бизнеса, можно объединить в три группы:

· Наступательная, или стратегия прорыва

· Оборонительная, или стратегия выживания

· Стратегия сокращения и смены видов бизнеса

Каждая из них имеет множество вариантов в зависимости от конкретных условий деятельности фирмы. Могут быть и многоцелевые стратегии, которые сочетают в себе элементы каждой из групп.

Понятно, что более привлекательной является наступательная стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать определенную долю на рынке, а нередко занять и лидирующие позиции на новом рынке или в новой отрасли. Наступательная стратегия, как правило, основана на реализации определенной инновации и предлагает предпринимательский подход. Вариантов данной стратегии в практике мирового бизнеса достаточно много.

Например, специалист по вопросам бизнеса П. Друкер выделяет четыре предпринимательские стратегии:

1. Ворваться первыми и нанести массированный удар

2. Нападать быстро и неожиданно

3. Поиск и захват «экологической ниши»

4. Изменение экономических характеристик продукта, рынка

ДЕЛОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Классификация по динамике продаж и прибыли   Классификация по реализации конкурентных преимуществ

 

Многоцелевые стратегии

 

 

Наступательная стратегия (прорыва)   Оборонительная стратегия (выживания)   Стратегия «снятия сливок»

 

 


Стратегия роста   Стратегия диверсификации специализации   Стратегия низких издержек производства

 

 

Стратегия глубокого проникновения на рынок   Стратегия деловых операций и видов бизнеса (уход с рынка)   Стратегия быстрого освоения новых рынков

 

 

Стратегия развития рынка (новые товары)

 

Рис.21. Виды деловых стратегий

 

Все стратегии имеют наступательный характер, что очевидно из их названий, причем каждая – свои варианты.

Оборонительная стратегия, или стратегия выживания, предполагает сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке.

 

Выбор стратегии бизнеса

Выбор стратегии бизнеса осуществляет руководство фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние, портфеля продукции, а также характера и сущности реализуемых ею стратегий.

Из ключевых факторов, прежде всего, исследуются сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремится к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.

Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на новые рынки, разработка нового продукта или переход на новую отрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в, гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.

Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, являются сильным ограничительным фактором при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников – важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.

Большое влияние на выбор стратегии фирмы оказывает степень зависимости от внешней среды. Бывают такие ситуации, когда фирма настолько зависит от поставщиков или покупателей, что не вольна делать выбор стратегии исходя из возможностей более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значимую роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы.

Сильная внешняя зависимость может быть обусловлена также правовым регулированием поведения фирмы, например антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическим факторами и т.д.

Еще один ключевой фактор – интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, стремится всеми способами избегать риска. Это может стать решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае – взять курс на поглощение другой фирмы исходя из того, что руководство фирмы решило свести личные счеты или доказать что-то определенным лицам.

Обязательно должен приниматься во внимание временной фактор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Часто успеха добивается та фирма, которая лучше умеет управляться с процессами времени.

При анализе портфеля продукции, т.е. набора вариантов инвестиций, проводится сравнение доли фирмы или ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности. Здесь может быть использована матрица Бостонской консультативной группы (рис.22), которая поможет при выборе той или иной стратегии. Например, если изделие фирмы занимает большую долю рынка и имеет высокие темпы роста («звезда»), фирма, скорее всего, будет придерживаться стратегии роста, и наоборот, если изделие занимает малую долю рынка и имеет низкие темпы роста («собака»), фирма может выбрать стратегию сокращения.

 


Высокая «Звезда» «Вопросительный знак»

Внедрение продукта
 
Снятие продукта с производства

 

Норма инвестирования в продукт

 

 


Рост

 


Старение «Собака»

 

«Дойная корова»

Спад

Низкая

 


Высокая Доля рынка или объем Низкая

продаж

 

Рис.22. Матрица Бостонской консультативной группы

С помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание определенных видов деятельности.

Заключительный этап выбора стратегии – ее оценка. Вся процедура, в конечном счете, сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям:

Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проводится то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.д.

 

Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы, позволяет ли существующая структура фирмы успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.

Приемлемость риска, заложенная в стратегии. Оценка оправданности риска проверяется по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; оправданность при возможном положительном результате потерь от провала в реализации стратегии

Эффективность стратегии оценивается по следующим показателям:

· Экономический эффект - воздействие стратегии на массу и норму прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем рынке

· Социальный эффект - влияние на условия и привлекательность труда, развитие культуры и образования, качество жизни

· Экологический эффект - воздействие на степень загрязнения окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов

· Технический (качественный) эффект - изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции

· Системный (синергетический) эффект - дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных изделий, систем маши и т.п.

На основе проверенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесообразной стратегии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: