Художественный образ

Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природой материй музыки – акустическими качествами музыкального звука.

В литературе и поэзии художественный образ создаётся на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используется все три средства.

Художественный образ – специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника и воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме: пластической, звуковой, словесной.

Художественный образ – первое зрительское впечатление – первый барьер, который зритель преодолевает на пути восприятия искусства. Зрительный образ или сразу же привлекает его внимание и, тем самым рождает ко всему происходящему на сцене. Или воспринимается с холодным безразличием, которое потом приходится преодолевать другими сценическими средствами.

Проведя всю вышеописанную работу, режиссер перехо­дит к самому ответственному периоду - решению художест­венного образа спектакля, выбору выразительных средств.

Главный вопрос на этом этапе - как передать зрителю свой замысел? Какие средства способны вызвать адекватные его ожиданиям мысли и чувства? Режиссеру предстоит создать художественный эквивалент, обобщающий и концентрирую­щий в себе три правды (по В. И. Немировичу-Данченко).

1. Правда - социальная, историческая;

2. Правда - бытовая, жизненная - состоящая в том, как ходят, что едят,

во что одеваются и т. д.

3. Правда - театральная. Что это такое? Прежде всего — мера условности изображения правды исторической и правды жизненной. И тут довольно большой диапазон - от фантастического абстракционизма до натурализма, от эстет­ства с его утонченностью вкусов до театра Арто, шокирую­щего своей жестокостью.

Все это, преломленное в творческой индивидуальности режиссера.

Материал для образного воплощения спектакля – актёры, мизансцены, многообразие темпо-ритмов, композиция, атмосфера, свет и музыка.

Режиссёр соавтор драматурга, выразительными средствами режиссёра выступают мизансцена, атмосфера

И т

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РЕЖИССУРЫ.

Атмосфера.

Атмосферой в театре называют то состояние, чувства, настроения, которое окружает тот или иной эпизод, действие или спектакль в целом. Одной из составляющих атмосферы являются чувства и переживания каждого персонажа. Как можно проследит процедуру атмосферы в целом. Так можно и проследить партитуру чувств и состояний персонажа.

Атмосфера всегда есть результат событий, которые происходят в представлении, а также результат оценок.

Атмосфера – результативная категория. Она зависит не только от того, что происходило, но и от того, как происходит. Атмосфера, является одним из выразительных средств сценического искусства и не не может быть иллюстрацией места действия и времени.

Атмосфера создаётся постепенно, складывается из множества элементов, заданных автором и сочинённых режиссёром.

А. Д. Попов считает: «Через взаимодействие человека с окружающими людьми и обстановкой возникает сценическая атмосфера».

В театр понятие «атмосфера» пришло из жизни. Атмосфера – явление глубоко человеческое, и в центре её находится человек – действующий, мыслящий, чувствующий.

Атмосфера – это как бы материальная среда, в которой живёт, существует актёрский образ, в неё входят: шумы, звуки, ритмы, характер освещения, вещи и т.д.

Атмосфера – понятие динамическое, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий. Это воздух времени и места, в котором живут люди., окружённые миром звуков и всевозможных вещей.

Необходимо отыскать тот эмоциональный возбудитель, который поможет найти среду, максимально выражающую процесс внутреннего течения «жизни человеческого духа». В этом сопряжении среды и внутренней жизни человека и проявиться убедительность или неубедительность замысла.

Для этого непременно нужно найти точное сочетание происходящего с жизнью до и после, параллельно развивающемуся действию, либо в контрасте с тем, что происходит, либо в унисон… Это сочетание сознательно организованное и создаёт атмосферу.

Атмосфера о многом рассказывает зрителям, а вместе с тем она является важным стимулом творчества актёра.

В не атмосферы не может быть образного решения. Это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении каждого момента спектакля.

Огромную роль в создании сценической атмосферы играет художественное оформление и музыка, она практически связана с действием и призвана раскрывать и дополнять сущность произведения.

Сценическая атмосфера помогает добиться стилевого единства и способствует созданию целостного образа спектакля.

Михаил Чехов определил следующие функции атмосферы:

1) связь со зрителем (зритель - играет вместе с актёром, сочувствует

и доверяет ему);

2) воссоздание и поддержка творческой атмосферы актёров (наслаждение новыми деталями в игре, поддержка живой творческой активности);

3) усиление художественной выразительности на сцене;

4) эстетическое удовлетворение зрителей.

 

Большое значение имеет атмосфера репетиций.

Возникая стихийно, она может стать предпосылкой к обнаружению актёрами верного камертона будущего спектакля.

Для создания сказочной атмосферы необходимо учитывать: музыку, звуки, декорацию, костюмы, приспособления, свет и многое другое. Особенно важно, когда сказка для детей. Эмоциональный фон создают яркие краски и зрелищные элементы, тогда и атмосфера будет насыщена весельем, переживанием за положительного героя, вызывать максимальный интерес детей к происходящему на сцене.

Сценическая атмосфера порождается основным событием, взаимосвязано со сквозным действием пьесы и одновременно является следствием причины этих событий.

Режиссер - постановщик - наименование относительно новое. Во Франции по сей день вместо «режиссер» говорится - «мизансцены такого-то». Мейерхольд подписывал афиши: «Автор мизансцен».

До революции в провинции шли спектакли «по мизансценам Станиславского», «по мизансценам Рейнгардта».

Режиссёр соавтор драматурга, выразительными средствами режиссёра выступают мизансцена, атмосфера и темпо-ритм.

Мизансцена ( франц. mise en scиne -- размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Это расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде

Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцен находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Процесс отбора точных мизансцен связан с работой художника в театре, который вместе с режиссёром находит определённое пространственное решение спектакля и создаёт необходимые условия для сценического действия. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично. Энциклопедическое объяснение мизансцены не полно. Не сказано, что мизансцена имеет не только пространственную, но и временную протяженность, что она связана не только с художником, но находится в особой взаимосвязи со словом и музыкой. Наиболее верно, хотя несколько громоздко, суть термина «мизансцена» определил С.М.Эйзенштейн: «мизансцена в самом узком смысле слова - сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на сцене… Сплетение самостоятельных линий действия со своими обособленными закономерностями тонов своих ритмических рисунков и пространственных перемещений в единое гармоническое целое».

Мизансцена - это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой, действующий человек. Цвет, свет, шумы и музыка - дополнительные, а слово и движение - основные ее компоненты.

Мизансцена, рожденная и исторгнутая из глубин режиссерского сердца, мизансцена развернутая во времени и пространстве, часто звучит как режиссерская новелла, музыкальная сюита или злая эпиграмма.И если это звучание связано с эмоциональным зерном пьесы, поэтическим строем произведения, оно волнует зрителя и неотъемлемо от мыслей и чувств, возбуждаемых пьесой.

Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы выраженными пластически через актеров. Как танец - язык балета, так пластическая выразительность непрерывной цепи мизансцен является языком режиссера.

Режиссер знает, что сценическое действие являет собой процесс борьбы движущих сил пьесы. Логика развития этой борьбы, то есть сквозное действие, имеет внутри каждой картины или акта ряд напряженных этапов, которые режиссер и формирует в мизансцене. Нельзя лепить мизансцены из пассивной актерской массы. Необходимо иметь разбуженного к действию, целесообразно действующего актера. В эпоху деспотического господства режиссера в театре… режиссер, заранее разрабатывая весь план постановки, намечал, считаясь, конечно, с данными участников спектакля, общие контуры сценических образов и указывал актерам все мизансцены. В настоящее время творческая работа режиссера должна совершаться совместно с работой актеров, не опережая и не связывая ее.

Мизансцена всегда есть картина перемещений и поступков персонажей. Это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой человек.

Мизансцена имеет свою мизансцену и темпо - ритм. Хорошая образная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач. Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена. Мизансцена это самое материальное средство творчества режиссера. Мизансцена- если она точна, то уже есть образ. Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.

В зависимости от жанра и стиля произведения мы должны сначала спланировать общую композицию события, четко определить линию развития действия, вместе с тем, следует примерно прикинуть, где на какой плоскости играется тот или иной отрезок действия. Каждый действенный факт должен иметь свое определенное место в пространстве, где он будет развертываться. Выстраивая спектакль необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия говоря в это время по-своему.

Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой, тогда, когда исполнители находятся на первом плане.

Ибо здесь даже самое маленькое движение считается как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации. Как только язык мизансцены становится выражением внутренней жизни героя, сверхзадачи, она обретаем богатство и многообразие.

Разновидности мизансцен:

Нам известны плоскостные, глубинные, мизансцены, построенные по горизонтали, вертикали, диагональные, фронтальные. Мизансцены прямолинейные, параллельные, перекрестные, построенные по спирали, симметричные и асимметричные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: