Естественно-правовая концепция

Правопонимания.

 

Естественное право - понятие политической и правовой мысли, обозначающее совокупность исходных ценностей, принципов, правил, прав, продиктованных естественной природой человека, независимо от конкретных социальных условий и государства. Естественное право выступало всегда как оценочная категория в отношении действующей в данном политическом обществе правовой системы, которая оценивалась как соответствующая или несоответствующая естественному праву и естественной справедливости.

Идея естественного права развивалась еще в древности, особенно в античном обществе. Она использовалась Аристотелем, а позже была воспринята римскими философами. Цицерон утверждал, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. В Средние века естественное право было составной частью религиозного учения Фомы Аквинского.

Свое наивысшее социальное звучание идея естественного права получила в XVII-XVIII вв. в качестве основного идеологического орудия борьбы прогрессивных сил общества с феодальным строем. Идеологи просвещения - Локк, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбах, Радищев, широко использовали идею естественного права для критики феодализма. Идея естественного права нашла отражение в американской Декларации независимости 1776 г., во Франции в Декларации прав человека 1789 г.

В XIX в. происходит отказ от идей естественного прав, на смену им приходят идеи социологического позитивизма. В начале ХХ в. прозвучали призывы к «возрождению естественного права» как протест против господства позитивизма в философии и юриспруденции. Однако действительное возрождение естественного права, его расцвет в Западной Европе пришелся на первые 10-15 лет после II-й мировой войны как протест против фашистской идеологии, оправданной юридическим позитивизмом.

Идея возрожденного естественного права в сущности состоит в противопоставлении позитивистскому правопониманию естественно-правовой концепции. Идея естественного права не представляет собой какую-либо единую концепцию. Главное здесь - различение права и закона. Причем, концепции возрожденного естественного права связаны с антитоталитаристской трактовкой права. То есть естественное право, которое трактуется как объективное, нравственное, разумное по своей природе право противопоставляется праву позитивному, как субъективно-властному установлению. Юридический позитивизм обвиняется в том, что следуя его установкам можно легитимировать любой произвол.[7]

Каждое из многочисленных направлений учений о естественном праве развивает свое представление об этой категории, истоках естественного права, смысле, формах проявления, задачах. Следует отметить, что все концепции естественного права исходят из того, что не может быть в принципе какого-то одного естественного права, а было и есть множество отдельных, особенных естественных прав, точнее их концепций и версий.[8]

Однако разные естественно-правовые учения наряду с их различиями имеют нечто общее. Все концепции сходятся на различении права и закона, естественного и позитивного права в том смысле, что естественное право объективно, а позитивное право искусственно, произвольно. Причем с точки зрения теории естественного права оно получает положительную оценку, а позитивное право - отрицательную. Противопоставление естественного и искусственного права представляет собой всеобщий принцип естественного права.

Смысловое содержание универсального принципа естественного права включает в себя следующие моменты: 1) данный принцип, определяя право как сферу своего применения и действия, отрицает правовой смысл принципа позитивного права и утверждает наличие естественного права как собственно права в исходном, безусловном и подлинном смысле этого явления и понятия; 2) этот принцип - в своем противопоставлении естественного и позитивного права - обозначает противоположность двух качественно разных сфер - противоположность «естественного» (включая естественное право) и «искусственного» (включая позитивное право). Причем «естественное» (включая естественно право) - это нечто исходно объективное, подлинное, независящее от человека, а «искусственное» (включая позитивное право) - нечто вторичное, производное, условное, неподлинное, зависящее от человеческого усмотрения и в целом негативное по качеству, как уклонение, отрыв и противоположность естественному; 3) естественное право и позитивное право, согласно естественноправовому принципу, выступают как взаимосвязанные противоположности и как подразумевающие друг друга парные категории. В этом плане естественное право - в его соотношении с позитивным правом представляет собой основу, базу для позитивного права. Это критерий, которому должно соответствовать позитивное право, чтобы иметь правовой характер; 4) универсальный естественно-правовой принцип и соответственно универсальное понятие естественного права - это принцип и понятие универсальной модели естественного права, которая выступает как универсальный образец для всех отдельных видов естественного права, хотя не является принципом и понятием для отдельного, особенного, отличного от других вида естественного права.[9]

Современные теории естественного права опираются на различные направления, к которым относятся: 1)религиозные учения - неотомизм; 2) учения об объективном разуме и объективной идее права - неогегельянство; 3) учение об априорных правовых субстанций и ценностей - феноменологическая концепция; 4) учение и природе вещей, трактуемой с позиций должного и сущего - неокантианство; 5) учение о существовании человека - экзистенциализм; 6) учение о живом юридическом языке, процессах исторического правопонимания - герменевтика.[10]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: