Конституционные ограничения должности президента

Тем, кто считает, что у президента много власти

 

Президент России не является органом власти. По Конституции, принятой народом в 1993 году, существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Ни к одной из них президент не относится.

 

Статья 10

"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны ".

 

Конституционные ограничения должности президента

 

Не имеет права превышать властные полномочия, данные ему по Конституции (узурпировать власть):

Статья 3 Часть 4

"Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

 

Существует механизм отрешения президента от должности со стороны Думы:

Статья 103 Часть 1

"К ведению Государственной Думы относятся:

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности".

 

Ограничение в издании указов и распоряжений:

Статья 90 Часть 3

"Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам".

А значит могут быть только во исполнение Конституции и законов.

 

Не может самостоятельно издать закон:

Статья 84

"г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы".

 

Не вправе приостанавливать законы, постановления, если они соответствуют Конституции:

Статья 85 Часть 2

"Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом".

 

Не имеет права давать толкование законов:

Статья 125 Часть 5

" Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации".

 

Не может самостоятельно назначить председателя правительства:

Статья 83 пункт а

"назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации".

Статья 111 Часть 1

"Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы ".

Статья 103 Часть 1

"К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации".

 

Не может самостоятельно назначить заместителей председателя правительства, министров:

Статья 112 Часть 2

" Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров".

Статья 83 пункт д

" по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров".

 

Не может самостоятельно назначить или освободить от должности председателя ЦБ:

Статья 83 пункт г

" представляет Государственной Думекандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации".

Статья 103 Часть 1

"К ведению Государственной Думы относятся:

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации".

 

Не может самостоятельно назначать и освобождать от должностей судей, генерального прокурора.

Статья 83 пункт е

" представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров".

Статья 102 Часть 1

" К ведению Совета Федерации относятся:

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации".

 

Ограничение в роспуске Госдумы:

Статья 109 Часть 1

"Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации".

 

Может задавать вектор развития государства только в соответствии с законом.

Статья 80 Часть 3

"Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: