Государственное регулирование ценообразования в торговле

Влияние государства на процессы ценообразования в торговом обороте объясняется необходимостью обеспечения общественных интересов.

Под системой государственного регулирования ценообразования понимается совокупность органов федеральной исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, располагающих полномочиями по регулированию хозяйственной (в том числе торговой) деятельности. В указанную систему входят Правительство РФ, Федеральная антимонопольная служба, исполнительные органы субъектов РФ, уполномоченные осуществлять государственное регулирование.

Функции разработки и осуществления мер по проведению единой политики цен возложены на Правительство РФ. Ведущее место в данной сфере занимала Федеральная служба по тарифам, полномочия которой были переданыФедеральной антимонопольной службе (действует в соответствии с
Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 (ред. от 25.01.2017) "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" также установлен перечень продукции, цены на которую могут регулироваться по усмотрению самих субъектов РФ:

- снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравниваемых к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

- наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах,профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Цены, применяемые в коммерческой деятельности. В коммерческой деятельности применяются различные виды цен. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.

Свободные (рыночные)цены – это цены, которые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Переход на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию, работы и слуги, был закреплен Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. №297(ред. от 28.02.1995) «О мерах по либерализации» «цен».

Регулируемые цены – это цены, в отношении которых непосредственно применяются административно-правовые рычаги воздействия: фиксированные цены, минимальные, предельные цены и тарифы, предельные коэффициенты изменения цен, предельные уровни рентабельности, предельные торгово-снабженческие надбавки, предельные надбавки к оптовым ценам.

Фиксированные цены – это цены, которые устанавливаются государством для хозяйствующих субъектов в виде строго определенных сумм на единицу или определенный объем (массу) товара.

Минимальные цены – это цены, которые применяются в тех случаях, когда при сохранении относительно высокой нормы прибыли хозяйствующего субъекта имеется возможность снижения цены на товар, но государство не заинтересовано в расширении спроса на данный товар.

Предельные цены –это цены, которые устанавливают ценовой предел на товар, выше которого хозяйствующий субъект не вправе изменять цену.

Предельные коэффициенты изменения цен – представляют собой определенные цифровые обозначения, кратно которым может быть изменена цена или тариф. Иными словами, они определяют верхний и нижний пределы свободного усмотрения хозяйствующего субъекта по формированию цены на товар.

Предельные уровни рентабельности – предназначены для регулирования цены на товар с помощью ограничения нормы прибыли хозяйствующего субъекта.

Предельные торгово-снабженческие надбавки- метод государственного регулирования цен, применение которого допускает увеличение стоимости приобретенного ранее для продажи товара лиши на величину, определенную государством. При этом рентабельности может расти, если продавец снижает издержки своей хозяйственной деятельности при сохранении прежнего предела торговой надбавки. Наиболее часто данный метод применяется в сфере розничной торговли продовольственными товарами.

Предельные надбавки к оптовым ценам –способ государственного регулирования цены, по которому продавец не вправе реализовать товар конечному потребителю по цене, превышающей цену предприятия-производителя на установленный государством предел. Сущность данного метода состоит в сокращении числа посредников между производителем и потребителем.

В зависимости от назначения различают оптовые и розничные цены.

Оптовая цена – это цена товара, продаваемого крупными партиями.

Розничная цена – это цена, по которой товар реализуется населения. Розничная цена складывается из оптовой цены и торговой наценки, необходимой для покрытия издержек и получения прибыли торгующими субъектами. В связи с экономией на торговых издержках оптовая цена всегда ниже розничной.

В зависимости от сферы применения различают внутренние и мировые цены

Внутренние цены – это цены товаров по сделкамво внутреннем обороте.

Мировые цены – это свободные цены, применяемые по регулярным экспортным и импортным контрактам[5].


Заключение

В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности. Нынешнюю ситуацию характеризуют: преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства; превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике; многообразие форм собственности; становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности; утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, благотворительные и иные общественные фонды и т.д.); формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности. Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации – важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы. В новом Кодексе, в частности, жёстко регламентированы организационно-правовые формы коммерческой деятельности. А это означает, что все без исключения действующие коммерческие структуры должны быть приведены в соответствие с введёнными Гражданским Кодексом нормами. Новые правила, относящиеся к тому или иному виду коммерческой деятельности, сопоставляются со старыми. Это облегчит усвоение новых правил и адаптацию действующих организационно-правовых форм. Ни одна из организационно-правовых форм не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. При определённых условиях и по определённым правилам каждая из них способна преобразовываться в другие формы. Данное обстоятельство очень важно, ибо позволяет вести коммерческую деятельность более гибко и динамично.


Список литературы

Нормативные акты:

1. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

2. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании"

3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности "

4. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Основная литература:

5. Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция.-2017—с. 19—21.

6. Андреева Л.В. Коммерческое право России.-2016г.

7. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства.//Хозяйство и право.—2017.—с. 59—67

8. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. Перевод с немецкого Л.А. Козлова и Ю.И. Куколева. Общая редакция Л.И. Цедилина и К. Херрманн-Пиллата. Вступительная статья О.Р. Лациса.
(Москва: Издательская группа «Прогресс», Фирма «Универс», 1995. - Серия «Экономическая мысль Запада»)

9. Трунина Е.В. Коммерческое право-Юрист-2016.

10. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика: промежуточный уровень. Учебник. Издательство "Проспект", 2016.

 


[1]Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 30.10.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

[2]Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании"

[3] Трунина Е.В. Коммерческое право-Юрист-2016.

 

[4]Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О лицензировании отдельных видов деятельности "

[5]Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: