Тема 10. Информационное обеспечение логистики
Вопрос 1. Организационная и функциональная структуры логистической информационной системы
Вопрос 2. Обзор мирового рынка логистических информационных систем
Вопрос 3.Интегрированная система глобальных стандартов логистики (GS1 System)
Вопрос 1. Организационная и функциональная структуры логистической информационной системы
Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, между логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. Организационная структура логистической информационной системы может быть представлена в виде схемы, адаптированной к известной структуре информационной системы в маркетинге, предложенной Ф. Котлером (рис.10.1).
|
|
Как видно из рис. 10.1, организационная структура логистической информационной системы может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем: управления процедурами заказов, научных исследований и связи, поддержки логистических решений и генерирования выходных форм и отчетов. Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологистической внешней средой.
Рис. 10.1 - Организационная структура логистической информационной системы
Прежде чем перейти к описанию отдельных подсистем логистической информационной системы, рассмотрим ее функциональную структуру, которая традиционно в западной литературе по логистическому менеджменту представляется в виде пирамиды (рис. 10.2).
В основании функциональной «пирамиды» логистической информационной системы лежит система операций между звеньями логистической системы, определяющая взаимоотношения между функциональными подразделениями фирмы (в плане реализация логистических функций), логистическими посредниками и потребителями продукции фирмы. На схеме отражены только ключевые функции, связанные со вторым уровнем информационных процедур контроля и учета. Указанные два функциональных уровня логистической информационной системы обычно непосредственно связаны с системой дистрибьюции готовой продукции фирм, в частности с деятельностью центров распределения. На уровне анализа логистические региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информацию в тактических целях для маркетинга, прогнозирования финансовых и операционных производственных показателей. Наконец, на верхнем стратегическом уровне логистика определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планирование и миссией фирмы.
|
|
Планирование | ЛОГИСТИКА | Стратегический уровень (административный или корпоративный уровень) | |||||||||||||||||||
Анализ | Поддержка маркетинга | Прогнозирование в производстве | Финансы | Тактический уровень(региональный или административный уровень) | |||||||||||||||||
Контроль и учет | Отчеты об уровне потребительского сервиса | Управление запасами | Управление складированием | Поддержка транспортировки | Бухгалтерский учет и кредитование | Технический уровень(уровень центров расспределения) | |||||||||||||||
Прием заказов | Контроль логического сервиса | Гарантирование | Учет и инвентаризация запасов | Пополнение запасов | Закупки | Экспедирование | Комплектование | Подготовка документов | Процедуры получения | Поддержка автоматизированного оборудования | Подготовка грузовых отправок | Оформление товарно-транспортных документов | Автоматизация бухгалтерского учета | Автоматизация расчетов с клиентами | Расчеты с персоналом | ||||||
Рисунок 10.2 - Функциональная структура логистической информационной системы
Характеристики системных уровней функциональной структуры логистической информационной системы связаны с достижением определенных стратегических и тактических целей, что отражено в табл. 10.1 Таблица характеризует развитие логистической информационной системы и получение на этой основе конкурентных преимуществ за счет повышения качества продукции (сервиса) и снижения логистических издержек.
Таблица 10.1 - Взаимодействие системных характеристик логистической информационной системы, целей фирмы и конкурентных преимуществ
Уровень функциональной структуры | Системные характеристики уровня | Цели фирмы и конкурентные преимущества |
Стратегическое планирование | Высокий уровень риска Экстенсивные решения преимуществ | Достижение конкурентных преимуществ |
Анализ и принятие решений | Вычислительные аспекты анализа и процедур принятия решений Экспертиза и обучение основных пользователей Концентрация на наиболее эффективных действиях. Оптимизация | Идентификация и определение конкурентных альтернатив |
Контроль и учет | Создание систем контроля и мониторинга Отслеживание обратной связи для совершенствования решений в логистическом менеджменте Ориентация на потребителей | Оценка конкурентных позиций фирмы и потенциальных сфер улучшения бизнеса |
Операции | Высокие затраты на техническое и про-граммное обеспечение Структурированная подготовка отдельных категорий пользователей Концентрация на наиболее эффективных операциях | Конкурентная квалификация |
В организационной структуре логистической информационной системы в качестве одной из основных подсистем выделена подсистема управления процедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Большое значение в этой подсистеме имеет использование концепции «электронного обмена данными» или «электронный документооборот» и основанных на ней стандартов EDI.
Подсистема научных исследований и связи отражает влияние внешней и внутренней среды фирмы на процесс логистического менеджмента и осуществляет взаимодействие между звеньями логистической системы и функциями управления за счет:
|
|
• интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;
• взаимодействия логистического менеджмента с другими корпоративными функциями;
• стратегических установок для организационной структуры логистической системы и персонала;
• интеграции информационных технологий;
• подготовки или покупки технологических решений и использования посредников;
• адаптации к условиям фирмы форм логистических цепей, каналов и сетей, а также функций управления;
• акцентирования на производительности и качестве услуг в логистике.
Рассматриваемая подсистема играет важную роль в отражении изменений и требований как внешней, так и внутренней среды фирмы. Логистический менеджер может использовать эту подсистему для сканирования микро- и макросреды фирмы четырьмя способами:
1) косвенным рассмотрением на основе общего анализа получаемой информации, когда нет определенной заданной цели;
2) прямым рассмотрением, когда информация о внешней и внутренней среде фирмы активно анализируется с заранее сформулированной целью;
3) неформальным исследованием относительно ограниченных и неструктурированных данных
4) формальным исследованием с использованием заранее составленного плана, процедур и методов обработки и анализа получаемой информации.
Для оптимизации результатов оценивания влияния внешней и внутренней среды фирмы на поведение логистической системы логистический менеджер должен использовать ключевые информационные источники подсистемы в процессе мониторинга. Здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, использование информации персоналом фирмы для оценки эффективности своих логистических решений. Например, бухгалтерская информация или информация о ценах на готовую продукцию конкурентов может дать исчерпывающий ответ об эффективности менеджмента; информация о размерах грузовых отправок может быть использована транспортными подразделениями фирмы и т. д. Во-вторых, логистические партнеры фирмы, такие, как поставщики материальных ресурсов, торговые посредники, перевозчики и потребители готовой продукции также могут использовать информацию подсистемы для улучшения координации и снижения собственных затрат. Важное место в рассматриваемой подсистеме принадлежит прогнозированию, и в частности таких его аспектов, как сбор исходной информации, оценка точности, достоверности, использование наиболее эффектных методов прогнозирования.
|
|
Третьим компонентом логистической информационной системы является подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические дели, реализующие, как правило, оптимизационные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:
• базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;
• критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;
• политики/параметров, содержащих основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;
• файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических функций.
В данной подсистеме используется большое число экономико-математических моделей и методов (в частности, прогнозирования) для поддержки решений, принимаемых логистическим менеджментом. Все эти модели и методы можно разделить на три основных класса: оптимизационные, эвристические и имитационные.
Оптимизационные модели принятия решений основаны на методах операционного исчисления: программирования (линейного, нелинейного, динамического, стохастического, целочисленного), математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ, теория случайных процессов, теория идентификации, теория статистических моделей принятия решений и т. п. вариационного исчисления, оптимального управления, теории массового обслуживания, графов, расписаний и т. д. Само перечисление оптимизационных задач, решаемых с помощью информационно-компьютерной поддержки, заняло бы достаточно много места. В частности, для различных логистических функций можно указать следующие задачи:
• оптимальная диспетчеризация в производстве, транспортировке, грузопереработке;
• оптимальное размещение объектов в производстве, распре делении, складировании;
• построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей
• построение оптимальной организационной структуры логистической системы;
• оптимальная маршрутизация;
• определение оптимальной длительности составляющих логистических циклов;
• оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;
• оптимизация параметров систем управления запасами;,
• оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т. д.
В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений логистическим менеджментом фирм.
Четвертый элемент организационной структуры логистической информационной системы — подсистему генерирования выходных форм и отчетов можно представить как выходной интерфейс с остальными компонентами в виде блок – схемы на рис. 10.3
В основу построения логистической информационной системы положены шесть основных принципов.
1)Полнота и пригодность информации для пользователя. Логистический менеджер должен располагать необходимой и полной (достаточной) информацией для принятия решений, причем в необходимом ему виде. Например, информация о запасах или заказах потребителей часто нуждается в предварительной обработке и обычно размещается не там, где логистический менеджер имеет решения. Поэтому логистическая информационная система должна представлять информацию в том месте, того вида и полноты, которая требуется при выполнении соответствующих логистических функций и операций.
Рисунок 10.3 - Подсистема генерирования выходных форм и отчетов
(Интерфейс с внешней средой)
2)Точность. Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Например - информация об уровне запасов в распределительной сети в современных логистических системах допускает не более 1 % ошибок или неопределенности для принятия эффективных решений в физическом распределении, создании запасов и удовлетворении запросов потребителей. Большое значение имеет точность и достоверность исходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в материальных ресурсах и т. п.
3) Своевременность. Логистическая информация должна поступать в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции «точно в срок». Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических функций. Кроме того, многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами решаются в режиме реального времени («on line»). Этого же требуют и многочисленные задачи логистического мониторинга. Требование своевременности поступления и обработки информации реализуется современными логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрения стандартов EDI/EDIFАСТ.
4) Ориентированность. Информация в логистической информационной системе должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения, передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению «узких» мест, резервов экономии ресурсов и т. п.
5)Гибкость. Информация, циркулирующая в логистической информационной системе, должна быть приспособлена для конкретных пользователей и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистического процесса и адаптивны к возможному диалоговому режиму для многих пользовали.
6) Подходящий формат данных. Формат данных и сообщений, меняемый в компьютерных и телекоммуникационных сетях логистической информационной системы, должен максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации. Кроме того, необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в логистической информационной системе.